Киевский метрополитен был открыт 6 ноября 1960 г.
С момента открытия и до 1963 г. для прохода в метрополитен Киева в качестве оплаты принимались талоны.
А с внедрением турникетов оплата производилась 5-и копеечными монетами СССР образца 1961 г. Надо отметить, что талоны также действовали на протяжении многих лет в качестве оплаты наравне с монетами. Со 2 апреля 1991 г., как и все метрополитены СССР, Киевский метрополитен перешёл на оплату 15-и копеечными монетами или тремя монетами по 5 коп. А со 2 января 1992 года турникеты были переоборудованы на приём двух 15-и копеечных монет.
Однако через несколько месяцев инфляция в стране и переход Украины на свою собственную валюту вынудило руководству метрополитена о принятии решения об окончательном выводе из обращения монет Советского образца. И в качестве оплаты в течение нескольких месяцев 1992 г. принимались талоны, а все турникеты были «заморожены» и связаны верёвкой.
С 1 октября 1992 года Киевский метрополитен ввёл в обращение собственные жетоны. Отметим также, что и талоны наравне с жетонами принимались в качестве оплаты за проезд.
Изготовлением жетонов занялся завод порошковой металлургии г. Бровары. Жетоны были изготовлены из композитного металла на основе медных сплавов, благо у завода был опыт изготовления различных изделий и в течение короткого времени первые жетоны уже были на реализации в кассах Киевского метро.
Однако, на различных площадках можно встретить интересные образцы пробных жетонов для Киевского метрополитена.
Да, действительно, пробные образцы были отчеканены на Луганском станкостроительном заводе (Луганский патронный завод). Но это инициативное решение руководства Луганского завода «не доехало» до Киева. Многие коллекционеры не относят эти жетоны к пробным или тестовым образцам. И действительно, заказа на данные жетоны у Киевского метрополитена не было, так что о понятии пробных или тестовых и в праву можно их не отнести. С другой стороны, Луганский завод, отчеканил их для презентации руководству Киевского метрополитена. Ну и практически в это же время Луганский завод начал чеканить 10, 25, 50-копеечные латунные монеты Украины. В то время к заводу уже прижилось народное название «Луганский монетный двор». Интересным фактом «Луганского монетного двора» является то, что и монеты для Украины они начали чеканить до того, как Национальный банк Украины утвердил их названия и внешний вид. Ну а насчёт жетонов можно сказать, что пророческо-инициативный опыт внедрения в массы не прошёл.
Итак. Броварский завод порошковой металлургии представил жетон на аверсе которого изображён логотип метро в виде буквы «М» с ободком, и надписью по периметру кольца: * ДЛЯ ПРОХОДУ * В МЕТРОПОЛIТЕН. На реверсе: лист каштана и название города КИЇВ.
Мы рассмотрим 9 основных разновидностей этого жетона, хотя у многих коллекционеров есть жетоны с незначительными отклонениями у тех или иных видов разновидностей, описанных ниже.
Технический характеристики:
Диаметр: 21,3 мм (± 0,1)
Толщина: 1,5 мм (± 0,1)
Вес: 3,1 г (± 0,2)
Все вышеописанные 9 разновидностей были в обороте Киевского метрополитена в период 01.10.1992 — 19.04.1994. Однако с 5 июня 1993 года, наравне с этими жетонами были выпущены жетоны с меньшими размерами.
Технический характеристики:
Диаметр: 17,1 мм (± 0,1)
Толщина: 1,5 мм (± 0,1)
Вес: 1,93 г (± 0,1)
Все вышеописанные металлические жетоны действовали в Киевском метрополитене до 19 апреля 1994 г. А с 20 апреля в метрополитене Киева были внедрены пластиковые жетоны, о которых мы расскажем в следующий раз.
Моя «любимая» тема еще с монет, разновиды штемпеля, особенно когда даже при помощи «объективных методов контроля» даже профи не могут сразу найти отличия 🙂
А как же повороты и расколы штемпеля!!!
Мне только спросить. А есть подтверждение, что это именно лист каштана, а не какого-нибудь другого растения?
В жетоне № 11 есть еще одна разновидность — отверстия в буквах слова АВАЛЬ широкие.