27 августа 2022, 10:00

Выдающийся полярный лётчик Михаил Бабушкин первым в мире совершил взлёт и посадку на дрейфующие льды, что в его время считалось невозможным. Весной 1937 года экипаж флагманского четырёхмоторного самолёта-гиганта АНТ-6 в составе командира корабля Героя Советского Союза Михаила Водопьянова и второго пилота Михаила Бабушкина впервые в мире совершил посадку на Северный полюс, где была открыта первая полярная станция «Северный полюс 1». За проявленные мужество и героизм Михаилу Бабушкину было присвоено звание Героя Советского Союза. В столице в его честь названы улица Лётчика Бабушкина и станция метро «Бабушкинская».

Лётчик Михаил Бабушкин (1928)

Михаил Сергеевич Бабушкин родился 24 сентября (6 октября) 1893 года в деревне Бордино Московского уезда, вблизи посёлка Лосиноостровский (с 1939 по 1964 годы – город Бабушкин, сейчас – Бабушкинский район города Москвы) в семье лесного сторожа. Затем семья переехала в Перово, а потом в Лосиноостровск. После окончания школы Михаил Бабушкин работал «мальчиком» (учеником без оплаты) в бакалейном магазине, открывшемся в дачной местности. Целый год, не получая платы (так как числился в учениках), он разносил продукты по дачам, подметал полы в лавке, помогал приказчикам отпускать товары покупателям. Доставляя продукты из магазина он познакомился с одним из дачников – инженером-железнодорожником, который устроил его – опять же «мальчиком» – в телефонно-телеграфные мастерские Северной железной дороги. Спустя восемь месяцев ему положили первую зарплату – 12 целковых в месяц. Желая учиться дальше, по вечерам Михаил Бабушкин посещал московские технические курсы, где изучал двигатели внутреннего сгорания. С семи часов утра до шести вечера он работал в мастерской, а после отправлялся в центр города на курсы и занимался ещё два-три часа. Только к полуночи, смертельно уставший, он добирался до койки. После обучения некоторое время проработал автомехаником, разъезжая по стране и устанавливая двигатели фирмы «Бенц».

После начала Первой мировой войны, Михаил Бабушкин был призван в армию, окончил Гатчинскую военно-авиационную школу. В 1915 году он получил звание лётчика и был оставлен при школе в качестве инструктора для обучения солдатских групп. В 1920 году в составе партизанского отряда участвовал в Гражданской войне. В 1923 году был демобилизован, поступил в Гражданский воздушный флот. Михаил Бабушкин начал летать на «Юнкерсе-13», занимался опытной аэрофотосъёмкой. Первый раз в Арктике оказался в 1926 году – его отправили на воздушную разведку гренландского тюленя для судов зверобойной экспедиции в горло Белого моря. С той поры почти каждую зиму он работал на Севере на разведке зверя. С 1927 года регулярно привлекался к службе воздушной разведки корабельных путей в северных широтах. В то время Михаил Бабушкин летал на самолете «Латышский стрелок». За три месяца работы он сделал 23 воздушные разведки, зачастую вылетая при морозе минус 25–30° и проходя за один рейс до 600 километров. Всего «Латышский стрелок» Бабушкина прошёл за сезон 13 тысяч километров. Авиаразведкой было обнаружено пятнадцать колоссальных стад гренландского тюленя, по ее результатам было добыто 170 тысяч голов зверя.

Самолёт Михаила Бабушкина Junkers F-13

25 мая 1928 года в Арктике потерпел крушение дирижабль «Италия» конструктора и воздухоплавателя Умберто Нобиле. В спасательной операции было задействовано восемнадцать морских судов, двадцать один самолёт и около полутора тысяч человек. Советское правительство направило на поиски ледокольный пароход «Малыгин». Его экипаж поддерживал связь с пропавшими иностранцами при помощи самолета Junkers F-13, который пилотировал Михаил Бабушкин. Мировая пресса восторженно писала о его арктических полётах – старт с дрейфующей льдины и возвращение на неё раньше никогда не практиковались. Незадолго до этого один из знатоков арктических льдов – норвежский профессор Харальд Свердруп категорически утверждал, что летом посадка самолета на лёд невозможна. Но Михаил Бабушкин блестяще опроверг это утверждение, совершив на одной и той же машине пятнадцать таких посадок! За участие в спасении экспедиции Нобиле он был награждён орденом Красного Знамени.

Полярные лётчики с руководством страны на трибуне Мавзолея (слева направо): Михаил Водопьянов, Анатолий Ляпидевский, Климент Ворошилов, Отто Шмидт, Иосиф Сталин, Михаил Бабушкин, Лазарь Каганович, Николай Каманин и Михаил Калинин (1934)

В 1930-е годы на самолете К-4 Михаил Бабушкин выполнил пассажирский рейс по маршруту Москва – Ташкент, открыв одну из самых протяжённых воздушных магистралей Советского Союза. Он участвовал в экспедициях ледоходных морских судов «Челюскин» и «Садко». В мае 1937 года в качестве второго пилота Михаил Бабушкин участвовал в первой в мире посадке самолёта на Северный полюс. В 1937 – 1938 годах участвовал в поисках пропавшего самолёта Сигизмунда Леваневского.

Руководитель и пилоты самолётов экспедиции «Северный Полюс 1» (слева направо): Иван Спирин, Марк Шевелёв, Михаил Бабушкин, Отто Шмидт, Михаил Водопьянов, Анатолий Алексеев и Василий Молоков (1937)

Погиб Михаил Бабушкин в авиакатастрофе 18 мая 1938 года, когда находился на борту самолёта в качестве пассажира. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве.

«Я считаю себя москвичом, так как родился всего лишь в 18 километрах от Москвы, в деревне Бордино, в 1893 году…», – писал о себе Михаил Бабушкин. Его дневники, послужившие основой для книги «Записки лётчика», которая переиздавалась уже несколько раз.

Реализованный проект станции «Бабушкинская» Калужско-Рижской линии (арх. Владимир Клоков и Лев Попов, 1970-е годы)

В 1939 году, в память о героическом лётчике, город Лосиноостровск Московской области был переименован в Бабушкин. А в 1962 году город вошёл в состав Москвы. 29 сентября 1978 года открылся новый участок Калужско-Рижской линии, протяжённостью 8,1 км, на котором разместились четыре новые станции мелкого заложения: «Ботанический сад», «Свиблово», «Бабушкинская» и «Медведково». Подземная трасса прошла по территории бывшего города Бабушкин. Находясь под белоснежным сводом станции «Бабушкинская», пассажиры ощущают себя как под открытым полярным небом: на платформе – «лётном поле аэродрома» – на посадку заходит самолёт, он угадывается в пространственных композициях под сводом (скульптор Анатолий Мосийчук). Тему льда продолжают путевые стены, оформленные соцветием мраморов Коелгинского месторождения.

Вообще для жителей северо-востока Москвы имя лётчика Михаила Бабушкина является определяющим: Бабушкинским назван район Москвы, расположенный неподалёку лесной массив называется «Бабушкинский парк», а улица Лётчика Бабушкина прямым лучом делит Лосиноостровский район.

Памятник лётчику Михаилу Бабушкину в Москве

Помимо этого именем Михаила Бабушкина названы: залив в Охотском море, острова в архипелаге Новая Земля и в Восточной Антарктиде, мыс и гора на полуострове Пьягина в Магаданской области, мыс на острове Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа, а также улицы в Архангельске, Уфе, Улан-Удэ, Сыктывкаре, Артёме, Екатеринбурге, Иркутске и переулки в Ростове-на-Дону и Няндоме.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о