7 мая 2020, 21:00

Харьковский метрополитен был открыт 23 августа 1975 года.

Как и все Советские метрополитены, в Харьковском метро оплата проезда осуществлялась пятикопеечной монетой. А в 1991 году стоимость оплаты подорожала в 3 раза и проход осуществлялся 15-и копеечной монетой или той же пятикопеечной монетой, но бросая в монетоприёмник 3 монеты.

С 1 июня 1992 года Харьковский метрополитен переходит на жетоны.

Но прежде, чем рассказать про жетоны, отметим, что Харьковский метрополитен, пожалуй, самый богатый метрополитен в постсоветском пространстве на разнообразие жетонов. Обуславливается, прежде всего, это тем, что жетоны изготавливались в самом Харькове, а мы знаем, что в Харькове были изготовлены большинство жетонов для других метрополитенов.

Поэтому про Харьковские жетоны мы изложим в двух частях.

Часть 1.

Первые жетоны Харьковского метрополитена изготавливались на предприятии Хартрон. Есть некоторые заблуждения у коллекционеров по этому поводу. На самом деле само предприятие не занималось изготовлением жетонов, их делали другие компании, арендовавшие пустующие после распада СССР помещения предприятия.

А с 1993 года жетоны изготавливались уже в мастерских Харьковского метрополитена. Есть версия о том, что это те же компании, которые перебазировались с «Хартрона» на территории метрополитена, как говорится, ближе к телу. Возможно и нет, т.к. был период, когда жетоны изготавливались нв двух предприятиях одновременно. Ну, подтверждающих или опровергающих данный факт документов пока не найдено.

Сами жетоны, как мы уже рассказывали на примере других жетонов состоят из 3-х составных частей:

— кольца (аверс);

— толкателя (аверс);

— оборотной вставки (реверс).


Кольца жетонов Харьковского метрополитена представляют собой текст «ХАРЬКIВ МЕТРОПОЛIТЕН» и разделённые между словами точками или кольцами. Их можно разделить на 5 типов:

1 – узкий шрифт, маленькие разделительные точки;

2 – широкий шрифт, большие разделительные точки;

3 – узкий шрифт, разделительные кольца;

4 – узкий и жирный шрифт, большие разделительные точки;

5 – узкий шрифт (широкий Р), разделительные кольца.

Отметим, что 1 и 2 тип – это «Хартроновские» кольца, а 3,4 и 5 тип – производство мастерских метрополитена.

Толкатели же аверса можно разделить на 4 типа (мы их условно покрасили в разные цвета)

На первый взгляд, логотипы Харьковского метро в виде буквы «М» ничем не отличаются, но это только на первый взгляд )

Для наглядности мы их совместим вместе, и разницу вы заметите.

Стоит отметить, что только 1-й тип толкателя изготавливался на Хартроне, остальные 3 – в мастерских метрополитена.

Какие типы толкателей с какими кольцами были выпущены, мы расскажем во второй части.

Что же касается цветовых решений жетонов, то в течение 20 лет он менялся неоднократно, можно выделить основные 4 этапа:

1 этап. 06.1992 – 12.1992

Первые жетоны были оранжевого цвета, сам материал был прозрачный. Так требовала технология считывания “люминисцентного спектра” турникетов.



2 этап. 12.1992 – 01.1996

С 26 декабря 1992 года жетон стал матовый, но оранжевый цвет сохранился.



3 этап. 01.1996 – 06.2000

С 29 января 1996 года матовый жетон сменил цвет с оранжевого на светло-зелёный (или салатовый).



4 этап. 06.2000 – 10.2012

С 8 июня 2000 года Харьковский метрополитен опять сменил матовые жетоны на прозрачные. Здесь цветовая гамма от бирюзового до цвета Хабрахабра.



Теперь зная всю информацию по цветовым гаммам, составным частям и этапам выхода жетонов, завтра, во второй части, мы расскажем вам обо всех вышедших за 20 лет жетонов Харьковского метро.

10
Оставить комментарий

avatar
2 Цепочка комментария
8 Ответы по цепочке
6 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
7 Авторы комментариев
Ю.К.ГеннадийVladimir_Diyachkov_046Barsukov_Eduard_206Арам Григорян 131 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
mikhail_gruzdev_110
Участник

Уже который раз читаю про жетону и то что разделяют на «кольцо» и «толкатель», это просто жаргон такой?

Dmitry_Umnov_119
Гость
Dmitry_Umnov_119

Насчёт того, что Хартрон и жетоны связывала только сдача пустующих цехов в аренду, это довольно смелое утверждение. Я догадываюсь, что идёт оно от того, что в договорах на поставку фигурируют левые ООО (или по украински ТОВ).
Но тут штука в том, что такой монстр, как Хартрон, в начале 90х гарантированно имел астрономические долги, которые в принципе не давали возможности заниматься хоздоговорной деятельностью от собственного лица — вся выручка автоматически улетела бы в погашение долга. Поэтому все что делалось — делалось через фирмы-прокладки. И именно их печати можно увидеть на договорах поставки.