31 октября 2020, 10:00

Столицу Австрии называют «музыкальным сердцем Европы» и «городом вальсов». О поездке в Вену принято рассказывать с томным придыханием и загадочной улыбкой. Вена – одна из старейших европейских столиц. Она расположилась на берегах Дуная, идеально вписавшись в форму окружности, перерезанной руслом реки на две части. Сегодня город разделён на 23 района, из которых самым богатым на культурные и архитектурные достопримечательности остается «Внутренний город», отделенный от остальной столицы кольцом бульваров – Рингштрассе. Собственно, это и есть «Старая Вена» – именно такую площадь австрийская столица занимала до середины XIX века, пока не шагнула за пределы крепостных стен, превращенных стараниями Франца Иосифа I в цепочку пешеходных зон.

Классический венский трамвай на фоне Ратуши. Такие вагоны производились с начала 1960-х годов вплоть до 1990 года. Они и сейчас составляют почти половину трамвайного парка Вены.

Перемещаться по Вене можно на автобусах, трамваях, метро или на пригородных электричках. Помимо общественного транспорта, по Вене колесит ещё и специальный: туристические автобусы, пассажиры которых могут беспрепятственно выходить на любых остановках, знакомиться с достопримечательностями и подсаживаться в другой, следующий этим же маршрутом автобус. Весь автопарк оснащён аудиогидами, в том числе на русском языке. А в 2009 году по Рингштрассе начал курсировать Vienna Ring Tram – трамвай для гостей города, также оснащённый аудиогидом. Тем не менее, самых удобным и доступным транспортом столицы Австрии, конечно же, является метро.

Метрополитен Вены состоит из пяти линий общей длиной почти 80 км

Сегодня метрополитен Вены состоит из пяти линий общей длиной 78,5 км с 98 станциями. Линии не имеют названий, а обозначаются номерами с буквой U (от U-Bahn) и индивидуальным цветом. В Венском метрополитене действует линейный принцип движения поездов с 10 пересадочными станциями. Обслуживается венское метро компанией Wiener Linien GmbH&Co KG, принадлежащей Wiener Stadtwerke AG, которая, в свою очередь, полностью контролируется городом. Днём рождения Венского метрополитена считается 8 мая 1976 года – в этот день началась тестовая эксплуатация первого участка линии U1. При этом официальной датой открытия является 25 февраля 1978 года. Однако, у метрополитена австрийской столицы богатая предыстория, ведущаяся с конца XIX века.

В конце XIX века в северной части Вены посреди широкой улицы Гюртель была построена эстакада городской железной дороги

В конце XIX века в северной части Вены посреди широкой улицы Гюртель построили «дампфбан» – городскую железную дорогу на паровой тяге. Особой популярностью она не пользовалась. Поезда ходили довольно редко, а проезд стоил дороже, чем на трамвае. Из-за нехватки угля дорогу закрыли в 1918 году. Спустя семь лет она заработала вновь. Теперь дорога принадлежала городу. Её электрифицировали и пустили по ней вагоны трамвайного типа. В конце 1970-х годов в южной части Вены была построена эстакада скоростного трамвая. А в середине 1990-х годов эти эстакады объединили, образовав линию U6. Несмотря на то, что формально коричневая линия U6 (Siebenhirten – Floridsdorf) является часть метрополитена Вены, по ней ходят поезда, состоящие из трамваев. В отличие от линий U1–U4, где используется классическая система с контактным рельсом, на линии U6 используется контактный провод и токоприёмники трамвайного типа. И ещё: U6 – единственная линия, которая не проходит через центр города.

Кросс-платформенная пересадка на станции Längenfeldgasse: слева – состав линии U6 (несколько сцепленных друг с другом трамваев), справа – поезд метро линии U4

Зелёная линия U4 (Hütteldorf – Heiligenstadt), которая в основном проходит по поверхности, также первоначально была железнодорожной линией Wiental–Donaukanal, достроенной в начале XX века. Она проходила в пойме реки Вены, а далее вдоль Дунайского канала. В 1970-е годы её модернизировали в линию метрополитена.

Линия U4 основана на модернизированной линии городской железной дороги, открытой ещё в начале прошлого века

Фиолетовая линия U2 (Karlsplatz – Seestadt), в основном, состоит из переоборудованного трамвайного тоннеля, построенного в 1960-х годах. Пока она является самой короткой в Венском метрополитене – на ней всего 20 станций. Кроме того, из-за ограничений, накладываемых конструкцией бывшего трамвайного тоннеля, а также из-за коротких перегонов, эта линия является ещё и самой медленной.

Современный состав на линии U2

Красная линия U1 (Oberlaa – Leopoldau) – первая линия Венского метрополитена, сооружение которой началось в 1969 году. И, наконец, оранжевая линия U3 (Ottakring – Simmering) была построена в пять этапов между 1989 и 2000 годами. Все станции третьей линии (кроме двух) – подземные. А вот линия U5 в нумерации вообще отсутствует – её строительство собираются начать в самое ближайшее время, а открыть первый участок планируют в 2023 году.

Обычно станции метро Вены «украшены» только практичными металлическими панелями, но бывают приятные исключения

Метрополитен Вены работает с 5 утра до полуночи. А с сентября 2010 года ещё и по ночам перед праздничными и выходными днями – так решили сами жители города на «всевенском» референдуме. Метро в Вене – отнюдь не самый быстрый транспорт: в течение дня интервалы движения поездов на всех линиях составляют пять-десять минут, по вечерам они увеличиваются до 15 минут. Большинство станций венского метро не имеют центрального зала – от выхода в город коридоры ведут сразу на платформы. Также на модернизированных линиях много станций с боковыми платформами.

Так стены станции Praterstern оформлены не случайно – наверху находится знаменитый парк аттракционов

Отделка станций – утилитарная, без особых излишеств. Чаще всего стены отделаны металлическими панелями с шумо- и виброизоляцией. Подземная часть метро Вены – мелкого заложения, что позволило без особых проблем разместить на станциях лифты для маломобильных граждан. Впрочем, лифтами в венском метро разрешено пользоваться всем пассажирам. В метро Вены эксплуатируются составы двух типов. Более новые (тип V) вышли на линии в 2006 году, такие поезда имеют сквозной проход через весь состав.

Турникеты (как правило, окрашенные в цвет линии) обозначают зону оплаты проезда

Турникеты в венском метро обозначают границу, за которую нельзя заходить без прокомпостированного билета с датой и время прохода. Подробней о системе оплаты проезда в Венском метрополитене можно прочитать здесь.

Все изображения взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Natalya_Alekseeva_223 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Natalya_Alekseeva_223
Участник

Эх, хорошо с ОКНМ можно сейчас хоть немножко виртуально «попутешествовать»….