Афины – античная колыбель величайшей цивилизации и столица солнечной Греции. Этот старинный город пережил рассвет ещё два с половиной тысячелетия назад. Сегодня Афины – современный мегаполис, в котором проживает около четырёх миллионов человек. В последние годы город сильно преобразился и, вопреки представлениям о нём как о городе с загрязнённой окружающей средой и невыносимым уличным движением, оставляет потрясающее впечатление.
Система общественного транспорта Афин включает в себя метро, трамваи и автобусы. Три трамвайных линии связывают центр города с южными окраинами. Трамваями удобно пользоваться для поездок на побережье. Автобусы ходят не только по городу, но и по ближайшим пригородам. Пять маршрутов ночных автобусов незаменимы при возвращении домой далеко за полночь.
Такси в Афинах, по европейским стандартам, недорогое. Машину можно поймать прямо на улице или заказать онлайн. Вблизи основных достопримечательностей, станций метро, парков и скверов расположены более 70 муниципальных пунктов проката велосипедов. Почасового тарифа нет – плата (5€) берётся сразу за целый день аренды. Чтобы воспользоваться велосипедом, нужно купить пластиковую карту в киоске, кассе метрополитена или кафе и с её помощью разблокировать стойку, к которой пристегнут велосипед.
Метрополитен в Афинах очень старый. Он даже имеет некоторые основания претендовать на звание второго в мире. Первая линия афинского метро была открыта 27 февраля 1869 года – всего на шесть лет позже метрополитена в Лондоне. Тогда это была небольшая наземная одноколейная линяя на паровозной тяге, состоявшая из нескольких станций и соединявшая гавань Пирей с районом Тиссио. Линия успешно функционировала более 20 лет и изменилась только в 1895 году, когда был открыт подземный участок Тиссио – Омония. Считается, что с этого времени метрополитен в Афинах стал полноценным.
Более ста лет – вплоть до 2000 года в городе действовала только одна линия, но в связи с проведением в Афинах Олимпийских игр 2004 года были построены ещё две новые линии. А самую старую линию серьёзно реконструировали. В 2004 году была построена станция в международном аэропорте «Элефтериос Венизелос», что в разы повысило популярность метро.
Метрополитен в греческой столице связывает практически все районы города. На сегодняшний день метро в Афинах состоит из трёх линий: зелёной, красной и синей. Афинский метрополитен считается одним из самых современных в Европе и лучшим по качеству обслуживания пассажиров. Общая длина составляет 84,5 километра, количество станций – 65 (61 входит в состав метро и 4 – в систему пригородных железных дорог). Ежедневно метро перевозит около 1,3 миллионов пассажиров. Все маршруты пересекаются в самом центре города на четырёх пересадочных станциях: Монастираки, Синтагма, Аттика и Омония. Все три линии имеют станции пересадки на трамвай и платформы пригородного железнодорожного сообщения.
Метрополитен Афин открывает свои двери для пассажиров в половину шестого утра и работает до 00:30 ночи, а по выходным и праздникам он продлевает работу до 2 часов ночи. Интервал между поездами в ночные и утренние часы – около десяти минут, днём поезда ходят каждые пять минут, а в часы пик интервал обычно не превышает трёх минут.
На всех без исключения станциях метро в Афинах имеются табло, информирующие о времени, оставшемся до прибытия следующего поезда, а также большие схемы метро, по которым легко сориентироваться и выбрать нужный маршрут. В вагонах также имеются табло, на которых высвечивается название следующей станции на двух языках – греческом и английском.
В Афинах существует несколько типов билетов на метро, в зависимости от типа меняется и стоимость билета. Вся прелесть проездной системы заключается в том, что билет на метро будет действителен и в других видах транспорта во временных рамках своего действия. В метро действуют льготы для студентов, а проезд для детей до 6 лет бесплатный. В Афинах, как и во многих метрополитенах Европы, привычные нам турникеты отсутствовали – билет нужно было валидировать при входе и выходе из метро. Установка турникетов в афинском метро началась в 2017 году в рамках борьбы с безбилетниками, которых не останавливал даже крупный штраф, равный 60-кратной стоимости проезда. Но достаточно долгое время турникеты стояли с гостеприимно распахнутыми дверцами. И только совсем недавно их ввели в эксплуатацию. Говорят, что таким образом Афинскому метрополитену удалось повысить собираемость доходов за проезд на 15%.
Подробней о системе оплаты проезда в общественном транспорте столицы Греции можно прочитать здесь.
Метро – настоящая жемчужина столицы Греции, причем это не просто вид транспорта, а настоящий мини-музей античных времён. Его украшение – археологические находки, обнаруженные во время строительства тоннелей. Строительство метро сослужило хорошую службу археологам. Самая большая программа раскопок в Греции была реализована именно во время этого строительства (1993–2000). Более 50 тысяч (!) находок сделано в эти годы во время подземных работ. И хотя все экспонаты должны были отправиться в музеи, власти Греции приняли иное решение и поместили тысячи экземпляров глиняной посуды, старинных скульптур, украшений, древних скелетов и оружия прямо в стены метро, закрыв их стеклянными витринами.
Здесь же можно увидеть картины и скульптуры и современных греческих художников, таких как Йоргос Зонголопулос, Яннис Моралис и Крисса Вардеа Мэвромичали. Станции метро в центре города стали не только узлами транспорта, но и просвещения, где пересекаются прошлое и настоящее греческой культуры.
Исследования, проведенные IOBE, доказывают, что афинское метро является первым в Европе по качеству своего обслуживания, согласно данным ЕПСИ (европейские показатели индекса удовлетворенности) и CSI (Индекс удовлетворенности клиентов).
Все изображения взяты из открытых источников.
Я там был.
Метро и вправду отличное и красивое, вот, только турникеты там, всё же, есть.