5 апреля 2020, 08:30

Варшавский метрополитен, единственной в Польше, один из самых молодых в Европе. Он был открыт ровно четверть века назад – 7 апреля 1995 года.

На схеме метрополитена Варшавы пока только 34 действующие станции

Первые проекты строительства метро в Варшаве появились ещё в 1918 году. Подземная железная дорога должна была решить транспортную проблему с плотно застроенным городским центром. Однако, постигший Польшу, как и весь мир, мировой экономический кризис, похоронил эти планы, дав дальнейшее развитие трамвайному хозяйству Варшавы. Вопрос о строительстве метро возобновился в Польше в 1930-х годах – тогда планировалось построить две линии подземки. Работы начались в 1938 году, однако планам помешала Вторая мировая война.

Вход на станцию метро «Центрум»

В конце 1950 года Польша перешла к конкретным действиям – было решено строить глубокое метро по примеру Москвы, чтобы оно также выполняло функцию противоатомного убежища. Линии метрополитена должна были проходить на глубине около 40-50 метров и соединяться с железной дорогой. Первой линией для строительства была выбрана та, что пересекает город с запада на восток во многом из-за стратегических соображений. По этой же причине было решено пересекать Вислу не по мосту (как планировалось в более ранних проектах), а под рекой. Строительство началось в 1951 году на восточном берегу Вислы, вблизи района Прага. Однако, из-за неблагоприятных геологических условий, в 1953 году было принято решение ограничиться строительством экспериментального участка метро, а 1958 году все работы были прекращены.

На балконах, расположенных над путями станции «Виляновска», выставляют работы художников в рамках арт-выставки «Поезд в искусство»

К идее строительства метрополитена в польской столице вернулись в 70-х годах. Однако экономические проблемы Польши вновь отодвинули начало строительства. Ситуация сдвинулась с мёртвой точки в следующем десятилетии. Леонид Брежнев посетивший Варшаву, пообещал помочь построить метро и даже подарить вагоны. В феврале 1982 года премьер-министр Польши Войцех Ярузельский официально обратился к Леониду Брежневу с просьбой оказать помощь СССР в строительстве метро и уже спустя некоторое время специалисты из разных уголков Советского Союза прибыли в Варшаву делиться опытом строительства метрополитена.

Российский вагон на станции варшавского метро

Открытие метрополитена по различным причинам постоянно отодвигалось. В 1990 году в связи с тотальной денежной экономией были полностью переработаны и упрощёны архитектурные проекты большинства станций. Тотальная экономия заставила максимально упростить проекты – вместо нарядных дворцов появились подземные остановочные павильоны с минимумом отделки. В начале 90-х годов строительство метро, готовность которого уже была достаточно высокой, продолжалась вялыми темпами. В 1992 году Польша получила кредит Европейского банка и строительные работы возобновились. К концу 1994 года первая линия была практически готова, началась обкатка поездами без пассажиров, которая продолжалась почти 5 месяцев.

Российский вагон после модернизации

7 апреля 1995 году на станции «Вилановска» прошла торжественная церемония открытия Варшавского метрополитена. С самого утра жители столицы Польши заполонили улицы, прилегающие к выходам из станций метро, в ожидании открытия метро. Первые три дня метрополитен работал в бесплатном режиме, что лишний раз способствовало увеличению количества желающих прокатиться на долгожданном транспорте.

Билетный автомат

Сегодня метрополитен Варшавы состоит из двух линий, соединяющих центр Варшавы с плотно населёнными южными и северными предместьями (линия М1, север – юг) и район Воля с Прагой (линия М2, запад – восток). Общая протяжённость метросети, насчитывающей 34 станции, почти 36 км. Ежедневно варшавским метро пользуются около 700 тысяч пассажиров.

Билеты на 20 и 75 минут

Схема метро висит в каждом вагоне. Кроме того, аналогичную карту можно найти на всех станциях. Достаточно удобной является система оплаты проезда, согласно которой для всех видов городского транспорта Варшавы действуют одни и те же билеты: метро, трамвая и автобуса. Именно по этой причине купить билет можно не только в специальном автомате в метро, но и на городских остановках общественного транспорта. Всего имеется несколько разновидностей билетов: на 20 минут стоимостью 3,4 злотых (около 65 руб.) и на 75 минут за 4,4 злотых (около 85 руб.). Но если вы собрались в Варшаву надолго, то выгоднее будет купить месячный проездной, поскольку стоимость одной поездки с ним будет намного ниже. На входе на станцию надо вставить билет в специальный автомат, который напечатает на билете дату и время, а также срок, до которого билет действителен.

Поезд Siemens Inspiro на станции «Двожец Виленьски»

Варшавское метро начинает работать в 5 утра, а заканчивает в час ночи. В будни поезда ходят с интервалом около 3-4 минут, в выходные – каждые 5-7 минут. С июня 2008 года по пятницам и субботам работа метро продлевается до трёх часов ночи, а поезда курсируют с интервалами в 15 минут.

Станция «Новы Свят – Универсытет»

Первоначально все вагоны варшавского метро были российского производства. С 2012 года началась поставка поездов Siemens Inspiro, производства консорциума Siemens AG и Newag S.A.. После продолжительных испытаний первый поезд был запущен с пассажирами в октябре 2013 года. Кстати, для удобства пассажиров на станционных табло, отображающих время до прибытия ближайшего поезда, также отображается модель ближайшего прибывающего состава.

«Млынув» – новая станция варшавского метро

Накануне 25-летнего юбилея, 4 апреля 2020 года, в Варшаве на левом берегу Вислы открылся новый участок второй линии метро, которая пополнилась ещё тремя станциями в западном направлении: «Плоцка», «Млынув» и «Ксенця Януша».

Все фотографии взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о