21 марта 2020, 10:00

Зинаида Петровна Троицкая – первая в нашей стране женщина-машинист паровоза. С ноября 1938 года по октябрь 1942 года была начальником Московской Окружной железной дороги. С 1942 по 1944 годы работала ревизором Министерства путей сообщения. А в 1944 году была назначена заместителем начальника Управления Московского метрополитена, где проработала три десятка лет. В 1967 году Зинаида Троицкая стала инициатором создания Народного музея Московского метрополитена.

Зинаида Троицкая – первая в СССР женщина-машинист паровоза

Зинаида Троицкая родилась 8 марта 1913 года в Москве. До революции её отец ремонтировал паровозы, в советское время работал перронным контролером, а мать работала табельщицей в депо Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. Детство Зинаиды прошло в депо – в то время как все дети играли в песочнице, она «песочницы» чистила, помогая отцу («песочница» на паровозе необходима для улучшения сцепления колёс с рельсами»).

В 15 лет Зинаида окончила школу, и после этого по совету отца поступила учиться в ФЗУ на слесаря по ремонту паровозов. Там она увлеклась слесарным делом. На выпускной экзамен надо было представить какой-либо инструмент, изготовленный собственноручно. И она задумала сделать сложный французский ключ. Её пытались отговорить: не успеешь, мол, выбери что-нибудь попроще. А она отступать не привыкла – сделала всё-таки французский ключ! И её работу оценили высшим баллом.

В 1930 году Троицкая окончила с отличием железнодорожное ФЗУ, стала работать слесарем, что до неё позволялось только мужчинам. Но её привлекала работа на паровозе. С большим трудом Троицкой удалось поступить на курсы помощников машиниста, но и после их окончания на работу долго не брали. Потом устроили – на маневровый паровоз. Своим трудолюбием Зинаида завоевала сердце пожилого машиниста, и он потихоньку начал учить ее вождению локомотива. Трижды отказывали ей в заявлении на сдачу экзамена на права машиниста. Наконец, разрешили, и – снова маневровый паровоз, от которого отказывались все мужчины.

Она полюбила паровоз, как можно полюбить только живое существо. Да он и был для неё живым существом со своим характером – то своенравным, то послушным. Каждый раз к нему надо было найти особый подход. Она знала в нём каждую деталь и могла по звуку определить, что у него «болит».

В итоге Зинаида Троицкая всё-таки добилась своего – деповское руководство оценило её старания, и в 1935 году она стала первой в стране женщиной – машинистом паровоза. Стала не просто водить паровозы – тяжеловесные составы. Сокращала время простоя на экипировке, её локомотивы без ремонта ходили вчетверо дольше положенного.

В конце 30-х годов прошлого века Зинаида Троицкая была настоящим символом победившего советского феминизма. Стахановка, первая в мире женщина – машинист паровоза. Её портрет был растиражирован на миллионах плакатов, тысячи советских девочек присылали ей восторженные письма: как стать такой же, как вы? Троицкая в ответ только смущённо пожимала плечами: для этого надо родиться на железной дороге.

В апреле 1936 года в Кремле Зинаиде Петровне вручили орден Ленина. Этой высокой награды первая в стране женщина-машинист была удостоена, когда ей исполнилось всего 23 года. В том же году она стала машинистом первого класса, без отрыва от производства окончила вуз и получила диплом инженера-механика.

Зинаида Троицкая (крайняя справа) беседует с девушками, занимающимися на курсах помощников машинистов Московской окружной железной дороги

Но настоящая известность к ней пришла, когда она обратилась к работницам железнодорожного транспорта с призывом «Женщины – на паровоз!». На железных дорогах в то время резко выросли объёмы перевозок, и остро ощущалась нехватка работников ведущих профессий. На призыв откликнулись железнодорожницы всей сети. В её родном депо на курсы машинистов и помощников записались жёны машинистов, работники технических отделов и бухгалтерии. Из них Троицкая создала первую женскую локомотивную бригаду.

В 1938 году Зинаида Троицкая возглавила Московскую окружную железную дорогу (МОЖД). По советской табели о рангах, начальник железнодорожной магистрали назывался «генерал-директор тяги» – это звание соответствовало воинскому званию генерала. Троицкая руководила МОЖД в самые трудные годы Великой Отечественной войны.

В 1943 году Зинаида Троицкая стала ревизором Центрального управления паровозного хозяйства НКПС. Ещё через два года она заняла пост заместителя начальника Московского метрополитена (он тогда входил в состав МПС), где её организаторские способности нашли новое применение: после окончания войны с новыми силами продолжилось строительство новых веток метро, прежде всего первой очереди Кольцевой линии. Зинаида Троицкая много занималась бытовыми нуждами работников, вела большую общественную работу. В 1967 году она стала инициатором создания музея Московского метрополитена. В метро она проработала 33 года до ухода в 1975 году на заслуженный отдых.

Заместитель начальника Московского метрополитена Зинаида Петровна Троицкая (1970-е годы)

Зинаида Петровна Троицкая была настоящим энтузиастом своего дела, любила работу, к поездам относилась, как к живым людям. Её жизнь обросла множеством легенд. По её примеру тысячи советских женщин записались на курсы машинистов поездов. Главное, что доказала Зинаида Троицкая — любовь к труду, профессионализм, упорство помогают покорить небывалые и казалось бы недостижимые высоты.

Все фотографии взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Igor_Gusev_190 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Igor_Gusev_190
Участник

Да, были люди в наше время …