16 февраля 2020, 10:05

Берлинский метрополитен — один из старейших в мире. За более чем столетнее существование он пережил нацистов, использование в качестве бомбоубежища во время Второй мировой войны и перерезание сети после возведения Берлинской стены. Вместе с городской электричкой метрополитен Берлина сегодня составляет основу общественного транспорта столицы Германии – одной их самых удобных транспортных систем в мире.

Схема транспортной системы Берлина

Идею строительства метро в Берлине впервые в 1880 году высказал знаменитый инженер Вернер фон Сименс. Городские власти поначалу с недоверием отнеслись к его идее – опасались, что подземные тоннели разрушат систему городской канализации. После долгих обсуждений в 1896 году наконец был утвержден проект строительства первого шестикилометрового участка, целиком проходящего по эстакаде.

Вход на станции метрополитена Берлина обозначены символом «U»

15 февраля 1902 года по первой линии, соединившей между собой Штралауэр Тор и Зоологический сад, с небольшим ответвлением на Потсдамскую площадь, прошёл первый поезд (сегодня это часть линии U1 – старейший действующий участок Берлинского метрополитена). В вагоне первого поезда почётное место занял кайзер Вильгельм II. Это, кстати, оказалось его единственной поездкой на метро. А через три дня метрополитен открылся для обычных пассажиров.

Станция Schlesisches Tor (1902 г.)

Метро Берлина делится на подземное и наземное. Расположенное непосредственно под землей U-Bahn (Untergrundbahn), функционирует исключительно в центральной черте города, а метро на поверхности S-Bahn (Stadtschnellbahn), напоминающее наши электрички, сможет не только быстро доставить вас практически в любую точку города, но и в пригороды.

Станция Spittelmarkt (1908 г.)

Сегодня U-Bahn состоит из 10 основных линий с многочисленными ответвлениями общей длиной почти 152 км со 173 станциями. При этом около 80% путей проходят под землей. Самая глубокая станция находится на глубине чуть более десяти метров. Самой длинной линией (и полностью подземной) является линия U7 (32 км). Линия U55 – самая короткая – всего 1,4 км. За год метро Берлина перевозит почти 1,5 млрд пассажиров.

До 1913 года велось строительство Kleinprofil (узкопрофильной) сети в Берлине, Шарлоттенбурге, Шёнеберге и Вильмерсдорфе. В 1930-х годах началось строительство Großprofil (широкопрофильной) сети, которая стала основой первых линий с юга на север Берлина. Именно поэтому в берлинском метро используется два типа вагонов – узкопрофильные (на линиях U1…U4) и широкопрофильные (на линиях U5…U9).

Подвижной состав Берлинского метрополитена

Оба типа вагонов используют стандартную колею 1435 мм, но отличаются габаритами: узкопрофильные вагоны имеют ширину 2,3 м и высоту 3,1 м, а широкопрофильные вагоны имеют ширину 2,65 м и высоту 3,4 м. Оба типа используют постоянный ток напряжением 750 вольт. Система токосъёма – посредством контактного рельса, расположенного в стороне от ходовых. Причем вагоны узкого габарита используют «английскую» систему верхнего токосъёма (контактный рельс расположен головкой вверх), а широкого – «американскую» систему с нижним токосъёмом, при которой токосъемники прижимаются к головке закрепленного подошвой вверх на кронштейнах контактного рельса снизу.

Внутри современного состава метрополитена Берлина

Парк подвижного состава берлинского метро составляют более 1,2 тыс. вагонов. Средний возраст вагонов – около 30 лет (на некоторых линиях до 50 лет). Кстати, кондиционерами поезда и станции берлинского метро не избалованы.

В будни Метро Берлина начинает свою работу в 4 часа утра, а заканчивает в час ночи. В час пик поезда ходят с 3…4-минутными интервалами, в остальное время – каждые 5…10 минут. С 2003 года введены ночные маршруты (на всех линиях кроме U4) в ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье с 15-минутными интервалами. В остальные дни по маршрутам линий метро ходят ночные автобусы, также с интервалом в 15 минут.

Узкопрофильный вагон

На станциях и в тоннелях метро доступна мобильная связь. Она появилась ещё в 1995 году и стала одной из первых подобных систем в метро. Также на всех станциях есть бесплатный Wi-Fi. На большинстве пересадочных станций расположены магазины, кафе и отделения банков. На платформах многих станций работают киоски, продающие прессу, снеки и даже алкоголь.

Весы на станции берлинского метро

Одной из особенностей берлинского метрополитена являются чугунные весы, расположенные на некоторых станциях. Они были изготовлены в количестве 55 штук в 20–30 годах XX века машиностроительной фабрикой Зилафф по заказу берлинского метрополитена. Стоимость взвешивания составляет 10 евроцентов, результат распечатывается на маленькой бумажке. На самих весах приведена таблица рекомендованного соотношения рост-вес.

Железнодорожная сеть берлинской городской электрички S-Bahn длиной 331 км насчитывает 165 станций. Большинство станций – наземные с островной платформой и навесом от дождя. Поезда здесь шире, чем поезда U-Bahn широкого профиля. Среднее расстояние между станциями и средняя скорость движения значительно превосходят эти показатели берлинской подземки.

Автомат по продаже билетов

На все виды городского транспорта Берлина действуют общие билеты. Транспортная сеть делится на несколько зон, в зависимости от которых формируется стоимость проезда. Стоимость единого билета на 2 часа с любыми пересадками в метро и других видах общественного транспорта Берлина составляет 2,8 евро. Вход на станции по безбарьерному принципу со свободной валидацией билетов. Контроль оплаты проезда происходит непосредственно в поездах, осуществляется редко, но сразу несколькими бригадами контролёров. Штраф за безбилетный проезд составляет 60 евро.

Турникет и автомат по продаже билетов

Во время Второй мировой войны большинство станций метрополитена использовалось в качестве бомбоубежищ. Англо-американские бомбардировки наносили значительный урон метрополитену. Несмотря на то, что повреждения устранялись достаточно быстро, во время войны метро работало с постоянными сбоями. Например, в разгар боёв за Берлин 25 апреля 1945 года, работа метро была полностью прекращена после выхода из строя питающей электростанции. Неделей позже тоннель с севера на юг был взорван и затоплен: на железнодорожной станции Берлин-Фридрихштрассе вода попала в метро, затопив более 25 км подземных тоннелей. Однако уже 14 мая 1945 года, благодаря действиям коменданта Берлина Н.Э. Берзарина, движение поездов было перезапущено, а к концу мая 1945 года действовали 5 линий протяжённостью 61 км.

После войны, чтобы не закрывать метро в ходе восстановительных работ, на некоторых участках поезда ходили в раскрытых тоннелях, где до войны над ними была проезжая часть.

После разделения Берлина на западный и восточный были разорваны четыре линии берлинского метро и городской электрички. Семь станций на линии U6 и восемь станций на линии U8 были закрыты, так как эти линии шли из западного сектора в западный через восточную часть. Было принято решение не разрывать линии западного метрополитена, а только закрыть станции, находящиеся в восточном секторе. Исключением стала только станция Фридрихштрассе, на которой был организован КПП. Линия U2 была разорвана после станции Тельманплац (сейчас – Моренштрассе). Находившаяся в приграничной зоне станция Потсдамская площадь также была закрыта. Большая часть линий и станций остались в западной части города. В столице ГДР Восточном Берлине осталось лишь две линии U2 и U5, переименованные соответственно в линии А и Е. Кроме того, метрополитен в Восточном Берлине стал единственным на территории ГДР.

В ноябре 1989 года началось восстановление единой системы. Сначала для пассажиров открылась бывшая «слепая» станция Янновицбрюке, затем и другие станции линии U8. К 1 июля 1990 года пограничный контроль был полностью отменён. Линии метро Восточного Берлина были переименованы: линия A снова превратилась в U2, линия E – в U5. Полностью восстановленная линия U2 была открыта в ноябре 1993 года. Работа метрополитена Берлина как единой системы была запущена в октябре 1995 года после 34-летнего перерыва.

Современный состав на линии U7

Все фотографии взяты из открытых источников.

2
Оставить комментарий

avatar
2 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
2 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
Vladimir_Diyachkov_046Igor_Gusev_190 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Igor_Gusev_190
Гость
Igor_Gusev_190

Спасибо. Очень интересный экскурс.

Vladimir_Diyachkov_046
Участник

Спасибо за прекрасную статью!