Амстердам – один из старейших городов Европы, «Северная Венеция», город удивительной архитектуры, сотен каналов и тысячи мостов. Он очаровывает и влюбляет в себя с первого взгляда, это место по-настоящему свободных нравов с уютной атмосферой старого европейского города. В Амстердаме каждый найдет что-то своё: от походов по музеям и просмотра достопримечательностей до вкусной кухни местных ресторанов и шумных вечеринок.
Первые планы сооружения подземной железной дороги в Амстердаме относятся к 1920-м годам, однако тогда дело застопорилось ещё на этапе проектирования. К обсуждению идеи строительства метрополитена в Амстердаме вернулись только в середине прошлого века. Послевоенный демографический бум и рост автомобильного движения значительно изменили представление о подземном рельсовом транспорте Амстердама: если в 1920-х годах сооружение метрополитена посчитали слишком дорогой затеей, то в середине 1950-х он уже представлялся единственным способом решения транспортных проблем города. В середине 1960-х годов в муниципалитет Амстердама было представлено несколько вариантов перспективного развития метро. 16 мая 1968 года наконец-то было принято решение о начале строительства метрополитена. В соответствии с принятым проектом в столице Нидерландов должны были быть построены четыре линии, которые соединили бы центр города с окраинами и заменили бы существующие трамвайные линии. 14 октября 1977 года первые две линии метрополитена Амстердама приняли первых пассажиров.
Сегодня метрополитен Амстердама состоит из пяти линий с 39 станциями, общей протяжённостью 42,7 км. Положа руку на сердце, назвать «подземкой» метро Амстердама можно с большой натяжкой – под землей находится лишь 3,5 км между станциями Centraal и Amstel. Метрополитен принадлежит городу и обслуживается компанией общественного транспорта Gemeente Vervoerbedrijf (GVB), которая также управляет трамваями, бесплатными паромами и местными автобусами. Ежедневно метрополитеном столицы Нидерландов пользуются около 250 тысяч пассажиров. В метро Амстердама действует одна самостоятельная линия, на остальных участках действует маршрутная система движения поездов.
Три маршрута начинаются от станции Centraal: две самые старые линии 53 (красная) и 54 (жёлтая) соединяют центр города с городами Diemen и Duivendrecht, расположенными в пригороде и районом Amsterdam-Zuidoost на юго-востоке города, а линия 51 (оранжевая) сначала идёт на юг, а затем следует по кольцевому маршруту, соединяющему южные и западные районы города. Эта линия была открыта в 1990 году как линия скоростного трамвая, поэтому колея на ней уже, чем на других линиях.
Самая длинная и самая загруженная линия 50 (зелёная) была открыта в 1997 году. Она соединяет Amsterdam-Zuidoost с районом Amsterdam-West по кольцевой линии, которую делит с линией 51. Это единственная линия, которая не проходит через центр города. Самая новая и единственная обособленная линия 52 (голубая), открытая 21 июля 2018 года, идёт от района Amsterdam-Noord, расположенного на севере Амстердама на юг до района Amsterdam-Zuid через центральный города. До 2019 года к метрополитену также относилась линия, обслуживающая муниципалитет Amstelveen, но этот маршрут был преобразования в трамвайную линию.
Метрополитена Амстердама работает ежедневно с 6 утра до 00:30. Над входом на любую станцию возвышается большая белая буква «М» на синем фоне. Названия станций написаны сразу над входом. В вестибюле можно купить или пополнить карту OV-chipkaart. Проездной прикладывается к считывающему устройству на турникетах при входе и выходе из метро (это называется check-in и check-out).
Чтобы войти или выйти из вагона, надо нажать кнопку на двери – если этого не сделать, автоматически двери не откроются. Информационные табло на станциях показывают номера, цвета и направления маршрутов, а также, сколько времени осталось до прибытия поезда. Помимо табло, пассажиров дополнительно информируют щиты с расписанием движения, схемой метро Амстердама и правилами поведения в нём. На лобовом стекле состава также указан номер линии и маршрут. На всех станциях есть стойки с бесплатными буклетами, содержащими схему метро и расписание поездов. Интервал движения между поездами составляет от пяти до десяти минут в зависимости от времени суток.
Подробней о системе оплаты проезда в общественном транспорте Нидерландов можно прочитать здесь.
Навигационные указатели в метро Амстердама имеют несколько вариантов дизайна, относящихся к разным эпохам. В оригинальных указателях 1974 года используется шрифт MOL, который был специально разработан для метро Джерардом Унгером. В метро Амстердама можно часто встретить брендированные составы – войдя в вагон можно оказаться в джунглях, жаркой пустыне, бескрайних прериях, на пляже, внутри мультика, комикса или сериала. Встречаются вагоны, стилизованные под городские улицы или просто со смешными и яркими изображениями. Местные жители признаются, что иногда специально поджидают любимый «креативный поезд», чтобы по пути на работу поднять себе настроение.
Несмотря на то, что метро Амстердама похоже на классические европейские метрополитены практически полным отсутствием дизайна, здесь встречаются приятные исключения. Например, в 2010 году лондонская архитектурная компания Maccreanor Lavington взялась за реконструкцию станции Kraaiennest. Помимо обновления самой станции и установки на ней эскалаторов, у неё появился необычный ажурный павильон из нержавеющей стали, напоминающий арабские мотивы. Благодаря прозрачным панелям в солнечные дни вестибюль заливает флористическая кружевная тень, а окружающее пространство отлично просматривается изнутри. Станция получилась настолько изысканной, что в 2014 году Королевский институт британских зодчих присвоил ей звание лучшего произведения архитектурного искусства.
Все изображения взяты из открытых источников.
Оставить комментарий