9 апреля 2020, 08:00
Схема линий Тбилисского метрополитена

Первый жетон Тбилисского метро введен в обращение 02.11.1992 г. Использовался до 06.01.1994 г. Среди коллекционеров жетон имеет неофициальное название “Московский жетон” – т.к. в центре жетона присутствует логотип метро в виде русской буквы “М”. В последующем русская буква “М” на жетонах Тбилисского метро перевелась на грузинскую букву “მ”. Наверху жетона надпись на грузинском языке “თბილისი” – тбилиси. Материал жетона – латунь. Гурт рубчатый. Аверс и реверс одинаковые и расположены правильно — 0° относительно друг друга.

Диаметр 22 мм.
Толщина 1,5 мм.
Вес 4 г ± 0,03.



Второй вид жетонов был введён 06.01.1994 г. Хождение имели практически 3 года — до 01.02.1997 г. Дизайн жетонов изменился, как было сказано выше — вместо русской буквы “М” появилась грузинская буква “მ”.  Это были жетоны из композитного пластика, в составе которого присутствовала сталь. Коричневые и чёрные жетоны отличались не только цветом, но и другими характеристиками. По соотношениям аверс/реверс в коллекции у вас должны быть 4 варианта этих жетонов ))

Цвет коричневый.
Диаметр 22,5 мм.
Толщина 1,7 мм.
Аверс/реверс 0° (частый)
Аверс/реверс 180° (редкий)


Цвет чёрный
Диаметр 21,9 мм
Толщина 1,7 мм.
Аверс/реверс 0° (редкий)
Аверс/реверс 180° (частый)



С 1 февраля 1997 года жетон Тбилисского метрополитена “покраснел” и стал толще. На аверсе появились надписи:

наверху: მეტროპოლიტენში (метрополитенши)

внизу: მგზავრობისათვის (мгзавробисатвис).

В переводе с грузинского «Для проезда в метрополитене».

«Красный» жетон был изготовлен в НПФ «Экситон» в Харькове в 1996 г. на основе органических люминофоров, растворенных в твердых полимерах.

Помимо всего прочего, на реверсе жетона появился Герб города Тбилиси.

Герб г. Тбилиси

Герб Тбилиси — это традиционный грузинский щит. Надпись грузинским шрифтом Мхедрули თბილისი («Тбилиси») с буквицей “თ” образует стилизованного сокола и фазана, что иллюстрирует легенду о происхождении Тбилиси. Вдоль верхнего края расположены семь маленьких семиконечных звезд, выстроенных в полумесяц. Промежуточная дубовая веточка символизирует прочность и долговечность и создает крестовидную перегородку внизу щита, которая укрывает название Тбилиси, написанное в исторических грузинских шрифтах — Асомтаврули и Нусхури. Он опирается на волну, символизирующую реку Мтквари, на которой расположен город. Автор герба почетный гражданин Тбилиси Эмир Бурджанадзе.



Цвет ярко-красный
Диаметр 22 мм
Толщина 2,1 мм.

Если внимательно присмотреться, то мы увидим, что на самом деле на реверсе жетона появился не герб, а часть герба – нет ни дубовой ветки, нет крестовидной перегородки внизу щита, ни волны, символизирующей реку Мтквари. Да и семиконечные звёзды на жетоне превратились в шестиконечные. Объяснение этому факту скорее всего в том, что сам герб был разработан ещё в конце 80-х годов, а утверждён как официальный герб города только в июне 2005 года, так что составные части могли быть дополнены в течение этого времени.

Разновидностей этого жетона коллекционеры нашли предостаточно. Относительно аверса/реверса существуют масса разворотов по углам. Помимо прочего, есть разновидности-сдвиги надписей на аверсе относительно центральной части – буквы “მ”. Также существует разновидность по пятой по счёту букве “ო” на аверсе жетона. Так что коллекционерам для полноты коллекции есть к чему стремиться ))




В Интернете, на специализированных площадках-форумах можно найти информацию о прозрачных жетонах Тбилисского метро. Как удалось нам выяснить, да, действительно такие жетоны существуют, причём в очень маленьких количествах (до 10 шт.). Но эти жетоны вряд ли можно отнести к тестовым или даже пробным вариантам, а скорее всего к технологическим, т.к. отливались они для очистки или проверки форм без красителей на заводе в Харькове. Хотя сами коллекционеры по-разному толкуют понятия “тестовые”, “пробные” или “технологические”. И тем не менее, представляем вам эти жетоны.

Технологические жетоны



С 1 марта 2008 года в Тбилисском метро появились ещё 2 жетона – оранжевый (прозрачный) и голубой (матовый).

Цвет оранжевый (прозрачный)
Диаметр 22 мм
Толщина 2 мм.

Цвет голубой (матовый)
Диаметр 22 мм
Толщина 2 мм.

Дизайн самих жетонов не изменился, однако изменилось предназначение жетонов.

Оранжевые жетоны предназначались для всех граждан, а голубые – для льготников и малоимущих. Причём, трактовка в законодательстве Грузии понятия “льготники и малоимущие” очень специфические, т.к. к этим категориям не относятся поголовно студенты, школьники, инвалиды или пенсионеры. Льготники и малоимущие граждане при предъявлении специального удостоверения могли приобрести голубой жетон. Для школьников проезд был бесплатным, а для студентов была 50% скидка при предъявлении студенческого билета, и жетон им выдавался красного цвета, образца 1997 г., описанный выше. Так что, с 01.03.2008 г. в обращении были сразу 3 вида жетона.

По разновидностям оранжевые и голубые жетоны различаются также, как и предыдущие красные жетоны — сдвиги надписей на аверсе относительно центральной части – буквы “მ” и разновидности по пятой по счёту букве “ო” на аверсе жетона.




Было бы неправильным закончить обзор без упоминания некоторых экземпляров (пластмассовых и алюминиевого жетонов), которые, время от времени всплывают на коллекционном рынке, некоторые из них также включены в различные каталоги. По нашему мнению, они являются кустарными подделками и официального подтверждения выпуска этих жетонов для Тбилисского метро нет. Блёклость, неразборчивость текста выдают кустарное происхождение жетонов. Тем не менее, мы вам их представляем.

Пластмассовые (немагнитные) жетоны
Алюминиевый жетон




В 2010 году Тбилисский метрополитен перешёл на оплату проезда по пластиковым картам.

2
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
2 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
ГеннадийMikhail_Klimov_050 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Mikhail_Klimov_050
Участник

Есть такой. Объехал все станции грузинского метро, есть станции красивые, но не Москва