24 апреля 2020, 17:55

К открытию Московского метрополитена в 1935 г. была поставлена задача изготовления жетонов для оплаты проезда. Оригинальный жетон с отверстием в виде пятиконечной звезды был оценен не только руководством метрополитена, но и руководством страны. Помимо «патриотичной» функции, пятиконечное отверстие играло функцию экономии сплава, а также должно было стать различительной изюминкой среди горстки мелочи.

Первый жетон. Бронза.
Диаметр 19 мм.
Толщина 1,6 мм.

Но эта отличительная особенность и стала проблемой для реализации этого жетона в качестве оплаты проезда. В ходе многократных испытаниях на турникетах, жетоны то и дело застревали в различных частях конструкции и приходилось вручную извлекать жетон.

Что же касается о том, имел ли жетон «хождение» в Московском метрополитене после официального открытия в 1935 г. 15 мая, то мнения экспертов расходятся. Есть мнение, что пару дней жетон всё-таки использовался для прохода в метрополитен, ну а часть экспертов предполагает, что дальше опытной эксплуатации дело не прошло.

В любом случае, факт существования этого жетона и высокая коллекционная цена даёт нам возможность отнести этот жетон в ряд самых дорогих и уникальных реликвий Московского метро.




В том же, 1935 году Ленинградский монетный двор получает заказ на изготовление жетонов уже с круглым отверстием. Заказ был на изготовление 3.000.000 штук.

Второй жетон. Бронза.
Диаметр 19 мм.
Толщина 1,6 мм.

Второй жетон был изготовлен с такими же техническими характеристиками, что и первый. Однако, тоже имел короткую историю своего существования. С сентября по декабрь 1935 года, помимо бумажного билета выдавался также этот жетон, по которому нужно было испытать турникеты на проход. Но, к концу года метрополитен решил отказаться от использования жетонов по разным причинам, в том числе и по часто ломающимся турникетам. Через некоторое время было решено отправить эти жетоны на переплавку. На коллекционном рынке этот жетон всё же частенько встречается, т.к. даже после их отмены, у москвичей среди мелочи оставались эти жетоны. Есть также версия, что помимо жетонов с круглым отверстием, пассажиру вместе с билетом иногда продавали и жетон «со звездой».




После войны, руководство метрополитена опять вернулось к вопросу использования автоматического прохода в метро. В течение многих лет проводились опытные испытания на различных образцах турникетов, в ходе которых был выявлен целый ряд значительных недостатков и недоработок. И всё же в августе 1957 года на станции «Красные ворота» был установлен опытный турникет, который успешно прошёл все испытания. И с 7 ноября 1958 года началось массовое внедрение автоматических контрольных пунктов с турникетами на станциях московского метрополитена с новыми металлическими жетонами.

Металлический жетон образца 1957 г.
Тираж 500.000 шт.
Диаметр 18,2 мм.
Толщина 1,5 мм.

Чеканились эти жетоны всё на том же Ленинградском монетном дворе. Что послужило опять заказывать жетоны для Московского метрополитена в Ленинграде, имея «под боком» Московский монетный двор, остаётся загадкой. И всё же, металлический жетон верно служил пассажирам Московского метро несколько лет.




Денежная реформа СССР в 1961 году внесла коррективы в историю оплаты проезда на метро. Все турникеты Московского метро были переоборудованы на приём новых пятикопеечных монет.

5 копеек образца 1961 г.
Медно-цинковый сплав.
Диаметр 25 мм.
Толщина 1 мм.

Можно ли считать пятикопеечную монету жетоном для оплаты проезда? Нет — это не жетон, но оплата проезда осуществлялся по ней, по монете. Здесь токеноманы разделились на 2 фронта, одни смело относят 5-и копеечную монету в ряд своей коллекции жетонов, другие — нет. Те же, кто относят монету к вектуризму, к ним возникает вопрос — а все ли разновидности этой монеты у вас есть? Ведь имея один экземпляр коллекции, надо стремится иметь все его разновидности. И всем известно, что по изучению разновидностей советских монет отнесены десятки и сотни глав в различных исследовательских изданиях по нумизматике. И разновидности там не только по годам выпуска, но и по другим критериям. Ну да ладно, оставим этот спор и отметим, что пятикопеечная монета осталась неким добрым символом метро советского периода.

Вплоть до 1 апреля 1991 года можно было воспользоваться пятикопеечной монетой для прохода в метро. А со 2 апреля 1991 года инфляция по всей стране скорректировала цену за проезд удорожением в 3 раза. Метрополитен переоборудовал монетоприёмники турникетов под 15-и копеечную монету. Хотя на некоторых турникетах можно было воспользоваться по той же 5-и копеечной монетой, закидывая в монетоприёмник 3 монеты.

Медно-цинковый сплав.
Диаметр 19,56 мм.
Толщина 1,2 мм.

Ну здесь у нас возникает тот же вопрос токеноманам — у вас есть в коллекции эти монеты и собираете ли разновидности?

15-и копеечные монеты прослужили чуть менее года в Московском метро в качестве оплаты для проезда.




С 1 марта 1992 в Московский метрополитен «возвращается» жетон.

Жетон из стали, с плакированной латунью.
Диаметр 25 мм.
Толщина 1 мм.

Металлический жетон имел те же характеристики, что и пятикопеечная монета советского образца. Аверс и реверс жетона одинаковый: буква «М» — логотип Московского метро в центре и текст по контуру жетона «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» разделённый жирными точками.

Однако этот жетон «прожил» ровно 9 месяцев.




С 1 ноября 1992 года Московский метрополитен переходит на пластиковый жетон, а точнее на люминесцентный пластиковый жетон.

Светло-зелёный прозрачный жетон.
Диаметр — 24 мм
Толщина — 2 мм
Вес 0,87 г ± 0,02

Изготовлением жетонов занялся Харьковский завод «Хартрон». Мы уже писали об этом заводе и все вы конечно помните о составных частях «Харьковских» жетонов. Все эти составные части дали массу разновидностей жетонов, о которых мы не будем говорить. Остановимся лишь на некоторые, очевидные разновидности данного жетона. Ну начнём с того, что существуют прозрачные бесцветные жетоны.

Прозрачный, бесцветный жетон.
Диаметр — 24 мм
Толщина — 2 мм
Вес 0,87 г ± 0,02

Возможно эти жетоны были экспериментальными, так называемые «тестовые» жетоны. Однако, по словам многих очевидцев и коллекционеров, их можно было свободно купить в кассах метрополитена.

Что характерно, что в отличие от других жетонов производства Хартрон для метрополитенов разных городов, Московские светло-зелёные жетоны практически не имеют разновидностей по оттенкам светло-зелёного цвета. Во всех партиях заказа светло-зелёный оттенок никак не сбивается ни в тёмную, ни в светлую сторону. Возможно, сказывается жёсткие требования из Москвы по характеристикам жетона, а также достаточно крупный заказ, по сравнению с другими городами, что могло существенно повлиять на финансовую составляющую предприятия.

Ещё одна разновидность данного жетона — это окружности (круги) под и над логотипом метро. Причём эти круги только на одной стороне жетона, другая сторона без кругов. Скорее всего, это технологические вырезы толкателей жетона. Такая партия жетонов была замечена в 1993 г.

Для наглядности, покажем вам фото этой разновидности под углом.

Есть ещё одна разновидность этого жетона, а точнее брак. В одной из партий заказа, в середине 90-х, было обнаружено, что в слове «МЕТРОПОЛИТЕН» отсутствует последняя буква «Н».

Ну как говорится, брак браком, а часть просочилась в продажу и у коллекционеров такая ошибка ценится очень хорошо.

Ещё одна разновидность светло-зелёного жетона — это усеченный логотип в центре жетона.

И кстати, эта разновидность окружена такими же кругами над и под логотипом. Возможно эту разновидность жетона можно было бы и не включать в данный обзор, тем более, что мы уже выше обговорили тему про составные части Харьковских жетонов. Но, тем не менее, данная разновидность интересна тем, что не повторяет ни один из логотипов метрополитенов, а точнее толкателей Харьковских жетонов.

Итак, резюмируя пластиковый жетон образца 1992 г., отметим типы разновидностей:

1) бесцветный

2) стандартный

3) с кругами под и над логотипом

4) бракованный «МЕТРОПОЛИТЕ«

5) с усечённым логотипом




15 мая 1995 года, в день 60-летия Московского метрополитена в продажу поступили юбилейные жетоны.

Юбилейный жетон.
Диаметр 25 мм.
Толщина 2 мм.

Цвет жетона зелёный, насыщенный. На аверсе жетона вместо логотипа «М» появилась цифра «60». А на реверсе даты 1935 и 1995, между той же датой «60». Разновидностей юбилейного жетона не найдено. Отметим также, что «загадочные» круги над и под датой являются неотъемлемой частью этого жетона.

До 14 января 1999 года можно было оплатить проход в метро как светло-зелёными, так и юбилейными зелёными жетонами. А с 15 января Московский метрополитен перешёл на оплату проезда магнитными билетами.

27
Оставить комментарий

avatar
9 Цепочка комментария
18 Ответы по цепочке
9 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
10 Авторы комментариев
Арам Григорян 131fidelzmeyArtanov Sergey 154Galina_Novoseltseva_021lumenaddict Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Vladimir_Diyachkov_046
Участник

Супер! Отличный обзор! Спасибо огромное!
Кстати, если говорить о 15-копеечных монетах.
Так получилось что в данной теме невольно представлен весьма необычный экземпляр — 15 копеек 1991 года без знака монетного двора.
Такая монета является весьма желанной для нумизмата!

Igor_Gusev_190
Участник

Интересный обзор, но для родного метрополитена можно было и поподробнее. Так в жетонах 92 года надо указать, что гурт у них рубчатый, но весьма редко попадаются и без гурта. В пластике с кружочками над и под М , кружочки бывают крупные и средних размеров. Еще большее разнообразие в написании букв круговой надписи и т.д. А вы зачем то на разновидностях монет заострились. У меня в жетонах лежит по одной монете, а разновидности в нумизматической коллекции.

Alexander_Barskov_238
Участник

Всем здоровья!
Что-то мне подсказывает, что 15 копеек 1991 г. без обозначения монетного двора на аверсе не существует. 10 и 20 копеек есть. И очень не частые, а вот 15 копеек нет…