Первый жетон Тбилисского метро введен в обращение 02.11.1992 г. Использовался до 06.01.1994 г. Среди коллекционеров жетон имеет неофициальное название “Московский жетон” – т.к. в центре жетона присутствует логотип метро в виде русской буквы “М”. В последующем русская буква “М” на жетонах Тбилисского метро перевелась на грузинскую букву “მ”. Наверху жетона надпись на грузинском языке “თბილისი” – тбилиси. Материал жетона – латунь. Гурт рубчатый. Аверс и реверс одинаковые и расположены правильно — 0° относительно друг друга.
Второй вид жетонов был введён 06.01.1994 г. Хождение имели практически 3 года — до 01.02.1997 г. Дизайн жетонов изменился, как было сказано выше — вместо русской буквы “М” появилась грузинская буква “მ”. Это были жетоны из композитного пластика, в составе которого присутствовала сталь. Коричневые и чёрные жетоны отличались не только цветом, но и другими характеристиками. По соотношениям аверс/реверс в коллекции у вас должны быть 4 варианта этих жетонов ))
С 1 февраля 1997 года жетон Тбилисского метрополитена “покраснел” и стал толще. На аверсе появились надписи:
наверху: მეტროპოლიტენში (метрополитенши)
внизу: მგზავრობისათვის (мгзавробисатвис).
В переводе с грузинского «Для проезда в метрополитене».
«Красный» жетон был изготовлен в НПФ «Экситон» в Харькове в 1996 г. на основе органических люминофоров, растворенных в твердых полимерах.
Помимо всего прочего, на реверсе жетона появился Герб города Тбилиси.
Герб Тбилиси — это традиционный грузинский щит. Надпись грузинским шрифтом Мхедрули თბილისი («Тбилиси») с буквицей “თ” образует стилизованного сокола и фазана, что иллюстрирует легенду о происхождении Тбилиси. Вдоль верхнего края расположены семь маленьких семиконечных звезд, выстроенных в полумесяц. Промежуточная дубовая веточка символизирует прочность и долговечность и создает крестовидную перегородку внизу щита, которая укрывает название Тбилиси, написанное в исторических грузинских шрифтах — Асомтаврули и Нусхури. Он опирается на волну, символизирующую реку Мтквари, на которой расположен город. Автор герба почетный гражданин Тбилиси Эмир Бурджанадзе.
Если внимательно присмотреться, то мы увидим, что на самом деле на реверсе жетона появился не герб, а часть герба – нет ни дубовой ветки, нет крестовидной перегородки внизу щита, ни волны, символизирующей реку Мтквари. Да и семиконечные звёзды на жетоне превратились в шестиконечные. Объяснение этому факту скорее всего в том, что сам герб был разработан ещё в конце 80-х годов, а утверждён как официальный герб города только в июне 2005 года, так что составные части могли быть дополнены в течение этого времени.
Разновидностей этого жетона коллекционеры нашли предостаточно. Относительно аверса/реверса существуют масса разворотов по углам. Помимо прочего, есть разновидности-сдвиги надписей на аверсе относительно центральной части – буквы “მ”. Также существует разновидность по пятой по счёту букве “ო” на аверсе жетона. Так что коллекционерам для полноты коллекции есть к чему стремиться ))
В Интернете, на специализированных площадках-форумах можно найти информацию о прозрачных жетонах Тбилисского метро. Как удалось нам выяснить, да, действительно такие жетоны существуют, причём в очень маленьких количествах (до 10 шт.). Но эти жетоны вряд ли можно отнести к тестовым или даже пробным вариантам, а скорее всего к технологическим, т.к. отливались они для очистки или проверки форм без красителей на заводе в Харькове. Хотя сами коллекционеры по-разному толкуют понятия “тестовые”, “пробные” или “технологические”. И тем не менее, представляем вам эти жетоны.
С 1 марта 2008 года в Тбилисском метро появились ещё 2 жетона – оранжевый (прозрачный) и голубой (матовый).
Дизайн самих жетонов не изменился, однако изменилось предназначение жетонов.
Оранжевые жетоны предназначались для всех граждан, а голубые – для льготников и малоимущих. Причём, трактовка в законодательстве Грузии понятия “льготники и малоимущие” очень специфические, т.к. к этим категориям не относятся поголовно студенты, школьники, инвалиды или пенсионеры. Льготники и малоимущие граждане при предъявлении специального удостоверения могли приобрести голубой жетон. Для школьников проезд был бесплатным, а для студентов была 50% скидка при предъявлении студенческого билета, и жетон им выдавался красного цвета, образца 1997 г., описанный выше. Так что, с 01.03.2008 г. в обращении были сразу 3 вида жетона.
По разновидностям оранжевые и голубые жетоны различаются также, как и предыдущие красные жетоны — сдвиги надписей на аверсе относительно центральной части – буквы “მ” и разновидности по пятой по счёту букве “ო” на аверсе жетона.
Было бы неправильным закончить обзор без упоминания некоторых экземпляров (пластмассовых и алюминиевого жетонов), которые, время от времени всплывают на коллекционном рынке, некоторые из них также включены в различные каталоги. По нашему мнению, они являются кустарными подделками и официального подтверждения выпуска этих жетонов для Тбилисского метро нет. Блёклость, неразборчивость текста выдают кустарное происхождение жетонов. Тем не менее, мы вам их представляем.
В 2010 году Тбилисский метрополитен перешёл на оплату проезда по пластиковым картам.
Есть такой. Объехал все станции грузинского метро, есть станции красивые, но не Москва