Ленинградский метрополитен был открыт 15 ноября 1955 г. С момента открытия метро в качестве оплаты принимались проездные документы и талоны стоимостью 50 копеек.
С 1958 г. начались первые испытания турникетов на станции «Нарвская» и через некоторое время уже на всех восьми станциях первой очереди были установлены более 50 турникетов. В качестве оплаты были внедрены первые жетоны.
На аверсе жетона в центре логотип метро в виде буквы «М», а по контуру текст: » ★ ДЛЯ ПРОХОДА ★ ОПУСТИТЬ В ТУРНИКЕТ». На реверсе изображение наземного вестибюля станции метро «Площадь Восстания» и текст по контуру: «ЛЕНМЕТРОПОЛИТЕН имени В.И.ЛЕНИНА».
После денежной реформы 1961 г. стоимость оплаты проезда составила 5 коп., и в качестве оплаты проезда опять начали принимать талоны. Что помешало продавать жетоны по цене 5 коп., остаётся загадкой. Тем не менее, жетоны исчезли с касс Ленинградского метро, история их жизни оказалась короткой.
Внедрение пятикопеечной монеты на турникетах и монеторазменных автоматов началось только в 1962 году. А в 1966 г. все станции Ленинградского метро уже были оборудованы новыми жетоноприёмниками для турникетов и автоматами для размена монет.
До 1 апреля 1991 года, как и во всех Советских метрополитенах стоимость оплаты была неизменной, а со 2 апреля инфляция в стране «заставила» увеличить стоимость проезда в 3 раза. Турникеты переоборудовали на приём 15-и копеечных монет или на 3 приёма 5-и копеечных монет.
С 1 марта 1992 года распоряжением мэра Санкт-Петербурга вводятся в обращение жетоны из медно-цинкового сплава. Заказ на изготовление жетонов принял Санкт-Петербургский монетный двор.
Первые жетоны (№2a и №2b) были выпущены тиражом 300.000 шт. На аверсе первой партии жетонов текст по контуру «ДЛЯ ПРОХОДА В МЕТРОПОЛИТЕН» касался внешнего обода. Разница между жетонами №2a и №2b — шрифт реверса, если в первом случае буквы относительно раздельные, то во втором случае буквы слитные, визуально заметно в буквах УР.
После первой партии жетонов штемпель аверса стал крошиться на стыке текста и внешнего обода. Штемпель был заменён и в новой партии жетонов на аверсе текст по контуру уже не касался внешнего обода.
В третьей партии жетонов текст аверса был чётким и находился посередине двух ободков. Разделительные знаки между словами «ДЛЯ ПРОХОДА» и «В МЕТРОПОЛИТЕН» стали меньше. Разница между жетонами №4a и №4b — шрифт реверса, как и в случае жетонов №2a и №2b — раздельные и слитные буквы, визуально заметно в буквах АН и УР.
Существуют также разновидности этих жетонов по различным разворотам углов аверса/реверса. Общий тираж жетонов №3 и №4 — около 20 млн. штук.
В 2007 году из-за нехватки жетонов, руководство метрополитена заказал ещё партию жетонов у СПМД. Тираж жетонов составил 3.000.000 шт. (по другим данным 7.000.000 шт.).
Новая партия жетонов отличалась от старых партий видоизменением шрифта на аверсе, а точнее межбуквенным расстоянием слов.
Также новые жетоны имели разновидности по реверсам — слитные и раздельные буквы — №5a и №5b.
22 декабря 2006 года на только что открытой станции «Парнас» был протестирован багажный бесконтактный смарт-жетон. Пластиковый жетон был оснащён чипом MIFARE 1K.
Через 4 месяца начался поэтапный переход багажных пластиковых карт на бесконтактные смарт-жетоны.
Смарт-жетоны были в обращении до 2011 г. По разновидностям смарт-жетоны различаются по цвету пластика, по цвету буквы «М», сериям и шрифтам. Некоторые из них мы вам представляем:
СЕРИЯ |
ЦВЕТ БУКВЫ "М" | ЦВЕТ НОМЕРА |
ПЛАСТИК |
без номера |
голубой |
чёрный |
белый |
No. 9026.xxxxxxx |
голубой |
чёрный |
белый |
9049.xxxxxxx |
тёмно-синий | чёрный |
полупрозрачный |
9090.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9109.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9114.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9115.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9147.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9148.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9149.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9151.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9158.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9162.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9165.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9166.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9173.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9176.xxxxxxx |
синий | жёлтый |
белый |
9181.xxxxxxx |
синий | жёлтый |
белый |
9182.xxxxxxx |
синий | жёлтый |
белый |
9184.xxxxxxx |
синий | жёлтый |
белый |
9185.xxxxxxx |
синий | жёлтый |
белый |
9186.xxxxxxx |
синий | чёрный |
белый |
9186.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9189.xxxxxxx |
синий | жёлтый |
белый |
9190.xxxxxxx |
синий | жёлтый |
белый |
9193.xxxxxxx |
синий | жёлтый |
белый |
9193.xxxxxxx |
синий | жёлтый |
серый |
9212.xxxxxxx |
синий | жёлтый |
белый |
9220.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9225.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9226.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9227.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9238.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9240.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9241.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9260.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9344.xxxxxxx |
синий | жёлтый |
белый |
9356.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9360.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9361.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9406.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
9414.xxxxxxx |
синий | чёрный |
белый |
9414.xxxxxxx |
синий | чёрный |
серый |
Продолжение следует…
2b и 4b надо выкинуть, ввиду разбитости штемпелей и тогда получится всё верно!