26 апреля 2020, 10:00

Екатеринбургский (или как он назывался в ходе строительства и даже несколько месяцев после открытия – Свердловский) метрополитен стал последним метрополитеном, открывшимся в СССР. Ровно 29 лет назад строители метро в столице Урала стали его первыми пассажирами.

Первые планы строительства метро в Свердловске появились ещё в начале 1960-х годов прошлого века, когда началась массовая застройка новых районов – появилась потребность в быстрой и надёжной связи с центром города и промышленными предприятиями. Борис Ельцин, будучи первым секретарём Свердловского обкома КПСС в начале 1980-х годов, так объяснил выбор маршрута первой очереди метрополитена между площадью 1905 года и районом Уралмаш: «Уралмашевцы заслужили право возвращаться домой с первомайской и октябрьской демонстраций на метро!».

Начальной точкой отсчёта строительства метрополитена в Свердловске можно считать самый первый ковш земли, который был вынут 28 августа 1980 года на площадке строительства станции «Уральская». По случаю начала строительства состоялся митинг, на котором присутствовали руководители города и области. Старт был дан, но до пуска метрополитена оставалось долгие 10 лет и 8 месяцев…

Торжественный митинг, посвящённый началу строительства метрополитена в Свердловске (в центре – будущий Президент России Борис Ельцин)

Неровный рельеф города, а также плотная застройка в центре, потребовали комбинации станций глубокого и мелкого заложения. Пуск метрополитена был запланирован на 1987 год, позднее открытие было передвинуто на 1989 год. 1 июля 1988 года указанием МПС СССР было создано новое транспортное предприятие «Свердловский метрополитен». В марте 1989 года на железнодорожную станцию «Свердловск-пассажирский» были доставлены составы, изготовленные на Ленинградском вагоностроительном заводе им. И.Е. Егорова. Однако электродепо было ещё не готово, поэтому поезда на время были отправлены в метро Новосибирска. На стыке десятилетий темпы строительства снизились из-за резкого сокращения финансирования. Но благодаря героическим усилиям строителей работы по сооружению метрополитена продолжались. В ночь с 29 на 30 декабря 1990 года по одному из тоннелей удалось пропустить первый пробный поезд.

Торжественный митинг, посвящённый открытию Свердловского метрополитена

И вот наступил день, которого так долго ждали жители города. Ждали ещё с 1967 года, когда в Свердловске родился миллионный житель. 26 апреля 1991 года на станции «Машиностроителей» состоялся торжественный митинг, на котором присутствовали строители, эксплуатационники и гости. А 27 апреля в 6 часов утра началось регулярное движение поездов. На первом пусковом участке, длиной всего 2,8 км, было только три станции: «Машиностроителей», «Уралмаш» и «Проспект космонавтов». Свердловский метрополитен на момент открытия стал самым коротким в мире (если не считать подземных фуникулёров и подобных им транспортных систем). Ввиду отсутствия на пусковом участке камер съезда для оборота составов движение поездов осуществлялось «челночным» способом.

Станция «Машиностроителей»

В тяжелейших финансовых условиях к 1992 году линию дотянули до железнодорожного вокзала, а к 1994 – до центра города. Были открыты станции «Уральская», «Динамо» и «Площадь 1905 года». В 2002 году открылась «Геологическая». Станция «Ботаническая» была открыта в 2011 году, на её торжественное открытие приезжал президент РФ Дмитрий Медведев. Девятая, последняя на данный момент станция «Чкаловская», была открыта в июле 2012 года.

Станция «Чкаловская»

Сегодня протяжённость линии составляет 12,7 км, её всю можно проехать за 18 минут. В единственном электродепо «Калиновское» «обитают» 17 четырёвагонных составов. Интервал движения поездов составляет от 4 до 8 минут. Несмотря на то, что метрополитен состоит из единственной линии «Север-Юг», здесь достаточно многолюдно – метро связывает окраину, центр и важнейшие транспортные узлы (железнодорожный и два автовокзала). Суточный пассажиропоток составляет в среднем в будни около 180 тысяч пассажиров, а в выходные – почти 100 тысяч.

Автоматы для продажи жетонов

Стоимость одной поездки в метро после открытия в 1991 году составляла 15 копеек (входные турникеты принимали монеты достоинством 5 и 15 копеек). Плата за проезд регулярно повышалась и с 15 мая 2019 года она составляет 32 рубля. С 1992 года использовались пластиковые жетоны разных цветов (малиновый, красный, голубой, серый и чёрный). Несмотря на алюминиевую вставку, они были очень лёгкие. В 1994 году их заменили на металлические жетоны, которые ранее использовались в Московском метрополитене. В 2009 году в дополнение к жетонам появились электронные карты «Екарта», которые позволяют применять как обычные, так и льготные социальные тарифы. В октябре 2017 года Екатеринбургский метрополитен запустил бесконтактную систему оплаты для банковских карт и смартфонов.

Екарта – единый электронный билет для проезда в городском транспорте Екатеринбурга

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о