12 июля 2020, 10:00

Вечером 15 октября 1934 года первый поезд метро, состоящий из одной секции вагонов типа «А», вышел в свой самый первый рейс из Северного электродепо. Управлял первым поездом выдающейся инженер-транспортник Михаил Шполянский, руководивший группой работников завода «Динамо» по подготовке к эксплуатации первых отечественных вагонов метро. Всего в тот вечер от «Комсомольской» до «Сокольников» было сделано шесть рейсов.

Инженер Михаил Шполянский

Михаил Наумович Шполянский родился 25 января 1907 года в городе Кировоград (Украина). После окончания средней школы он приехал в Москву и в 1924 году поступил в Государственный электромашиностроительный институт, учебу в котором успешно завершил в 1930 году. Карьера Михаила Шполянского началась с должности практиканта на заводе «Динамо», однако инженерный талант, трудолюбие и выдающиеся организаторские способности всего за два года сделали его активным деятелем транспортной сферы. В 1932-33 годах он возглавлял работы по созданию принципиально нового вида для нашей страны электрического транспорта – троллейбуса. В 1933 году эти работы успешно завершились пуском первой троллейбусной линии в Москве. В середине 1930-х годов, когда в Москве развернулось строительство метро, Шполянскому было поручено разработать и изготовить на заводе «Динамо» электрооборудование для первых вагонов метрополитена. Сроки разработки и изготовления по мировым меркам были просто фантастические – всего год, а ответственность за сроки и качество работ – колоссальная.

Первый поезд метро отправился в первый рейс

Пробный рейс состоялся 15 октября 1934 года. Поезд под управлением Михаила Шполянского вышел из Северного электродепо и прошёл от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники». Вот как описывал это историческое событие сам Шполянский: «После тщательнейшей проверки всего оборудования вагонов 12 октября состоялась их обкатка по внутризаводской электрифицированной ветке. Затем, 14 октября, первые два метровагона прицепили к паровозу, которой по Окружной железной дороге доставил их в строящееся Северное депо метрополитена, куда прибыли к полудню». В день пуска блестевшие свежей краской вагоны залил яркий электрический свет – заработала электроподстанция метрополитена. Перед отправлением в рейс многие подходили к инженеру Шполянскому, советовали как лучше вести поезд по мокрым после дождя путям, особенно на крутом спуске у въезда в тоннель. Как вспоминал сам Шполянский советчиков он тогда не слушал – настолько был уверен в машине. Тем дождливым октябрьским вечером двухвагонный поезд совершил несколько рейсов. Во время первого скорость не превышала 25 км в час, а в третьем и последующих рейсах достигала 60 км в час. Первые пассажиры, среди которых начальник метростроя Павел Ротерт, его заместитель Егор Абакумов, строители, городские руководители Лазарь Каганович, Никита Хрущев и Николай Булганин поначалу опасались: а можно ли так быстро ездить под землей? Но после поездки говорили однозначно именно так быстро и должны ходить подземные экспрессы в нашем метро! Действительность превзошла все наши ожидания – говорили участники тех первых рейсов.

Пассажиры первого поезда

После успешного ввода в эксплуатацию первой очереди московского метро по приказу Наркома путей сообщения Лазаря Кагановича, инженер Шполянский в мае 1935 года переводится с завода «Динамо» на работу в Московский метрополитен, где проработал в разных должностях, закладывая основы технического обслуживания и ремонта вагонов метро, создает единую для метрополитенов всех городов нашей страны основу технической эксплуатации этих видов подвижного состава. С 1937 года по 1949 год Михаил Шполянский трудится в разных должностях Управления троллейбусного транспорта и делает огромный вклад в создание крупнейшего в мире и эффективно функционирующего троллейбусного хозяйства, настолько большой, что его заслуги были по достоинству отмечены в 1947 году орденом Отечественной войны первой степени.

Инженер Шполянский за работой

Под руководством Михаила Шполянского была осуществлена разработка полного свода нормативной документации, регламентирующей правила технической эксплуатации троллейбусов и проектирования троллейбусных линий и депо. Этот свод документов явился основой для широкого внедрения троллейбусного транспорта во многих городах Советского Союза. В связи с необходимостью проведения работ по модернизации парка подвижного состава московского трамвая в период с 1949 год по 1951 год инженер Шполянский был переведен на работу в Управление московского трамвая, где он возглавил техническое руководство Службой подвижного состава. После этого Михаил Шполянский командируется на завод им. Урицкого, где, возглавляя конструкторско-технологическую группу, всего за два года создает все необходимые условия, обеспечивающие серийный выпуск отечественных троллейбусов. В последующие годы завод им. Урицкого стал крупнейшим в мире изготовителем троллейбусов, обеспечивающим этими транспортными средствами все города Советского Союза и осуществляющим их поставку в зарубежные страны. И в этом – огромная заслуга инженера Шполянского, заложившего технологические основы для проведения этой работы.

В 1953 году начинается последний и очень знаменательный этап славной трудовой биографии Михаила Шполянского. Он назначается директором недавно образованной по постановлению Правительства Советского Союза в составе Управления Московского трамвая проектной конторы Мосэлектротранспроект, на основе которой в последующем был создан Научно-исследовательский и проектный институт городского пассажирского транспорта города Москвы «МосгортрансНИИпроект» (сейчас – ГБУ «МосТрансПроект»), решающий комплексные проблемы развития городского пассажирского транспорта нашей столицы и выполняющий проектные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по всем направлениям деятельности этой отрасли городского хозяйства Москвы. На этом посту Михаил Шполянский проработал 22 года до своего ухода на пенсию в 1975 году. Среди его заслуг на этом посту числятся такие проекты как строительство и реконструкция 15 автобусных, троллейбусных парков и трамвайных депо, сооружение 520 км троллейбусных линий, 100 км трамвайных путей, 110 тяговых преобразовательных подстанций трамвая и троллейбуса. В числе запроектированных под его руководством предприятий, такие не имеющие аналогов по своим масштабам в мировом транспортном строительстве, как 1-й, 10-й, 11-й, 13-й, 14-й, 15-й, автобусные парки, 7-й и 8-й троллейбусные парки. Бурными темпами велось проектирование и строительство новых троллейбусных линий. В отдельные периоды в течение лишь одного года выполнялось проектирование и строительство до 50 км троллейбусных линий и 10 тяговых подстанций.

Открытие мемориальной доски в электродепо «Северное»

Михаил Шполянский был инженером-транспортником поистине энциклопедического размаха, охватывающим в своей деятельности все стороны работы городского транспорта. 15 мая 2017 года, в День рождения Московского метрополитена, в электродепо «Северное» состоялось торжественное открытие мемориальной доски, которая увековечила память о выдающемся инженере Михаиле Наумовиче Шполянском.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о