12 февраля 2020, 15:15

Говоря о метро первых очередей, вспоминают прежде всего «сталинский ампир», с его концепцией «дворцов для народа», но среди множества помпезных (и, никто не спорит, красивых) станций раннего периода затесалось и несколько в разной степени авангардных. Одна из главных среди них – ар-декошная станция «Аэропорт», открытая в 1938 году на Горьковском радиусе московского метрополитена им. Л. М. Кагановича. Давайте порассматриваем старые фотографии и вспомним о том, как работа архитекторов Виленского и Ершова была оценена в журнале «Архитектура СССР» (№ 9, 1938) .

В условиях однотипности конструктивной системы платформенных залов особое значение приобретает пластическая трактовка архитектурных форм. В этом случае важнейшим требованием является соответствие формы и материала. Материал должен быть выражен в архитектуре.

Художественные средства должны быть приведены в соответствие главным образом с облицовочными материалами. Архитектурная тема должна учитывать их специфические особенности.

Строители метро имели исключительно богатые возможности выбора самых разнообразных и ценных облицовочных материалов. Эта возможность была ими хорошо использована. Строительство станций московского метро чрезвычайно обогатило опыт советских архитекторов по применению отечественных натуральных облицовок. Но не всегда архитектор умел свой замысел согласовать с пластическими качествами материала.

В упомянутых выше станциях архитектор, решая художественную задачу, исходил из качественных возможностей камня и штукатурки в пределах их технологических свойств. Иную задачу поставили себе авторы станции «Аэропорт». Тема станции — советская авиация. Эта тема выражается не поверхностным изображением сюжетов, взятых из истории воздухоплавания, не скульптурными группами, а применением таких архитектурных форм, которые своим сочетанием создавали бы впечатление простоты, воздушности, лёгкости и бодрости. Такого впечатления авторы добиваются, пытаясь преодолеть качества и свойства основного материала — массивного камня, которым выложена станция. Однако, избрав правильное в принципе решение, авторы пошли настолько далеко, что вообще утеряли чувство материала. Преодоление материала уступило место его отрицанию. Авторы сделали всё от них зависящее, чтобы уничтожить обычное представление о материале. Мраморная облицовка изгибается причудливым гофром. Массив свода деформируется с лёгкостью и податливостью фанеры. Создаётся впечатление не плотной массы, а тонкой плёнки, которая изгибается по произволу авторов в соответствии с надуманным ими декоративным, несколько стилизованным рисунком веерообразно расходящихся и пересекающихся между собой линий. В этой произвольной декоративности рисунка, в его независимости от материала чувствуется налёт «модерна».

Станция «Аэропорт» показывает, что даже правильный идейный замысел, если он игнорирует свойства реальных материалов, служащих для его выражения, может легко исказиться, прозвучать неубедительно.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о