19 марта 2022, 10:00

Облики самых первых станций московского метро рождались в тесной комнатушке архитектурного бюро технического отдела Управления Метростроя, которое было создано в конце 1931 года. Возглавлял это бюро Самуил Кравец – испытанный практик, прибывший из Харькова, где он был занят на строительстве одних из самых масштабных сооружений позднего конструктивизма – Дома Государственной промышленности (1925–1928) и Дома Правительства Украинской ССР (1927). Штат архитектурного бюро состоял из молодых архитекторов, пришедших на работу в Московский метрострой сразу или почти сразу после институтской скамьи. В июле 1933 года бюро было преобразовано в самостоятельное учреждение – центральную проектную контору «Метропроект».

Архитектор Самуил Кравец

Архитектор Самуил Миронович Кравец родился 27 августа 1891 года в Вильне (сейчас это столица Литвы город Вильнюс), в семье Меера Копелевича и Баси Завелевны Кравец. В 1917 году Самуил Кравец окончил Академию художеств в Петрограде и поступил на работу в мастерскую академика архитектуры Ивана Фомина. В 1922 году Самуил Кравец окончил Второй Политехнический институт в Петрограде, а затем переехал в Харьков на строительство Дома Государственной промышленности (Госпрома) как член авторской группы. В 1930 году молодой архитектор был командирован в США, где выполнил эскизный проект главного корпуса Харьковского турбинного завода.

Дом Государственной промышленности (Госпром) в Харькове (1928 год)

В дальнейшем Самуил Кравец жил и работал в Москве, где возглавлял сначала архитектурное бюро, а позже занял должность главного архитектора Технического бюро по проектированию Московского метрополитена «Метропроект». В 1948 году «Метропроект» был реорганизован во Всесоюзную специализированную контору по проектированию тоннелей и метрополитенов, а в 1951 году – в Государственный проектно-изыскательский институт «Метрогипротранс» (сейчас – АО «Метрогипротранс»).

Самуил Кравец, единственный из архитекторов знакомый с метрополитенами Германии, Франции, Англии и Америки, щедро делился приобретённым опытом со своими коллегами. Именно сотрудники «Метропроекта» определили местоположение станций первой очереди, рассчитали для каждой глубину заложения, тип объёмно-пространственного решения, шаг колонн, оптимальные размеры пилонов, размещения лестниц. Они изучали облицовочные материалы, вырабатывали рекомендации по освещению. Всё это стало основой для образной разработки уникальных архитектурных объектов.

Южный наземный вестибюль станции «Библиотека имени Ленина» (фото Бориса Игнатович, 1938 год)

Эти объекты представляли собой целый комплекс сооружений, включающий наземные и подземные вестибюли, а также платформенные залы станций. В начале марта 1934 года был объявлен конкурс на архитектурное оформление первых станций Московского метрополитена. В нём приняли участие практически все проектные мастерские Москвы. С 30 марта по 9 апреля в Белом зале Моссовета прошла выставка проектов подземных залов, входов и вестибюлей станций метрополитена. Кстати, из 33 представленных проектных предложений первую премию не получило ни одно. Вторую разделили «Красные Ворота» Ивана Фомина и «Кировская» (сейчас – «Чистые пруды») Николая Колли, принятые к строительству. Из проектов, удостоенных третьих и четвёртых премий, были приняты к реализации «Охотный Ряд» Юрия Ревковского и «Сокольники» Ивана Таранова и Надежды Быковой.

В середине 1980-х годов наземный вестибюль был перестоен и теперь официально относится к станции «Боровицкая»

В своей статье «Архитектурная проектировка московского метро», опубликованной в 1936 году в сборнике «Архитектура московского метро» (Издательство Всесоюзной Академии архитектуры), Самуил Кравец писал: «Качеству нашего метрополитена в целом и его лица – станций и вестибюлей в частности – партия и правительство придают огромное значение и уделяют исключительное внимание. Да это и вполне понятно: у нас ведь не может иметь места естественный для капиталистических стран взгляд, что новому виду пассажирских перевозок, призванному разгрузить перегруженный городской пассажирский транспорт, успех всё равно обеспечен, и поэтому незачем излишне тратиться на и без того очень дорогое предприятие. У нас совершенно иное отношение к пассажиру метро: мы хотим сделать пребывание пассажира в метро не только максимально удобным, но и приятным. Пассажир не должен воспринимать поездку в метро в качестве печальной необходимости, как это наблюдается, например, в Париже, а наоборот, должен испытывать удовольствие от пользования этим новым видом транспорта. Из всего сложнейшего организма метро пассажир будет зрительно воспринимать только вестибюли, станции и вагоны. Организовать эти элементы призвана архитектура, и она заняла в проектировке и строительстве московского метро такое видное место, какое ей не уделялось ни в одном метро мира».

Алексей Душкин, Яков Лихтенберг, 1934 год. Проект станции «Дворец Советов» («Кропоткинская»). Наземный павильон. Перспектива. (Бумага, карандаш, тушь, акварель)

Станция «Библиотека имени Ленина» была открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди строительства. Самая первая односводчатая станция московского метро была сооружена с двумя вестибюлями. Южный вестибюль, расположенный в начале Моховой улицы, рядом с домом Пашкова – старым зданием библиотеки, был построен по проекту архитекторов Самуила Кравца и Александра Соколова. В середине 1980-х годов этот вестибюль был полностью перестроен и сейчас используется как наземный вестибюль станции «Боровицкая».

Самуил Кравец, 1934 год. Проект станции «Дворец Советов» («Кропоткинская»). Наземный павильон. Перспектива. (Калька, карандаш, акварель, аппликация)

Также на первой очереди Самуил Кравец поначалу занимался проектированием станции «Дворец Советов» (8 октября 1957 года она была переименована в «Кропоткинскую»), но позже передал проектирование Якову Лихтенбергу и Алексею Душкину. Однако наземный павильон станции полуциркулярной формы в виде арки, расположенный в начале Гоголевского бульвара, был сооружён по проекту Самуила Кравца.

Вход на станцию метро «Дворец Советов» (1956 год)

Единственным полноценно реализованным проектом в московском метро для Самуила Кравца стала «Сталинская» (с 1961 года – «Семёновская»). Архитектор выиграл конкурс, в котором принимали участие в том числе Яков Лихтенберг и Борис Иофан. Строительство станции было начато ещё в 1938 году, в начале войны было заморожено и продолжено вновь в 1943-м. Работу над проектом станции Самуил Кравец вёл вместе со скульптором Верой Мухиной, её ученицей Надеждой Венцель и художником Владимиром Ахметьевым.

Проект станции метро «Сталинская («Семёновская»). Наземный вестибюль. (1943 год)

Новатор Кравец предложил для станции оригинальную конструкцию: на «Семёновской», сооружённой по типоразмерам пилонной станции, геологическая ситуация позволила заменить каждый пилон четырьмя колоннами, в результате чего ширина центрального зала увеличилось до 9,5 метров. Это явилось развитием творческой мысли архитекторов, целью которых было создание более удобной для пассажиров глубокой станции.

Наземный вестибюль станции «Семёновская» (1971 год)

В 1945 году Самуил Кравец представил на конкурс проект станция «Парк Культуры»-кольцевая, но в итоге станция была построена по проекту Игоря Рожина.

В 1950–1954 годах Самуил Кравец совместно с архитектором Иннокентием Мельчаковым перестроил сооружённый в 1938 году по его же собственному проекту жилой дом Метростроя. Дом №62 на Ленинградском проспекте первоначально состоял из двух отдельно стоящих четырёхэтажных корпусов, в боковых крыльях которого находились южный и северный вход на станцию метро «Аэропорт». В итоге дом надстроили двумя этажами, а в центре выстроили ещё один центральный корпус, соединив его с боковыми.

Жилой дом Метростроя (конец 1930-х годов)

Самуил Кравец известен также огромным количеством публикаций («В секрете от общественности», «Архитектурная газета» от 12 мая 1937 года; «Станции московского метро второй очереди», журнал «Архитектура СССР» №2-1938; «Высокое мастерство», «Архитектурная газета» от 12 января 1938 года; «Архитектура третьей очереди метро», «Строительная газета» от 16 апреля 1939 года; «Незабываемые встречи», журнал «Архитектура СССР» №12-1939; «Архитектура метрополитена» в книге «Пять лет московского метро» (Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1940 год); «Архитектура станций и вестибюлей» в книге «Архитектура московского метрополитена. Московский метрополитен имени Л. М. Кагановича. Вторая очередь» (Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1941 год) и многими другими.

Жилой дом (Ленинградский проспект, 62)

Все изображения взяты из открытых источников.

2
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
2 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
Пётр НовиковStanislav_Chernec_130 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Stanislav_Chernec_130
Участник

Плакатом Сталина прикрыли — вот «сталинизм» в Москве победили…