18 февраля 2023, 10:00

В прошлый раз мы подробно рассмотрели конструкции станций глубокого заложения. Но в настоящее время большинство новых и строящихся в Москве станций метро – это станции мелкого заложения, расположенные в 10 – 15 метрах ниже поверхности земли. Какие преимущества есть у таких станций и почему они стали популярнее, чем станции глубокого заложения? Давайте разбираться!

Станции мелкого заложения имеют целый ряд преимуществ, основным из которых является относительная (по сравнению со станциями глубокого заложения) стоимость строительства. Мелкие станции удобнее для пассажиров – на вход и выход тратится существенно меньше времени. Наконец, станции мелкого заложения всегда имеют два вестибюля, что тоже удобно. Теперь глубокие станции строят только там, где существует такая необходимость. Например, в местах, где расположены памятники архитектуры или охранные зоны, а также там, где нужно пересекать глубокие и большие водотоки.

Станция «Волжская»

Станции мелкого заложения бывают односводчатыми или колонными. Сегодня чаще всего сооружают односводчатые станции, поскольку благодаря современным технологиям их строительство обходится дешевле. Хотя, стоит отметить, что термин «односводчатая» не вполне корректен, поскольку существуют ещё станции с одним перекрытием, но не сводчатым, а плоским. Правда, их очень мало – на территории нашей страны «однопролётные» станции есть только в московском метро и их всего четыре: «Волжская», «Марьино», «Улица Старокачаловская» и «Ольховая». В Восточной Европе станции подобного типа встречаются в Будапеште (Хатар ут, Пёттьёш утца, Келенфёльд вашуталломаш), Варшаве (Политехника), в Софии (Сливница, Западный парк, Константин Величков) и Праге (Радлицка, Дейвицка и другие).

Станция «Марьино»

Станция «Волжская» строилась полузакрытым («испанским») способом без раскрытия котлована: сначала методом «стена в грунте» возводились монолитные стены, потом по всей площади будущей станции срезался верхний слой грунта и устанавливались унифицированные балки перекрытия. После устройства гидроизоляции верхний слой грунта засыпали обратно, и одновременно разрабатывали грунт под перекрытием, внутри станции, производили все остальные работы. Поскольку многие виды работ при таком способе можно вести параллельно, станция была построена за рекордно короткие сроки. А на станции «Марьино» вместо сборного применено монолитное перекрытие. Но тоже плоское.

«Библиотека имени Ленина» – первая односводчатая станция в московском метро

И всё же большинство станций имеют перекрытие в виде свода. В отличие от аналогичных станций глубокого заложения им не нужен обратный свод – станции стоят на плоских основаниях. Строятся они открытым способом. Правда, так было не всегда. Например, первая односводчатая станция – «Библиотека имени Ленина» – строилась закрытым горным («парижским») способом. Тогда строительство было слабо механизировано, требовало много времени и ещё больше трудозатрат. Кроме того, на станции, которую требовалось втиснуть в имеющийся коридор, очень узкая платформа (8 метров вместо принятых сегодня 12 метров).

Станция «Аэропорт»

Второй односводчатой станцией в Москве стала построенная в 1938 году станция «Аэропорт». Этими двумя станциями и ограничивалось советское метро, пока в 1960-х годах в Харькове не была разработана более дешевая и менее трудоёмкая конструкция односвода. В Москве такие станции начали строить с 1975 года (первой стала станция «Сходненская»), и сегодня по этой технологии строится большинство станций мелкого заложения.

Станция «Сходненская»

Строительство ведётся открытым способом: сначала бетонируется лоток и опорные части стен, затем при помощи передвижной опалубки полностью отливаются стены и производится их гидроизоляция. Далее делается засыпка между стенами обделки и краями котлована, начинается монтаж конструкций и укладка путей. Только после этого устанавливаются каркасы из арматуры и бетонируется свод. Своды таких станций опираются или на стены, которые в свою очередь опираются на плоскую плиту основания, или на вертикальные, построенные в грунте стены, как бы распирая их.

Эскиз интерьера станции «Киевская». Перронный зал. Перспектива 
Арх. Дмитрий Чечулин (1936 г.)

Хотя сегодня «односвод» очень популярен, колонных станций мелкого заложения пока значительно больше (в Москве это около половины всех станций). Их отличительная черта – наличие дополнительных опор для поддержки плоского перекрытия, а именно колонн, расположенных параллельно продольной оси станции. Если станция имеет один ряд колонн, то она двухпролётная, если два – трёхпролетная, если три – четырёхпролётная.

Проект типовой колонной станции мелкого заложения

В Москве и в других городах бывшего Советского Союза больше всего распространены трёхпролётные станции. Первые такие станции были построены ещё в составе первой очереди Московского метрополитена в 1930-х годах. Правда, тогда они возводились не из сборного, а из монолитного железобетона. Это трёхпролётные «Сокольники», «Комсомольская», «Дворец Советов» (сейчас – «Кропоткинская»), «Парк Культуры», «Арбатская» и «Смоленская». А станция «Улица Коминтерна» (сейчас – «Александровский сад») – единственная в Москве четырёхпролётная станция мелкого заложения.

Конструкция типовой станции мелкого заложения из сборного железобетона

Вплоть до 1955 года основной упор делался на станции глубокого заложения. Но после выхода постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» начался отсчёт массового строительства колонных станций мелкого заложения из унифицированных железобетонных конструкций. Кстати, идею конструкции таких станций предложил знаменитый архитектор Алексей Душкин, а в 1959–1964 годах вместе с коллегами типовой проект станции метрополитена мелкого заложения усовершенствовал архитектор Михаил Марковский. Первой такой станцией стала открывшаяся в 1961 году «Первомайская».

Типоразмеры типовой станции мелкого заложения

Унификация сильно сказалась на облике станций, которые различались, как правило, только цветом колонн и кафельной плитки. Остальное – сплошной стандарт: перекрытие каждой такой станции поддерживают два ряда по 40 колонн, шаг колонн – 4 метра, расстояние между осями путей – 12,9 метра, высота перекрытия – 4 метра, ширина платформы – 10 метров, расстояние между осями рядов колонн – 5,9 м, ширина колонны – 50 сантиметров. В народе такие станции прозвали «сороконожками». Позже, в 1970-е годы, в СССР стали строиться колонные трёхпролётные станции с большим шагом и, соответственно, с меньшим числом колонн (26 или даже 22 пары). Справедливости ради заметим, что помимо «сороконожек» существуют и трёхпролётные станции мелкого заложения, построенные по индивидуальным проектам. Например, центральный пролёт перекрытия заменяется монолитным сводом.

Двухпролётная станция «Котельники»

Двухпролётные станции встречаются в отечественных метрополитенах значительно реже. Среди первых примером двухпролётной станции может служить «Красносельская», среди недавно построенных – «Котельники». А вот для многих зарубежных метрополитенов двухпролётная колонная станция – типовая.

А теперь, для всех, кто внимательно прочитал эту статью, контрольный вопрос: к какому типу относится московская станция «Братиславская»?

Все изображения взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Stanislav_Chernec_130 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Stanislav_Chernec_130
Участник

Почаще «электронно» можем мы встречаться…
Спасибо! Живущий должен развиваться!