7 ноября 2020, 10:00

Марк Брюнель, человек, который изобрел проходческий щит и впервые в мире с его помощью соорудил тоннель под Темзой, известен многим. А вот его сын – величайший инженер, конструктор и изобретатель XIX века, к сожалению, не получил столь широкой известности. Между тем, Изамбард Кингдом Брюнель поражал общественность смелыми по меркам его времени проектами, например, предлагая «продлить» Большую Западную железную дорогу в Америку, построив для этого трансатлантические пароходы. По данным опроса, проведённого в 2002 году компанией BBC, он занял второе место в списке величайших британцев в истории, уступив только Уинстону Черчиллю.

Инженер Изамбард Кингдом Брюнель

Как известно, прославивший Великобританию Марк Брюнель, не был британцем. Он был французом, который спасаясь от революции, сначала эмигрировал в США, а затем перебрался в Англию. Своей новой родине изобретатель был настолько благодарен, что дал сыну весьма символическое имя – Кингдом (англ. «королевство»).

Изамбард Кингдом Брюнель родился 9 апреля 1806 года в Портсмуте, на юге Англии. Всю свою жизнь он опровергал расхожее мнение, будто природа отдыхает на детях великих людей. Как и его отец, Брюнель-младший вошёл в историю как один из самых замечательных инженеров и изобретателей. Некоторые историки даже называют его Леонардо да Винчи XIX века – настолько разнообразны были его интересы и способности. Молодой Брюнель получил хорошее по тем временам образование – окончил колледж в Кане, продолжил обучение во Франции в лицее Генриха IV. В 1826 году он начал практическую деятельность как инженер, благо было куда приложить силы и знания – годом ранее Брюнель-старший начал строительство знаменитого тоннеля. Отцу к тому времени было уже под 60, в то время как сыну только исполнилось 20 лет. Когда заболел управляющий строительством инженер Уильям Армстронг, то молодой Изамбард Кингдом Брюнель занял его место.

Марк Брюнель и Изамбард Брюнель (иллюстрация William Francis Marshall)

Работа продвигалась медленно, что было связано как с нехваткой средств, так и со сложными условиями строительства. Первую проблему частично удалось решить, пуская за один шиллинг на стройку любопытных, желавших увидеть чудо техники своими глазами. Со второй было сложнее: 18 мая 1827 года вода прорвалась в тоннель. Брюнелю-младшему пришлось спускаться на дно Темзы в водолазном колоколе. Воду удалось откачать, а провал забить мешками с глиной. Чтобы заверить общественность в безопасности дальнейшего строительства, отец и сын Брюнели устроили банкет прямо в тоннеле. Однако меньше чем через год, в январе 1828 года, вода снова хлынула в тоннель. На этот раз с более серьезными последствиями: погибли шесть рабочих, да и сам Марк Брюнель едва не утонул, а сын его получил довольно тяжелые травмы. После этого трудности с инвестированием, разумеется, возобновились с новой силой. Только через семь лет удалось найти новых инвесторов. Строительство тоннеля было закончено в 1843 году, и за это время Брюнелям вместе с рабочими пришлось преодолеть ещё несколько наводнений и пожаров, утечки метана и сероводорода.

Клифтонский подвесной мост был сооружён в 1836—1864 годах. Он стал первым самостоятельным проектом инженера Изамбарда Кингдома Брюнеля. Мост пересекает реку Эйвон, соединяя Клифтон в Бристоле с Ли Вудс в Северном Сомерсете. Его общая длина составляет 230 метров, а длина пролета над рекой – 190 метров.

Помогая отцу со строительством тоннеля под Темзой, Изамбард Кингдом Брюнель занимался и другими проектами. В 1831 году он спроектировал первый подвесной мост через реку Эйвон у Бристоля (Юго-Западная Англия). Правда, результата он так и не увидел: строительство завершилось уже после его смерти. Зато в 1845 году Брюнель построил Хангерфордский подвесной мост через Темзу. А задолго до этого, в 1833 году, компания Great Western Railway поручила ему возглавить грандиозный проект – строительство железной дороги от Лондона до Бристоля. Изамбард Кингдом спроектировал её целиком: все мосты, все виадуки, тоннели и здания вокзалов. Параллельно он разработал проект моста Принца Альберта через реку Теймар для железнодорожной ветки Девон – Корнуолл. Эта огромная чугунная конструкция была закончена в год его смерти и работает до сих пор. И это только небольшая часть его работ. Всего же за свою короткую жизнь Брюнель построил 25 железных дорог в Англии, Ирландии, Италии и Индии. Спроектировал и руководил постройкой восьми пирсов и сухих доков, пяти висячих мостов и 125 железнодорожных мостов.

Элегантный проект Хангерфордского подвесного моста через Темзу Изамбарда Кингдома Брюнеля

Кроме того, Брюнель разработал пневматическую пассажирскую дорогу, работавшую и после его смерти. Но и это еще не всё. Изамбард Кингдом Брюнель при активном участии Мэттью Уайатта спроектировал Паддингтонский дебаркадер – самый большой среди дебаркадеров лондонских вокзалов. Он имел 213 метров в длину и был разделен вдоль колоннами из кованого железа на три пролета: средний шириной 32 метра и два боковых по 21 метру. Застеклённая арочная крыша из гофрированного железа и ребер пакстоновского типа имела два поперечных трансепта шириной 15 метров каждый, предназначавшихся, скорее всего, для освещения. Центральный пролет перекрывал шесть запасных путей, на которых отстаивались вагоны, а боковые – платформы отправления и прибытия. В 1850–1851 годах Брюнель принимал активное участие в строительстве знаменитого Хрустального дворца в лондонском Гайд-парке, возведенного к Всемирной выставке 1851 года. Выставочный зал имел площадь свыше 90 тысяч квадратных метров, протяженность 564 метров, высоту до 33 метров и вмещал до 14 тысяч посетителей. Во время Крымской войны, в 1854 году, Брюнелю было поручено строительство военного госпиталя в Ренкиойе у Дарданелл. Для постоянного снабжения его свежей водой инженер устроил водопровод, провел рельсовый путь для перевозки больных от места их высадки.

Пароход Great Western

Но, возможно, основной своей работой Брюнель-младший считал создание пароходов. Во всяком случае, именно пароходы его разорили и фактически свели в могилу – если не считать постоянного перенапряжения и чудовищного образа жизни: в день Брюнель выкуривал 40 сигар и спал по четыре часа в сутки. Компания Great Western Railway перевозила в Лондон пассажиров, прибывавших из Северной Америки. Первый свой пароход Брюнель разработал для этой компании ещё в 1838 году. Он назывался Great Western, имел деревянный корпус и гребное колесо, пересекал океан за 14 дней. Тогда это был самый большой пароход в мире. Следующий пароход, построенный Брюнелем, имел «оригинальное» название Great Britain и существенно отличался от своего предшественника. Корпус был металлическим, а гребные колеса Брюнель заменил революционным гребным винтом. Весил пароход 3,3 тыс. тонн и первое свое плавание совершил в 1845 году.

Пароход Great Britain

Но самым впечатляющим творением Брюнеля стал его третий пароход — Great Eastern, начатый в 1853 году и спущенный на воду в 1858 году. Причем спускали его в Темзу боком, поскольку стапелей для судна такого размера не нашлось. Этот «монстр» вмещал 4 тысячи пассажиров (построенный через 50 лет «Титаник» имел максимальную вместимость 2566 человек). Пять дымовых труб, десять котлов, двойной стальной корпус и 400 человек экипажа. Ещё он был и парусным. Корабль мог дважды переплыть Атлантику без дозаправки на максимальной скорости, а в экономичном режиме мог достичь без остановок любого порта мира.

Пароход Great Eastern

«Титаник» считался непотопляемым судном, но затонул в первом же плавании при столкновении с айсбергом. А Great Eastern (кстати, первоначально он назывался «Левиафан») однажды получил пробоину в 83 фута длиной и 9 футов шириной, но благодаря двойному корпусу спокойно дошел в пункт назначения и даже не сбавил скорости. Однако по экономичности гигант проигрывал более мелким судам, поэтому как пассажирский океанский лайнер он совершил всего несколько рейсов, после чего его владельцы разорились. Правда, кораблю нашлось другое применение – в 1866 году его приобрел американский финансист Сайрус Уэст Фильд, который задался целью проложить телеграфный кабель по дну Атлантического океана. Great Eastern идеально подходил для этой цели, поскольку вмещал бесконечные мили кабеля и служил надежной платформой при его опускании в морские глубины. На пароходе регулярно происходили мелкие поломки, которые в конце концов привели к тому, что корабль распилили на лом – на эту работу тоже ушло несколько лет. Однако Изамбард Кингдом Брюнель, умерший 15 сентября 1859 года, этого уже не увидел…

Памятник Изамбарду Кингдому Брюнелю на Паддингтонском вокзале в Лондоне

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о