21 мая 2020, 17:30

Киевский метрополитен был открыт 6 ноября 1960 г.

С момента открытия и до 1963 г. для прохода в метрополитен Киева в качестве оплаты принимались талоны.

Талон Киевского метрополитена. 1960-1963 гг.

А с внедрением турникетов оплата производилась 5-и копеечными монетами СССР образца 1961 г. Надо отметить, что талоны также действовали на протяжении многих лет в качестве оплаты наравне с монетами. Со 2 апреля 1991 г., как и все метрополитены СССР, Киевский метрополитен перешёл на оплату 15-и копеечными монетами или тремя монетами по 5 коп. А со 2 января 1992 года турникеты были переоборудованы на приём двух 15-и копеечных монет.

Однако через несколько месяцев инфляция в стране и переход Украины на свою собственную валюту вынудило руководству метрополитена о принятии решения об окончательном выводе из обращения монет Советского образца. И в качестве оплаты в течение нескольких месяцев 1992 г. принимались талоны, а все турникеты были «заморожены» и связаны верёвкой.

Талоны Киевского метрополитена. 1992 г.

С 1 октября 1992 года Киевский метрополитен ввёл в обращение собственные жетоны. Отметим также, что и талоны наравне с жетонами принимались в качестве оплаты за проезд.

Изготовлением жетонов занялся завод порошковой металлургии г. Бровары. Жетоны были изготовлены из композитного металла на основе медных сплавов, благо у завода был опыт изготовления различных изделий и в течение короткого времени первые жетоны уже были на реализации в кассах Киевского метро.

Однако, на различных площадках можно встретить интересные образцы пробных жетонов для Киевского метрополитена.

Образцы жетонов из никеля и латуня.

Да, действительно, пробные образцы были отчеканены на Луганском станкостроительном заводе (Луганский патронный завод). Но это инициативное решение руководства Луганского завода «не доехало» до Киева. Многие коллекционеры не относят эти жетоны к пробным или тестовым образцам. И действительно, заказа на данные жетоны у Киевского метрополитена не было, так что о понятии пробных или тестовых и в праву можно их не отнести. С другой стороны, Луганский завод, отчеканил их для презентации руководству Киевского метрополитена. Ну и практически в это же время Луганский завод начал чеканить 10, 25, 50-копеечные латунные монеты Украины. В то время к заводу уже прижилось народное название «Луганский монетный двор». Интересным фактом «Луганского монетного двора» является то, что и монеты для Украины они начали чеканить до того, как Национальный банк Украины утвердил их названия и внешний вид. Ну а насчёт жетонов можно сказать, что пророческо-инициативный опыт внедрения в массы не прошёл.

Итак. Броварский завод порошковой металлургии представил жетон на аверсе которого изображён логотип метро в виде буквы «М» с ободком, и надписью по периметру кольца: * ДЛЯ ПРОХОДУ * В МЕТРОПОЛIТЕН. На реверсе: лист каштана и название города КИЇВ.

Мы рассмотрим 9 основных разновидностей этого жетона, хотя у многих коллекционеров есть жетоны с незначительными отклонениями у тех или иных видов разновидностей, описанных ниже.

Технический характеристики:

Диаметр: 21,3 мм (± 0,1)

Толщина: 1,5 мм (± 0,1)

Вес: 3,1 г  (± 0,2)

Жетон №1
Толстый обод вокруг буквы «М».
Надпись «* ДЛЯ ПРОХОДУ * В МЕТРОПОЛIТЕН» посередине кольца.



Жетон №2
Толстый обод вокруг буквы «М».
Надпись «* ДЛЯ ПРОХОДУ * В МЕТРОПОЛIТЕН» ближе к центру.



Жетон №3
Толстый обод вокруг буквы «М».
Надпись «* ДЛЯ ПРОХОДУ * В МЕТРОПОЛIТЕН» ближе к внешнему канту.



Жетон №4
Толстый обод вокруг буквы «М».
Надпись «* ДЛЯ ПРОХОДУ * В МЕТРОПОЛIТЕН» с жирным шрифтом посередине кольца.



Жетон №5
Тонкий обод вокруг буквы «М».



Жетон №6
Тройной обод вокруг буквы «М».
Надпись «* ДЛЯ ПРОХОДУ * В МЕТРОПОЛIТЕН» с большим шрифтом.



Жетон №7
Большая буква «М».
Надпись «* ДЛЯ ПРОХОДУ * В МЕТРОПОЛIТЕН» с большим шрифтом.
На реверсе — нижний левый лист каштана окантован.



Жетон №8
Толстый обод вокруг буквы «М».
Надпись «* ДЛЯ ПРОХОДУ * В МЕТРОПОЛIТЕН» с большим шрифтом.
На реверсе — точки в букве Ї приподняты.



Жетон №9
Аверс и реверс с листом каштана.

Все вышеописанные 9 разновидностей были в обороте Киевского метрополитена в период 01.10.1992 — 19.04.1994. Однако с 5 июня 1993 года, наравне с этими жетонами были выпущены жетоны с меньшими размерами.

Технический характеристики:

Диаметр: 17,1 мм (± 0,1)

Толщина: 1,5 мм (± 0,1)

Вес: 1,93 г  (± 0,1)

Жетон №10
Буква «М» и лист каштана.



Жетон №11
Реклама «Банк АВАЛЬ».



Жетон №12
Реклама «Банк АВАЛЬ».
2 детали логотипа банка с окантовкой, буквы «В» и «Ь» — большие



Жетон №13
Реклама «Банк АВАЛЬ».
2 детали логотипа банка с двойной окантовкой, буквы «В» и «Ь» — большие



Все вышеописанные металлические жетоны действовали в Киевском метрополитене до 19 апреля 1994 г. А с 20 апреля в метрополитене Киева были внедрены пластиковые жетоны, о которых мы расскажем в следующий раз.

14
Оставить комментарий

avatar
6 Цепочка комментария
8 Ответы по цепочке
6 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
7 Авторы комментариев
ВасилийЛеонидIgor_Gusev_190ПКlumenaddict Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
mikhail_gruzdev_110
Участник

Моя «любимая» тема еще с монет, разновиды штемпеля, особенно когда даже при помощи «объективных методов контроля» даже профи не могут сразу найти отличия 🙂
А как же повороты и расколы штемпеля!!!

lumenaddict
Участник

Мне только спросить. А есть подтверждение, что это именно лист каштана, а не какого-нибудь другого растения?

Igor_Gusev_190
Участник

В жетоне № 11 есть еще одна разновидность — отверстия в буквах слова АВАЛЬ широкие.