6 февраля 2021, 10:00

Марсель – портовый город на юге Франции, второй по численности населения в стране (после Парижа, разумеется). Экономический центр региона Прованс – Лазурный Берег – Альпы. Марсель был основан ещё финикийцами примерно 600 лет до н.э., что делает его старейшим городом Франции. Сердце города – Старый порт, на лодочном причале которого продается свежая рыба. Из базилики Нотр-Дам-де-ла-Гард в романо-византийском стиле открывается великолепный вид на Марсель. И хотя марсельские достопримечательности расположены достаточно компактно, размеры и рельеф города не каждому туристу позволят охватить все их пешком за один день. Удобнее всего передвигаться по Марселю на общественном транспорте. Общественный транспорт в Марселе – это две линии метро, 80 маршрутов автобусов и 3 трамвайные линии, а также два маршрута морского маршрутного такси и паром.

Марсель – главный город Прованса, второй по величине во Франции и один из наиболее значимых портов Средиземноморья

Трамваи, маршруты которых удачно дополняют линии метро, работают с 5 утра до половины первого ночи. Общая протяжённость трамвайной сети из трёх линий, обозначенных на плане жёлтым, оранжевым и зелёным цветами, составляет 16 км. Трамваи в Марселе – комфортные и современные, при этом дизайн вагонов поддерживает тему города-порта: вагоны похожи на корабли. На всех 32 трамвайных остановках установлены автоматы по продаже билетов и размещены экраны, показывающие время прибытия ближайшего трамвая. Большинство автобусов работают до девяти часов вечера, а вечерние автобусы Fluobus курсируют до 00:30 с интервалом примерно раз в 45 минут. Кстати, автобусы в Марселе почти не стоят в пробках – на самых популярных маршрутах для них выделены специальные полосы. Метро работает с 5 утра до 22:30, а по пятницам, субботам и воскресеньям – до 00:30, чтобы любители вечерних прогулок успели добраться домой.

Основа транспортной системы Марселя – две линии метро (синяя М1 и красная М2) и три линии трамвая (оранжевая Т1, жёлтая Т2 и зелёная Т3)

Единый билет действует в метро, трамваях и автобусах Марселя. Билет на 1 поездку стоит 1,7 €. Он позволяет в течение 1 часа делать пересадки между любыми видами транспорта, при этом в метро можно войти только один раз. При оплате проезда с помощью транспортной карты стоимость разовой поездке составит 1,3 €. Купить проездные билеты можно в кафе, на станциях метро или прямо в автобусе автобуса (но водители не продают билеты на 10 поездок, а билет на одну поездку обойдётся в 2,0 €). Можно сэкономить, если приобрести блок из 10 билетов (Carne) за 15 €, оплатить безлимитный проездной на одни сутки (5,2 €) или сразу на 72 часа (10,80 €). Штраф за безбилетный проезд составляет от 5 € (за непровалидированный билет при пересадке с одного вида транспорта на другой) до 100 € за безбилетный проезд. Для детей младше 6 лет в сопровождении взрослых проезд в метрополитене бесплатный.

Единый билет действует в метро, трамваях и автобусах Марселя

Как и во многих городах мира, в Марселе есть специальная туристическая транспортная карта Marseille Ticket City Pass, которая даёт не только право безлимитного проезда в городском транспорте, но ещё и позволяет бесплатно осматривать некоторые городские достопримечательности. По ней можно посетить 14 музеев, включая Музей фаянса, Музей истории Марселя и Музей современного искусства. Существует 3 типа туристической карты, которые различаются сроком действия – на 24, 48 или 72 часа.

Туристическая транспортная карта Marseille Ticket City Pass

Планы построить метрополитен в Марселе появились ещё начале XX века – вскоре после открытия Парижского метрополитена. Но осуществлению этих планов помешали финансовые трудности. Кроме этого, открытию новой транспортной системы яростно сопротивлялись владельцы городской трамвайной сети. В середине прошлого столетия трамвайная система, получившая во время войны значительные повреждения, была упразднена (за исключением одной линии) и заменена автобусами. В городе стремительно росло число автомобилей, пробки на улицах становились все более распространенным явлением. Дорожная ситуация ухудшалась, необходимо было принимать меры для решения этой проблемы. В итоге в конце 1960-х годов руководство города подписало постановление о создании новой транспортной системы – метрополитена.

Вход на станцию Vieux-Port

Марсельский метрополитен распахнул свои двери для пассажиров 22 ноября 1977 года. Общая протяжённость двух линий сейчас составляет всего 20 км (из них 15,6 км являются подземными). 28 станций расположены на двух линиях – синей М1 и красной М2. Они два раза пересекаются между собой на станциях Castellane и Saint-Charles. На станции Saint-Charles также находится пересадка на железнодорожный вокзал. На трёх станциях метро есть пересадка на трамвайные линии. Пассажиропоток составляет чуть более 210 тысяч человек в день.

Станция Castellane

Линия М1, основная часть которой была открыта в 1977-78 годах, идёт с северо-востока от станции La Rose, образует петлю в центре города и продолжается на восток до конечной станции La Fourragère. Длина линии её 10,4 км, время поездки по всей линии составляет 19 минут. Линия М2 тянется параллельно прибрежной полосе с севера от станции Bourgainville на юг до станции Sainte–Мargarite Dromel. Эта линия построена в 1984-87 годах. Длина линии составляет 8,9 км, время поездки по всей линии – 16 минут.

Стены станции Vieux-Port украшены мозаиками на морскую тематику

Станции Марсельского метрополитена оформлены в основном достаточно просто, при этом – вполне современно. В облике некоторых станций есть дизайнерские «изюминки»: стены одной из центральных станций Vieux-Port украшены мозаиками на морскую тематику, а станция Saint-Charles оформлена рисунками на железнодорожные темы.

Станция Saint-Charles оформлена рисунками на железнодорожные темы

Интервал движения поездов в метро – от 3 минут в часы пик до 10 минут по вечерам. Поезда на шинном ходу, как и в Лионском метрополитене и на некоторых линиях Парижского метрополитена. Пассажиров обслуживают 36 четырёхвагонных составов. Максимальная вместимость каждого из них – около 500 пассажиров. Составы были изготовлены во французском городе Валансьене. До середины 1980-х годов поезда были трёхвагонными, затем для повышения пассажировместимости добавили ещё один вагон. Поезда снаружи окрашены в белый цвет, а внутри – в оранжевый.

Вагоны поезда снаружи окрашены в белый цвет, а внутри – в оранжевый

И пусть Марсельский метрополитен не поражает масштабами или темпами роста, не впечатляет объёмом пассажиропотока. Зато, безусловно, это одна из самых удобных транспортных систем города, которой осуществляется 49% всех городских пассажирских перевозок.

Все изображения взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Mikhail_Klimov_050 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Mikhail_Klimov_050
Участник

Интересные там поезда на больших резиновых колесах, как грузовички