9 июля 2022, 10:00

Современники называли Владимира Шухова «человеком-фабрикой» и «русским Леонардо». Диапазон его интересов был необычайно широк – от нефтепереработки и судостроения до военного дела и реставрационной науки. Изобретения Шухова во многом определили будущее России в начале ХХ века, выведя её в авангард мирового научно-технического прогресса, а также навсегда вписали имя учёного в историю мировой науки.

Инженер Владимир Шухов

Гениальный инженер, архитектор, изобретатель и учёный-новатор Владимир Григорьевич Шухов родился 16 (28) августа 1853 года в уездном городке Грайворон Курской губернии. Его мать происходила из старинного дворянского рода, отец работал юристом, ревизором министерства финансов. Семья была небогатой и жила на жалованье главы семейства. По службе отца часто переводили: сначала в Курск, затем в Санкт-Петербург. В 11 лет Владимир Шухов поступил в Пятую петербургскую гимназию. Уже тогда мальчик проявил способность к точным наукам, особенно к математике. В четвертом классе он нашёл новое оригинальное доказательство теоремы Пифагора – короткое и элегантное. Учитель похвалил мальчика, но удостоил его ответ двойки – «за нескромность», пояснив так: «Следовало сначала изложить существующее доказательство и только потом своё. Твоё решение более кратко и поэтому заслуживает внимание. Но помни: Пифагор жил более двух тысяч лет назад и первым открыл свойство прямоугольного треугольника, ты же сделал только усовершенствование. Нельзя забывать о предшественниках!». Этот урок юный Владимир Шухов запомнил на всю жизнь.

В 1871 году Шухов с отличием закончил гимназию и поступил в Московское Императорское техническое училище (сегодня это МГТУ им. Н.Э. Баумана). Среди его преподавателей были знаменитый математик Алексей Летников, учёный в области механики железнодорожного транспорта Дмитрий Лебедев, основоположник современной гидро- и аэродинамики Николай Жуковский. Они требовали от студентов безукоризненного знания физики и химии, математики и архитектуры. Владимир Шухов был усердным учеником: читал дополнительную литературу, с увлечением работал в мастерских училища. В 1874 году, в последний год обучения, Шухов создал своё первое изобретение – паровую форсунку («прибор, производящий разбрызгивание мазута в топках, используя упругость водяных паров»). Эта небольшая деталь сделала процесс более безопасным, удобным и экономичным. Это изобретение было высоко оценено Дмитрием Менделеевым, который даже поместил изображение форсунки Шухова на обложку своей книги «Основы фабрично-заводской промышленности» (1897).

Владимир Шухов и Александр Бари (1880-е годы)

В 1876 году Шухов окончил училище с золотой медалью. Николай Жуковский предложил ему вместе преподавать и заниматься наукой, а известный математик Пафнутий Чебышев пригласил работать в Петербургский университет. Однако Владимира Шухова не привлекали теоретические исследования, он мечтал быть инженером-практиком. В этом же году Шухов, как лучший выпускник императорского училища, отправился на год в США в составе научной делегации. В Америке было чему поучиться: здесь стремительно внедрялись новейшие технические идеи, а на инженерные разработки тратились огромные деньги разных благотворительных фондов. Через год Владимир Шухов вернулся в Санкт-Петербург, поступил на службу в управление Варшавско-Венской железной дороги на должность начальника чертёжного бюро, где проектировал паровозные депо. В это же время он стал вольнослушателем Военно-медицинской академии. Как потом говорил сам Шухов, два года изучения медицины дали ему бесценный опыт знакомства с самой совершенной «конструкцией», которую создала природа, – человеческим организмом.

Резервуары Товарищества пароходства «Лебедь» в Царицыне на Волге. Построены по проекту Владимира Шухова строительной конторой инженера Александра Бари (1882, фото из архива РАН)

Вскоре жизнь молодого инженера радикально изменилась – его разыскал успешный предприниматель Александр Бари, с которым Шухов познакомился в Америке. Бари заключил выгодный контракт с товариществом братьев Нобель, владельцами Бакинских нефтепромыслов, и предложил Шухову возглавить отделение его фирмы в Баку. Молодой инженер согласился. Когда Шухов приехал на Бакинское месторождение, то обнаружил неорганизованность, многочисленные пожары и нефтяную слякоть. Нефть тогда добывали вёдрами и перевозили в бочках. Единственным полезным продуктом из неё тогда считался керосин, который использовался для освещения. А бензин и мазут, получаемые при производстве керосина, считались промышленными отходами.

Начало трассы трёхкилометрового нефтепровода в городе Батуми от резервуарной станции Нашауера. Построен по проекту Владимира Шухова (1886, фото из архива РАН)

Двадцатипятилетний инженер внедрил на производстве свои новшества – устанавливал на оборудование паровые форсунки, цилиндрические резервуары, спроектировал первый трубопровод для перекачки нефти. Но главное – Владимир Шухов открыл процесса крекинга, который позволял разделять нефть на фракции. Теперь при её перегонке можно было получать не только керосин, но и моторные масла, солярку, мазут и бензин. Первую в мире промышленную установку непрерывного термического крекинга нефти Владимир Шухов сконструировал и запатентовал вместе со своим помощником Сергеем Гавриловым в 1891 году. Более широко его изобретение стали использовать немного позже, когда появилось большое количество автомобилей, работающих на бензине.

Здание строительного и инженерного отделов с сетчатым покрытием системы инженера Владимира Шухова на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896)

В начале 1890-х годов в жизни Владимира Шухова начался период наивысшего расцвета, который впоследствии один из его сотрудников назвал «сплошным триумфом ума и остроумия». Инженер стал больше уделять времени металлическим конструкциям. Этот интерес у Шухова появился, когда он работал над конструкцией перекрытий Верхних торговых рядов (сегодня – ГУМ) на Красной площади в Москве. Для крыши здания он создал уникальные светопрозрачные перекрытия – арочные ферменные конструкции. Вес железных частей стропил составлял более 800 тонн, но, как писал композитор Александр Размадзе, «видом своим сетка перекрытий представлял собой нечто столь лёгкое и тонкое, что выглядело снизу паутиной с врезанными в неё стеклами».

Водонапорная башня, построенная по проекту инженера Владимира Шухова для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде – первая в мире гиперболоидная башня (1896)

В 1896 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде Владимир Шухов представил несколько своих изобретений в области металлических конструкций: уже известную арочную ферму и новые сетчатые покрытия. Также на выставке появилась водонапорная башня-гиперболоид. Для её создания Шухов взял два металлических кольца и соединил их равновеликими стропами, а затем повернул кольца относительно друг друга. Абсолютно прямые стропы образовали кривую фигуру – однополостной гиперболоид. Придуманная конструкция была изящной и прочной, при этом простой и дешёвой в сборке: для её постройки требовались лишь металлические кольца оснований, прямые рейки и крепежные детали.

Строительство первых в мире сетчатых оболочек-перекрытий двоякой кривизны конструкции Владимира Шухова на Выксунском металлургическом заводе (1897)

После Нижегородской выставки Владимиру Шухову стали поступать многочисленные заказы. В итоге инженер спроектировал и построил сотни водонапорных башен, соорудил несколько железнодорожных мостов с пролётами, составил новый проект водоснабжения Москвы. Он изобрел новые конструкции пространственных плоских ферм и использовал их при проектировании покрытий Музея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина), Московского главпочтамта, Бахметьевского гаража, залов и дебаркадера Киевского вокзала в Москве. Работая над созданием несущих конструкций, Владимир Шухов вносил существенный вклад в окончательный проект зданий и невольно выступал в роли архитектора.

Мост через реку Енисей в Красноярске, построенный по проекту Владимира Шухова. Руководитель строительства инженер-строитель Евгений Кнорре (1899)

Хотя Шухова отличала потрясающая работоспособность и увлечённость своими инженерными проектами, работа отнюдь не занимала всё время его жизни. Он увлекался оперой, театром, шахматами. Достаточно серьёзно занимался велоспортом, был победителем городских соревнований. Однако самым главным его увлечением была фотография (в том числе стереоскопическая фотосъёмка). В частности, сохранилась сделанная им стереофотография дочери, катающейся на качелях, отличающаяся не только очень высоким для своего времени техническим, но и художественным уровнем. Он даже оставил в одной из своих записных книжек запись «Я по профессии – инженер, а в душе – фотограф».

Две 128-метровые башни Шухова на берегу Оки (1988)

После революции 1917 года Шухов отверг многочисленные приглашения из-за границы. Он продолжал упорно трудиться, за что современники прозвали его «человеком-фабрикой». Изобретатель спроектировал башню для радиостанции на Шаболовке в Москве: она состояла из шести сетчатых гиперболоидных стальных секций высотой почти 160 метров. 19 марта 1922 года с неё начали транслировать первые радиопередачи. Архитектурный шедевр эпохи авангарда не просто выполняет свои функции – Шуховская башня сегодня включена в Список памятников культуры с охранным статусом, рекомендована на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Гиперболоидные башни такой конструкции строят и сегодня во многих странах мира.

С 1924 по 1927 год Владимир Шухов – председатель Комитета Госплана по нефтепроводам. В 1927 году избран членом ВЦИК. В 1928 году был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1929 году стал её почетным членом. В 1928 году избран членом Московского городского совета.

Владимир Шухов увлекался фотографией, в его архиве более 1500 снимков, в частности вот такое «селфи»

Все крупные советские стройки первых пятилеток были связаны с именем Владимира Шухова. Инженер участвовал в реализации плана электрификации страны: он создал башенную конструкцию линии электропередачи через реку Оку. Спроектировал мартеновские цеха Выксунского, Петровского, Таганрогского заводов, завода «Азовсталь», запустил завод «Советский крекинг» в Баку. Последним крупным достижением Владимира Шухова в области строительной техники стала работа по восстановлению после землетрясения древнего медресе Улугбека в Самарканде в 1932 году. Совместно с архитектором Михаилом Мауэром он выпрямил «падающий» восточный минарет. Эта уникальная операция имела резонанс во всём мире.

Владимир Шухов на велосипеде «Паук»

Владимир Шухов умер от последствий несчастного случая в возрасте 85 лет. Из-за опрокинутой на себя свечи он получил тяжелые ожоги более 80% тела. Врачи боролись за его жизнь пять дней, но на шестой день, 2 февраля 1939 года, сердце Шухова остановилось…

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о