1 августа 2020, 10:00

Исторически сложилось так, что наличие в Баку нефти, превратило город в густонаселенный промышленный, научный и культурный центр не только Кавказа, но и всей бывшей большой страны. Поэтому изначально остро стоял вопрос развития городского транспорта, и, в частности, строительство самого скоростного и комфортабельного вида транспорта – метрополитена.

Бакинское метро сегодня – это 25 станций на трёх линиях

Ещё в 1932 году в первоначальных вариантах генерального плана развития Баку было намечено строительство метрополитена. Официальным документом для начала проектирования и строительства явилось постановление Совета Министров СССР 1949 года. Строительство метрополитена было признано наиболее целесообразным мероприятием для улучшения городского пассажирского транспорта в Баку. В 1951 году был утвержден технический проект первой очереди Бакинского метрополитена. В его основу легла задача соединить удаленные спальные районы и промышленную зону с центром Баку. Началось строительство, которое велось вплоть до сентября 1953 года, а затем было приостановлено: государство посчитало строительство метрополитена в Баку слишком затратным на тот момент.

Станция «28 мая»

В 1960 году строительство возобновили, но первоначальный проект изменили: вместо направления «Парк Низами» и «ГРЭС «Красная Звезда», где уже были проложены тоннели, решено было тянуть ветку в сторону нового района и стадиона Монтино. В середине 1960-х годов в строительстве Бакинского метрополитена участвовали предприятия и специалисты из 50 городов СССР. Строительство велось в сложных гидрогеологических условиях из-за давления подземных вод в зонах проходки тоннелей. В основном грунты состояли из водоносного известняка с прослойками песка, поэтому в ходе строительства был применен кессонный способ в сочетании с глубинным водопонижением.

Станция «Ичери Шехер»

Бакинский метрополитен принял первых пассажиров 25 ноября 1967 года, через год после открытия метро в столице Грузии. Пусковой участок протяженностью 6,25 км состоял из пяти станций: «Бакы совети» (сейчас – «Ичери Шехер»), «26 Бакинских комиссаров» (сейчас – «Сахил»), «28 Апреля» (сейчас – «28 мая»), «Гянджлик» и «Нариман Нариманов». С 1968 года движение поездов осуществлялось уже по двум маршрутам «Бакы совети» – «Нариман Нариманов» и «Бакы совети» – «Шаумян» (сейчас – «Шах Исмаил Хатаи»). Этому способствовало открытие перегона «28 Апреля» – «Шаумян».

Художественное оформление станции «Шах Исмаил Хатаи»

Сегодня столицу Азербайджана невозможно представить без метро. Бакинский метрополитен сейчас – это три линии общей протяжностью в 36,7 км, на которых расположены 25 станций. Метрополитен Баку работает ежедневно с 6 часов утра до полуночи. Суточный пассажиропоток по будням составляет более 550 тысяч пассажиров. При этом доля метрополитена в общегородских перевозках достигает 30%. И хотя подавляющее большинство станций было открыто ещё в советские времена, на сегодняшний день ведётся активная работа по развитию метрополитена в столице Азербайджана.

Станция «Нариман Нариманов»

С 2002 года проводится обновление парка подвижного состава – новые вагоны поставляет ОАО «Метровагонмаш». В результате увеличение количества составов в последние годы удалось существенно повысить интенсивность движения и сделать комфортным движение по линиям из центра в удаленные районы. Пока Бакинский метрополитен обслуживается единственным депо имени Наримана Нариманова, расположенным за станцией «Бакмил».

Вход на станцию «Кёроглу»

В соответствии с Государственной программой развития метрополитена до 2030 года планируется открыть 53 новые станции, запустить две новые линии и увеличить общую протяженность сети до 119 км. При выборе мест расположения новых станций будут учтены вопросы интеграции и увязки с другими видами пассажирского транспорта. На новых линиях длина платформы станций увеличится до 140 метров, что позволит использовать составы из 7 вагонов, вместо эксплуатируемых сегодня 5-вагонных составов. Также планируется разделение красной и зелёной линий на участке станций «28 мая» и «Джафар Джаббарлы» и сдача в эксплуатацию второго электродепо «Дарнагюль», расположенного возле одноимённой станции. Кроме этого предусматривается реконструкция существующих станций, обновление оборудования, обслуживающего станции и тоннели.

Станция «Низами»

Подземные дворцы–станции бакинского метро, отражающие архитектурные традиции Азербайджана и национальный колорит, являются настоящими произведениями искусства. Три самых впечатляющих – «Низами», «Нариман Нариманов» и «Гянджлик».

Бакинский метрополитен стал вторым на постсоветском пространстве, отказавшимся от жетонов. Сегодня для оплаты проезда используются бумажные и пластиковые карты BakıKART.
Подробней о системе оплаты проезда в Бакинском метрополитене можно прочитать здесь.

Все изображения взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Mikhail_Klimov_050 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Mikhail_Klimov_050
Гость
Mikhail_Klimov_050

Если не отменят Евро по футболу в следующем году, то побываем там. Есть билеты на 1/4 финала