Ташкентский метрополитен был открыт 6 ноября 1977 г. Это был седьмой по счёту метрополитен в СССР и первый в Центральной Азии.
После распада СССР встал вопрос об отмене пятикопеечных монет Советского образца и внедрении своих жетонов. К концу 1991 года в Научно-производственном объединении «Средазэлектроаппарат» были изготовлены тестовые алюминиевые образцы жетонов для метро. Общий тираж всех трёх вариантов жетонов около 70 шт. Вес менее 1,5 г, диаметр 24 мм.
Очень странным решением было изготовление алюминиевых жетонов по технологии «литья под давлением», известно, что намного дешёвым и «правильным» для алюминия считается технология штамповки. Впрочем, ни один из 3-х вариантов не прошёл испытания по причине «лёгкости». Переоборудованные тестовые турникеты с новыми жетоноприёмниками не воспринимали алюминиевые жетоны из-за лёгкого веса.
Несмотря на то, что этими жетонами так и не воспользовались по прямому назначению, их смело можно отнести к пробным или опытным образцами. Ну как говорится, что плохо для метро, то хорошо для коллекционера )).
После неудачной попытки внедрения алюминиевых жетонов, в том же НПО «Средазэлектроаппарат» начали чеканить латунные жетоны. И практически с начала 1992 года эти жетоны прошли опытные испытания.
На аверсе жетона, в центре расположен логотип метро в виде буквы «М», а по контуру текст «ТОШКЕНТ МЕТРОПОЛИТЕНИ». На реверсе также в центре буква «М», а по контуру текст «НПО» СРЕДАЗЭЛЕКТРОАППАРАТ».
Рассмотрим латунный жетон образца 1992 года поподробнее.
По разновидностям эти жетоны можно смело разделить на 2 подтипа: правильный текст вставки по контуру аверса и неправильный.
Если раскрыть текст по контуру аверса в дугу, то можно чётко распознать «правильность» и «неправильность» текста.
Или более наглядно:
В каждом подтипе вышеуказанных жетонов мы рассмотрим с вами по 4 типа жетонов.
Итак, Тип 1 — «правильный».
Тип 1.1:
аверс — шрифт короткий, буква М узкая
реверс — «НПО«(вид 1), буква М узкая
Тип 1.2:
аверс — шрифт высокий, буква М широкая
реверс — «НПО«(вид 1), буква М широкая
Тип 1.3:
аверс — шрифт высокий, буква М узкая
реверс — «НПО«(вид 3), буква М широкая (шрифт короткий)
Тип 1.4:
аверс — шрифт высокий, буква М узкая
реверс — «НПО«(вид 3), буква М узкая (шрифт высокий)
Аббревиатура «НПО» на реверсе наглядно показана на рисунке ниже. Все 3 вида аббревиатуры рассматриваются относительно центральной буквы «М» на реверсе.
Теперь рассмотрим Тип 2 — «неправильный».
Тип 2.1:
аверс — шрифт высокий, буква М широкая
реверс — «НПО«(вид 1), буква М узкая
Тип 2.2:
аверс — шрифт высокий, буква М широкая
реверс — «НПО«(вид 1), буква М узкая
Тип 2.3:
аверс — шрифт широкий, буква М широкая
реверс — «НПО«(вид 2), буква М широкая (шрифт широкий)
Тип 2.4:
аверс — шрифт высокий, буква М узкая
реверс — «НПО«(вид 3), буква М узкая
Помимо всех основных 8-и типов латунных жетонов, описанных выше, существуют разновидности каждого типа и по оттенкам цветов от светло-жёлтого до тёмно-жёлтого — в зависимости от процентного соотношения меди, цинка в составе латуни, и по незначительными отклонениями в шрифтах. Также существуют разновидности некоторых типов по соотношению разворотов аверс/реверс по углам.
C 1993 года Ташкентский метрополитен потихонечку начинает переоборудовать свои турникеты на более дешёвый материал — люминесцентный пластик с красителем. Для Ташкентского метрополитена был выбран синий цвет красителя. Изготовлением жетонов занялся всё тот же Харьковский завод «Хартрон».
Технические характеристики жетона:
Диаметр — 24 мм
Толщина — 2 мм
Вес 0,87 г ± 0,02
Перед тем, как показать все разновидности пластиковых жетонов, напомним, что они имеют составные части — вставка и толкатель аверса и оборотная вставка реверса.
Как видно из рисунка по вставкам, мы выделили 4 основных типа:
Тип 1 — узкий, высокий шрифт
Тип 2 — широкий, короткий шрифт (шрифт приближен к центру), разделительные точки между словами
Тип 3 — широкий, короткий шрифт (шрифт удалён от центра)
Тип 4 — широкий, короткий шрифт (шрифт удалён от центра), разделительные точки между словами
Толкателей 3 вида:
Тип 1 — узкий, зернистый
Тип 2 — широкий
Тип 3 — узкий, с закруглёнными углами
Реверс жетона можно разделить на 3 типа, по логотипам метро. Для более визуального восприятия раскрасим эти логотипы и сопоставим их друг к другу.
Как мы видим, помимо явных отличий, логотипы также различаются формами и расположением. И всё-таки выделим основные типы реверсов:
Тип 1 — чёткий контур
Тип 2 — жирный, нечёткий контур
Тип 3 — заштрихованный логотип
Ну, после описаний всех типов составных частей, можно уже перейти к описанием и основным разновидностям самих жетонов.
По тиражам есть некие цифры из неподтверждённых источников. Тип 2 — тираж 160.000 шт.; Тип 3a и 3b — тираж 5.000.000 шт.
Существует множество разновидностей, помимо вышеописанных жетонов — как по оттенкам синего цвета (в зависимости от количества синего красителя в составе пластика), так и по разворотам аверс/реверс по углам. Сама технология составных частей при изготовлении жетонов допускает такие погрешности. Погрешности эти и дают нам радугу (пробные разноцветные жетоны), фотографию которого мы любезно скопировали из общеизвестного форума).
Хотя все коллекционеры понимают и технологию изготовления жетонов и их происхождение, спрос на такие «пробники» остаётся высоким, и цена соответственно тоже.
P.S. Если присмотреться на фотографию пробников, то легко узнать в жёлтом жетоне тип толкателя с Московским логотипом метро… но это уже другая история )
похоже в пластиковых жетонах вообще за соблюдением поворотов вообще не смотрят))
вот интересно, истинный коллекционер какие повороты обязан положить в коллекцию, с каким шагом? 90? 180? 1? 0,1???)))
Да, это разрыв мозга. Латунных есть 5 видов (а их 8!), про пластиковые вообще молчу — еще их различают по месту расположения литника, т.к. форма многоместная. Есть разновидности с широким кантом. Пропасть!