Берлинский метрополитен — один из старейших в мире. За более чем столетнее существование он пережил нацистов, использование в качестве бомбоубежища во время Второй мировой войны и перерезание сети после возведения Берлинской стены. Вместе с городской электричкой метрополитен Берлина сегодня составляет основу общественного транспорта столицы Германии – одной их самых удобных транспортных систем в мире.
Идею строительства метро в Берлине впервые в 1880 году высказал знаменитый инженер Вернер фон Сименс. Городские власти поначалу с недоверием отнеслись к его идее – опасались, что подземные тоннели разрушат систему городской канализации. После долгих обсуждений в 1896 году наконец был утвержден проект строительства первого шестикилометрового участка, целиком проходящего по эстакаде.
15 февраля 1902 года по первой линии, соединившей между собой Штралауэр Тор и Зоологический сад, с небольшим ответвлением на Потсдамскую площадь, прошёл первый поезд (сегодня это часть линии U1 – старейший действующий участок Берлинского метрополитена). В вагоне первого поезда почётное место занял кайзер Вильгельм II. Это, кстати, оказалось его единственной поездкой на метро. А через три дня метрополитен открылся для обычных пассажиров.
Метро Берлина делится на подземное и наземное. Расположенное непосредственно под землей U-Bahn (Untergrundbahn), функционирует исключительно в центральной черте города, а метро на поверхности S-Bahn (Stadtschnellbahn), напоминающее наши электрички, сможет не только быстро доставить вас практически в любую точку города, но и в пригороды.
Сегодня U-Bahn состоит из 10 основных линий с многочисленными ответвлениями общей длиной почти 152 км со 173 станциями. При этом около 80% путей проходят под землей. Самая глубокая станция находится на глубине чуть более десяти метров. Самой длинной линией (и полностью подземной) является линия U7 (32 км). Линия U55 – самая короткая – всего 1,4 км. За год метро Берлина перевозит почти 1,5 млрд пассажиров.
До 1913 года велось строительство Kleinprofil (узкопрофильной) сети в Берлине, Шарлоттенбурге, Шёнеберге и Вильмерсдорфе. В 1930-х годах началось строительство Großprofil (широкопрофильной) сети, которая стала основой первых линий с юга на север Берлина. Именно поэтому в берлинском метро используется два типа вагонов – узкопрофильные (на линиях U1…U4) и широкопрофильные (на линиях U5…U9).
Оба типа вагонов используют стандартную колею 1435 мм, но отличаются габаритами: узкопрофильные вагоны имеют ширину 2,3 м и высоту 3,1 м, а широкопрофильные вагоны имеют ширину 2,65 м и высоту 3,4 м. Оба типа используют постоянный ток напряжением 750 вольт. Система токосъёма – посредством контактного рельса, расположенного в стороне от ходовых. Причем вагоны узкого габарита используют «английскую» систему верхнего токосъёма (контактный рельс расположен головкой вверх), а широкого – «американскую» систему с нижним токосъёмом, при которой токосъемники прижимаются к головке закрепленного подошвой вверх на кронштейнах контактного рельса снизу.
Парк подвижного состава берлинского метро составляют более 1,2 тыс. вагонов. Средний возраст вагонов – около 30 лет (на некоторых линиях до 50 лет). Кстати, кондиционерами поезда и станции берлинского метро не избалованы.
В будни Метро Берлина начинает свою работу в 4 часа утра, а заканчивает в час ночи. В час пик поезда ходят с 3…4-минутными интервалами, в остальное время – каждые 5…10 минут. С 2003 года введены ночные маршруты (на всех линиях кроме U4) в ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье с 15-минутными интервалами. В остальные дни по маршрутам линий метро ходят ночные автобусы, также с интервалом в 15 минут.
На станциях и в тоннелях метро доступна мобильная связь. Она появилась ещё в 1995 году и стала одной из первых подобных систем в метро. Также на всех станциях есть бесплатный Wi-Fi. На большинстве пересадочных станций расположены магазины, кафе и отделения банков. На платформах многих станций работают киоски, продающие прессу, снеки и даже алкоголь.
Одной из особенностей берлинского метрополитена являются чугунные весы, расположенные на некоторых станциях. Они были изготовлены в количестве 55 штук в 20–30 годах XX века машиностроительной фабрикой Зилафф по заказу берлинского метрополитена. Стоимость взвешивания составляет 10 евроцентов, результат распечатывается на маленькой бумажке. На самих весах приведена таблица рекомендованного соотношения рост-вес.
Железнодорожная сеть берлинской городской электрички S-Bahn длиной 331 км насчитывает 165 станций. Большинство станций – наземные с островной платформой и навесом от дождя. Поезда здесь шире, чем поезда U-Bahn широкого профиля. Среднее расстояние между станциями и средняя скорость движения значительно превосходят эти показатели берлинской подземки.
На все виды городского транспорта Берлина действуют общие билеты. Транспортная сеть делится на несколько зон, в зависимости от которых формируется стоимость проезда. Стоимость единого билета на 2 часа с любыми пересадками в метро и других видах общественного транспорта Берлина составляет 2,8 евро. Вход на станции по безбарьерному принципу со свободной валидацией билетов. Контроль оплаты проезда происходит непосредственно в поездах, осуществляется редко, но сразу несколькими бригадами контролёров. Штраф за безбилетный проезд составляет 60 евро.
Во время Второй мировой войны большинство станций метрополитена использовалось в качестве бомбоубежищ. Англо-американские бомбардировки наносили значительный урон метрополитену. Несмотря на то, что повреждения устранялись достаточно быстро, во время войны метро работало с постоянными сбоями. Например, в разгар боёв за Берлин 25 апреля 1945 года, работа метро была полностью прекращена после выхода из строя питающей электростанции. Неделей позже тоннель с севера на юг был взорван и затоплен: на железнодорожной станции Берлин-Фридрихштрассе вода попала в метро, затопив более 25 км подземных тоннелей. Однако уже 14 мая 1945 года, благодаря действиям коменданта Берлина Н.Э. Берзарина, движение поездов было перезапущено, а к концу мая 1945 года действовали 5 линий протяжённостью 61 км.
После разделения Берлина на западный и восточный были разорваны четыре линии берлинского метро и городской электрички. Семь станций на линии U6 и восемь станций на линии U8 были закрыты, так как эти линии шли из западного сектора в западный через восточную часть. Было принято решение не разрывать линии западного метрополитена, а только закрыть станции, находящиеся в восточном секторе. Исключением стала только станция Фридрихштрассе, на которой был организован КПП. Линия U2 была разорвана после станции Тельманплац (сейчас – Моренштрассе). Находившаяся в приграничной зоне станция Потсдамская площадь также была закрыта. Большая часть линий и станций остались в западной части города. В столице ГДР Восточном Берлине осталось лишь две линии U2 и U5, переименованные соответственно в линии А и Е. Кроме того, метрополитен в Восточном Берлине стал единственным на территории ГДР.
В ноябре 1989 года началось восстановление единой системы. Сначала для пассажиров открылась бывшая «слепая» станция Янновицбрюке, затем и другие станции линии U8. К 1 июля 1990 года пограничный контроль был полностью отменён. Линии метро Восточного Берлина были переименованы: линия A снова превратилась в U2, линия E – в U5. Полностью восстановленная линия U2 была открыта в ноябре 1993 года. Работа метрополитена Берлина как единой системы была запущена в октябре 1995 года после 34-летнего перерыва.
Все фотографии взяты из открытых источников.
Спасибо. Очень интересный экскурс.
Спасибо за прекрасную статью!