8 ноября 2020, 10:00

Амстердам – один из старейших городов Европы, «Северная Венеция», город удивительной архитектуры, сотен каналов и тысячи мостов. Он очаровывает и влюбляет в себя с первого взгляда, это место по-настоящему свободных нравов с уютной атмосферой старого европейского города. В Амстердаме каждый найдет что-то своё: от походов по музеям и просмотра достопримечательностей до вкусной кухни местных ресторанов и шумных вечеринок.

Схема метро и трамвайных маршрутов Амстердама

Первые планы сооружения подземной железной дороги в Амстердаме относятся к 1920-м годам, однако тогда дело застопорилось ещё на этапе проектирования. К обсуждению идеи строительства метрополитена в Амстердаме вернулись только в середине прошлого века. Послевоенный демографический бум и рост автомобильного движения значительно изменили представление о подземном рельсовом транспорте Амстердама: если в 1920-х годах сооружение метрополитена посчитали слишком дорогой затеей, то в середине 1950-х он уже представлялся единственным способом решения транспортных проблем города. В середине 1960-х годов в муниципалитет Амстердама было представлено несколько вариантов перспективного развития метро. 16 мая 1968 года наконец-то было принято решение о начале строительства метрополитена. В соответствии с принятым проектом в столице Нидерландов должны были быть построены четыре линии, которые соединили бы центр города с окраинами и заменили бы существующие трамвайные линии. 14 октября 1977 года первые две линии метрополитена Амстердама приняли первых пассажиров.

Тестовая поездка в метро Амстердама (1975 год)

Сегодня метрополитен Амстердама состоит из пяти линий с 39 станциями, общей протяжённостью 42,7 км. Положа руку на сердце, назвать «подземкой» метро Амстердама можно с большой натяжкой – под землей находится лишь 3,5 км между станциями Centraal и Amstel. Метрополитен принадлежит городу и обслуживается компанией общественного транспорта Gemeente Vervoerbedrijf (GVB), которая также управляет трамваями, бесплатными паромами и местными автобусами. Ежедневно метрополитеном столицы Нидерландов пользуются около 250 тысяч пассажиров. В метро Амстердама действует одна самостоятельная линия, на остальных участках действует маршрутная система движения поездов.

Пробный поезд в метро Амстердама (10 октября 1977 года)

Три маршрута начинаются от станции Centraal: две самые старые линии 53 (красная) и 54 (жёлтая) соединяют центр города с городами Diemen и Duivendrecht, расположенными в пригороде и районом Amsterdam-Zuidoost на юго-востоке города, а линия 51 (оранжевая) сначала идёт на юг, а затем следует по кольцевому маршруту, соединяющему южные и западные районы города. Эта линия была открыта в 1990 году как линия скоростного трамвая, поэтому колея на ней уже, чем на других линиях.

Наземная станция метро Амстердама

Самая длинная и самая загруженная линия 50 (зелёная) была открыта в 1997 году. Она соединяет Amsterdam-Zuidoost с районом Amsterdam-West по кольцевой линии, которую делит с линией 51. Это единственная линия, которая не проходит через центр города. Самая новая и единственная обособленная линия 52 (голубая), открытая 21 июля 2018 года, идёт от района Amsterdam-Noord, расположенного на севере Амстердама на юг до района Amsterdam-Zuid через центральный города. До 2019 года к метрополитену также относилась линия, обслуживающая муниципалитет Amstelveen, но этот маршрут был преобразования в трамвайную линию.

Поезд линии 52 прибывает на подземную станцию

Метрополитена Амстердама работает ежедневно с 6 утра до 00:30. Над входом на любую станцию возвышается большая белая буква «М» на синем фоне. Названия станций написаны сразу над входом. В вестибюле можно купить или пополнить карту OV-chipkaart. Проездной прикладывается к считывающему устройству на турникетах при входе и выходе из метро (это называется check-in и check-out).

Станция Bijlmer Arena

Чтобы войти или выйти из вагона, надо нажать кнопку на двери – если этого не сделать, автоматически двери не откроются. Информационные табло на станциях показывают номера, цвета и направления маршрутов, а также, сколько времени осталось до прибытия поезда. Помимо табло, пассажиров дополнительно информируют щиты с расписанием движения, схемой метро Амстердама и правилами поведения в нём. На лобовом стекле состава также указан номер линии и маршрут. На всех станциях есть стойки с бесплатными буклетами, содержащими схему метро и расписание поездов. Интервал движения между поездами составляет от пяти до десяти минут в зависимости от времени суток.

Подробней о системе оплаты проезда в общественном транспорте Нидерландов можно прочитать здесь.

Навигационные указатели в метро Амстердама имеют несколько вариантов дизайна, относящихся к разным эпохам. В оригинальных указателях 1974 года используется шрифт MOL, который был специально разработан для метро Джерардом Унгером. В метро Амстердама можно часто встретить брендированные составы – войдя в вагон можно оказаться в джунглях, жаркой пустыне, бескрайних прериях, на пляже, внутри мультика, комикса или сериала. Встречаются вагоны, стилизованные под городские улицы или просто со смешными и яркими изображениями. Местные жители признаются, что иногда специально поджидают любимый «креативный поезд», чтобы по пути на работу поднять себе настроение.

Арт-вагоны в метрополитене Амстердама

Несмотря на то, что метро Амстердама похоже на классические европейские метрополитены практически полным отсутствием дизайна, здесь встречаются приятные исключения. Например, в 2010 году лондонская архитектурная компания Maccreanor Lavington взялась за реконструкцию станции Kraaiennest. Помимо обновления самой станции и установки на ней эскалаторов, у неё появился необычный ажурный павильон из нержавеющей стали, напоминающий арабские мотивы. Благодаря прозрачным панелям в солнечные дни вестибюль заливает флористическая кружевная тень, а окружающее пространство отлично просматривается изнутри. Станция получилась настолько изысканной, что в 2014 году Королевский институт британских зодчих присвоил ей звание лучшего произведения архитектурного искусства.

Вход на станцию Kraaiennest

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о