Сегодня мы открываем новую рубрику – «Метро в лицах», в которой будем рассказывать о людях, внёсших значительный вклад в проектирование, строительство и развитие Московского метрополитена.
Откроет нашу новую рубрику рассказ об архитекторе, спроектировавшем во второй половине прошлого века почти два десятка станций московского метро, но чьё имя мало знакомо даже любителям метро и почитателям подземной архитектуры. Кстати, имя его настолько же удивительно, как и всё его творчество.
Советский архитектор, проектировщик наземных и подземных объектов Московского метрополитена, Римидалв Иванович Погребной, родился 95 лет назад, 23 января 1925 года.
Автор брутальных по архитектуре станций московского метро и в жизни был нелюдим. Его родители – из луганских казаков, пламенные коммунисты, нарекли сына в честь Владимира Ильича Ленина, перевернув имя вождя революции наоборот – Римидалв.
Архитектор Погребной проработал в институте «Метрогипротранс» почти сорок лет – с 1952 по 1990 год, спроектировав 18 станций Московского метрополитена.
«Рисовал, писал левой рукой, человек был талантливый, но с жутким характером, ни с кем не ладил, делал контрпроекты. Впрочем, большинство талантливых людей непросты», – вспоминал о Римидалве Ивановиче его коллега, архитектор Александр Вигдоров.
В своих проектах архитектор Погребной обращал внимание не только на элегантность отделки станций – его стиль был весьма лаконичен, но и следил за удобством их в эксплуатации, комфортом и отсутствием возможности скопления пыли и грязи на конструктивных элементах станций.
Первой станцией Римидалва Погребного стала открытая в 1957 году помпезная «Фрунзенская» – вместе с соавтором Юрием Зенкевичем они «успели в последний вагон ушедшего поезда» сталинской архитектуры.
Уже в 1958 году метро вырвалось на улицу, а архитекторов загнали в строго функциональные рамки. Погребного это очень тяготило: «задушили архитектуру» – жаловался он родным. От задумки до воплощения тоже многое отсекалось не по воле проектировщика, а из-за экономии.
Архитектор Римидалв Погребной спроектировал все семь наземных станций Филёвской линии, шесть из них в соавторстве: «Студенческую», «Кутузовскую» и «Фили» – вместе с Юрием Зенкевичем, а «Багратионовскую», «Пионерскую» и «Филёвский парк» – с Виктором Черёминым.
Первые станции – «Студенческая» (1958 г.), «Кутузовская» (1958 г.) и «Фили» (1959 г.) – отсылают к архитектуре конструктивизма 1920–1930-х годов прошлого века. Здесь были удачно использованы возможности сборного и монолитного железобетона, что позволило создать шикарное панорамное остекление вестибюлей. Стены кассового зала были облицованы панелями из слоистого пластика белого и голубого цветов – этот материал в конце 1950-х считался перспективным. В то же время полы вестибюлей покрывала архаичная метлахская плитка с узором. В этом смешении эпох и заключается интерес раннего, наивного модернизма.
Во время работы над первой очередью наземного участка Филёвской линии была реализована масса оригинальных решений: например, при проектировании наземных павильонов использовалось мягкое скрытое освещение, которое в вечернее время эффектно подсвечивало весь вестибюль. Интересным было и решение козырьков над дверьми, которые служили осветительными конструкциями для площадки перед входом.
Совсем иное, утилитарное решение было выбрано при проектировании второй очереди Филёвской линии от станции «Багратионовская» до станции «Кунцевская» (1961-1965 г.г.).
В 1966 году на Ждановском радиусе (сейчас – Таганско-Краснопресненская линия) была открыта ещё одна станция, спроектированная Римидалвом Погребным – «Текстильщики», которая стала первой в Москве станцией, облицованной стемалитом (закалённым стеклом).
В 1972 году открылись сразу две станции Погребного – «Колхозная» (сейчас – «Сухаревская»), где пилоны были стилизованы под снопы и «Улица 1905 года» с факелами революции на путевых стенах.
Творческий метод Римидалва Погребного заключался в переосмыслении промышленной архитектуры в контексте метро. В проекте «Колхозной» он обратился к идее внешнего освещения, заменив закарнизное освещение световым фризом (световыми лентами), организованным у основания свода. Световой фриз – ленточное матовое остекление, скрывающее источники света, художественная трактовка светоаэроционных фонарей. Данный приём создаёт эффект визуального отрыва основного массива свода от пилонов, благодаря чему свод приобретает зрительно иное конструктивное устройство, значительно облегчающее тектонический образ станции. Вдобавок данный приём повышает освещённость станции в сравнении с отраженным освещением. В диалог со световым фризом вступает созданный ломаными формами пилонов, особенный для московского метро эффект параболического свода.
Говоря о станции «Улица 1905 года», нельзя не отметить наземный вестибюль, также сооружённый по проекту Римидалва Погребного. Архитектор отвёл ему роль доминанты на новой обширной пешеходной площади. Автор вернулся к идее вестибюлей-ротонд 1950-х годов, переосмыслив архитектуру в духе нового времени: широкое остекление эскалаторного зала накрыто массивной граненой «шайбой».
Последними работами Римидалва Ивановича стали «Кантемировская» (1984 г.), «Третьяковская» (северный зал, 1986 г.), «Цветной бульвар» (1988 г.) и «Дмитровская» (1991 г.) – все в соавторстве с учеником Владимиром Филипповым.
В 1994 году Римидалв Погребной писал в статье, посвящённой архитектуре станции «Цветной бульвар» в журнале «Метро» следующие строки, которые звучат сегодня его творческим завещанием потомкам: «…хочу сказать, что мы за 60 лет ещё не научились чтить самих же себя, работавших над станциями и вестибюлями, да и не только над ними. Не понимаем того, что история хранит для будущего поколения очень много нужного и полезного, чтобы не было ненужных и бесполезных повторов, чтобы не забывали люди о находках и творческих удачах, о великолепных замыслах, часто даже неосуществлённых».
Под конец жизни главным увлечением архитектора стали живопись и грядки на даче в Назарьево. Римидалв Иванович Погребной скончался 27 января 2001 года возрасте 76 лет.
В материале использована статья Юрия Дубровского «Свет как инструмент формообразования архитектуры Московского метрополитена».
Все фотографии взяты из открытых источников.
Спасибо. Очень хорошая рубрика. Интересно и познавательно.
Спасибо. Нужная публикация.
Ошибка
На фотографии не Фрунзенская, а Краснопресненская)