28 мая 2020, 16:50

Ленинградский метрополитен был открыт 15 ноября 1955 г. С момента открытия метро в качестве оплаты принимались проездные документы и талоны стоимостью 50 копеек.

С 1958 г. начались первые испытания турникетов на станции «Нарвская» и через некоторое время уже на всех восьми станциях первой очереди были установлены более 50 турникетов. В качестве оплаты были внедрены первые жетоны.

На аверсе жетона в центре логотип метро в виде буквы «М», а по контуру текст: » ★ ДЛЯ ПРОХОДА ★ ОПУСТИТЬ В ТУРНИКЕТ». На реверсе изображение наземного вестибюля станции метро «Площадь Восстания» и текст по контуру: «ЛЕНМЕТРОПОЛИТЕН имени В.И.ЛЕНИНА».

Жетон №1
Материал: никелин. Гурт гладкий.
Диаметр: 21,1 мм ± (0,05)
Толщина: 1,5 мм ± (0,05)
Тираж: 200.000 шт.

После денежной реформы 1961 г. стоимость оплаты проезда составила 5 коп., и в качестве оплаты проезда опять начали принимать талоны. Что помешало продавать жетоны по цене 5 коп., остаётся загадкой. Тем не менее, жетоны исчезли с касс Ленинградского метро, история их жизни оказалась короткой.

Внедрение пятикопеечной монеты на турникетах и монеторазменных автоматов началось только в 1962 году. А в 1966 г. все станции Ленинградского метро уже были оборудованы новыми жетоноприёмниками для турникетов и автоматами для размена монет.

До 1 апреля 1991 года, как и во всех Советских метрополитенах стоимость оплаты была неизменной, а со 2 апреля инфляция в стране «заставила» увеличить стоимость проезда в 3 раза. Турникеты переоборудовали на приём 15-и копеечных монет или на 3 приёма 5-и копеечных монет.

С 1 марта 1992 года распоряжением мэра Санкт-Петербурга вводятся в обращение жетоны из медно-цинкового сплава. Заказ на изготовление жетонов принял Санкт-Петербургский монетный двор.

Жетон №2a
Жетон №2b

Первые жетоны (№2a и №2b) были выпущены тиражом 300.000 шт. На аверсе первой партии жетонов текст по контуру «ДЛЯ ПРОХОДА В МЕТРОПОЛИТЕН» касался внешнего обода. Разница между жетонами №2a и №2b — шрифт реверса, если в первом случае буквы относительно раздельные, то во втором случае буквы слитные, визуально заметно в буквах УР.




Жетон №3

После первой партии жетонов штемпель аверса стал крошиться на стыке текста и внешнего обода. Штемпель был заменён и в новой партии жетонов на аверсе текст по контуру уже не касался внешнего обода.




Жетон №4a
Жетон №4b

В третьей партии жетонов текст аверса был чётким и находился посередине двух ободков. Разделительные знаки между словами «ДЛЯ ПРОХОДА» и «В МЕТРОПОЛИТЕН» стали меньше. Разница между жетонами №4a и №4b — шрифт реверса, как и в случае жетонов №2a и №2b — раздельные и слитные буквы, визуально заметно в буквах АН и УР.

Существуют также разновидности этих жетонов по различным разворотам углов аверса/реверса. Общий тираж жетонов №3 и №4 — около 20 млн. штук.




В 2007 году из-за нехватки жетонов, руководство метрополитена заказал ещё партию жетонов у СПМД. Тираж жетонов составил 3.000.000 шт. (по другим данным 7.000.000 шт.).

Жетон №5a
Жетон №5b

Новая партия жетонов отличалась от старых партий видоизменением шрифта на аверсе, а точнее межбуквенным расстоянием слов.

Также новые жетоны имели разновидности по реверсам — слитные и раздельные буквы — №5a и №5b.




22 декабря 2006 года на только что открытой станции «Парнас» был протестирован багажный бесконтактный смарт-жетон. Пластиковый жетон был оснащён чипом MIFARE 1K.

Жетон №6 — бесконтактный смарт-жетон.
Изготовитель ЗАО «МФ ТАРИФ».
Диаметр: 23,2 мм
Толщина: 1,5 мм.

Через 4 месяца начался поэтапный переход багажных пластиковых карт на бесконтактные смарт-жетоны.

Смарт-жетоны были в обращении до 2011 г. По разновидностям смарт-жетоны различаются по цвету пластика, по цвету буквы «М», сериям и шрифтам. Некоторые из них мы вам представляем:

СЕРИЯ

ЦВЕТ БУКВЫ "М" ЦВЕТ НОМЕРА

ПЛАСТИК

без номера

голубой

чёрный

белый

No. 9026.xxxxxxx

голубой

чёрный

белый

9049.xxxxxxx

тёмно-синий чёрный

полупрозрачный

9090.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9109.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9114.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9115.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9147.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9148.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9149.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9151.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9158.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9162.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9165.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9166.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9173.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9176.xxxxxxx

синий жёлтый

белый

9181.xxxxxxx

синий жёлтый

белый

9182.xxxxxxx

синий жёлтый

белый

9184.xxxxxxx

синий жёлтый

белый

9185.xxxxxxx

синий жёлтый

белый

9186.xxxxxxx

синий чёрный

белый

9186.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9189.xxxxxxx

синий жёлтый

белый

9190.xxxxxxx

синий жёлтый

белый

9193.xxxxxxx

синий жёлтый

белый

9193.xxxxxxx

синий жёлтый

серый

9212.xxxxxxx

синий жёлтый

белый

9220.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9225.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9226.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9227.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9238.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9240.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9241.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9260.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9344.xxxxxxx

синий жёлтый

белый

9356.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9360.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9361.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9406.xxxxxxx

синий чёрный

серый

9414.xxxxxxx

синий чёрный

белый

9414.xxxxxxx

синий чёрный

серый

Продолжение следует…

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Igor_Gusev_190 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Igor_Gusev_190
Участник

2b и 4b надо выкинуть, ввиду разбитости штемпелей и тогда получится всё верно!