18 марта 2023, 10:00

Советский архитектор, проектировщик наземных и подземных объектов Московского метрополитена Николай Иванович Демчинский родился 12 декабря 1910 года на станции Мотовиловка Киевской губернии. В 1933 году он окончил архитектурный факультет Одесского строительного института со званием архитектора. В августе 1933 года поступил в контору «Метропроект» (с 1951 года – Государственный проектно-изыскательский институт по строительству метрополитена и транспортных сооружений «Метрогипротранс»). С 1950 года – главный архитектор проекта. Член Союза архитекторов СССР с 1940 года. Почётный транспортный строитель с 1981 года.

Архитектор Николай Демчинский

В середине 1930-х годов Николай Демчинский участвовал в проектировании и строительстве электродепо «Сокол», предназначенного для обслуживания поездов Горьковского радиуса. Активное развитие метрополитена в Москве было прервано начавшейся войной. Но уже в 1943 году, когда в Великой Отечественной войне обозначился перелом, руководство Советского Союза смогло выделить ресурсы для продолжения строительства Московского метрополитена. В середине 1940-х годов на востоке Москвы началось строительство электродепо «Измайлово» для обслуживания поездов Арбатского радиуса. Третье электродепо московского метро также спроектировал архитектор Николай Демчинский. При этом здесь он создал не просто площадку для отстоя и ремонта поездов, а настоящее произведение искусства – неслучайно здание электродепо «Измайлово» признано Объектом культурного наследия России регионального значения.

Электродепо «Измайлово» (середина 1970-х годов)

Электродепо «Измайлово» приняло первые поезда в январе 1950 года, а с 1954 года по 1961 год в одном из нефов депо находилась временная станция «Первомайская», также спроектированная Николаем Демчинским.

Первоначальный проект станции «Первомайская»

Кстати, первоначальный проект станции сильно отличался от того, что получилось в итоге: платформа должна была выглядеть необычно, а потолок планировалось сделать в виде множества восьмиугольных застеклённых окон, которые бы пропускали солнечный свет. Торец станции планировалось украсить барельефом Сталина, а в качестве дополнения сделать богатые знамёна из белого мрамора. Но после смерти Сталина станцию решили особо не украшать: потолок перекрыли металлическими конструкциями, между кронштейнами расположили обрамлённые завитками щиты с рогами изобилия, а стены облицевали светлой керамической плиткой.

Временная станция «Первомайская» располагалась на территории электродепо «Измайлово» с 5 ноября 1954 года по 20 октября 1961 года

После продления линии на восток станция, расположенная на территории депо, была закрыта. Сейчас вестибюль бывшей «Первомайской» стал актовым залом – здесь работники депо отмечают праздники в мраморном холле, выполненном в стиле сталинского ампира. А на месте бывшей платформы закрытой станции расположен ремонтный цех.

В начале 1950-х годов началось строительство электродепо «Красная Пресня». Его проект также разработал Николай Демчинский. 1 апреля 1954 года четвёртое депо московского метро начало свою работу по обслуживанию поездов Кольцевой линии.

Электродепо «Красная Пресня» (1978)

Работа архитектора не ограничивалась проектированием электродепо – Николай Демчинский вместе с архитектором Ниной Алёшиной спроектировал станции «Профсоюзная» (1962) и «Речной вокзал» (1964). Совместно с архитектором Юлией Колесниковой был создан проект временной наземной станции «Калужская», которая с 1964 года располагалась на территории электродепо «Калужское». С открытием участка «Новые Черёмушки» – «Беляево» в 1974 году временная станция была закрыта, а её название передано подземной станции на этом участке, которую также спроектировали Николай Демчинский и Юлия Колесникова. Совместная работа архитекторов была достаточно плодотворной – они вместе создали проекты станций «Преображенская площадь» (1965), «Каширская» и «Каховская» (1969), «Ботанический сад» (1978) и наземный вестибюль станции «Шаболовская» (1980). Последним их совместным проектом стала станция «Севастопольская» (1983).

Проект станции «Севастопольская» (1981)

В 1967 – 1969 годах Николай Демчинский совместно с архитекторами «Метрогипротранса» разработал и осуществил систему навигации на станциях Московского метрополитена. Основная схема метрополитена получила более чёткое геометрическое изображение, каждой линии был присвоен свой цвет и введён во все основные указатели – на путевых стенах, в вагонах поездов и в вестибюлях.

Также архитекторы разработали новую систему указателей для метрополитена, а символ «М» должен был стать одинаковым на схемах, билетах и вестибюлях. Однако навигация была внедрена только частично, а символ так и не стандартизировался – печатная версия продолжала развиваться отдельно от того символа, что размещался на вестибюлях и станциях.

В 1979 году Николай Демчинский вместе с архитекторами Александром Стрелковым, Владимиром Клоковым и Юлией Колесниковой создали проект «Авиамоторной», одной из самых необычных станций московского метро

В середине 1960-х годов Николай Демчинский спроектировал метромост Сокольнической линии, который проходит по открытой 330-метровой эстакаде над рекой Яузой на участке между станциями «Сокольники» и «Преображенская площадь».

Также архитектор выполнил проект реконструкции центрального пересадочного узла с новым участком от станции «Площадь Свердлова» (сейчас – «Театральная») и новыми переходами на станции «Площадь Революции» и «Проспект Маркса» (сейчас – «Охотный Ряд») с выходом на площадь Революции.

Проект северного наземного вестибюля станции «Спортивная»

Кроме этого Николай Демчинский спроектировал северный вестибюль станции «Спортивная», оба вестибюля станции «Ленинские горы» (сейчас – «Воробьёвы горы») и объединённый вестибюль с эскалаторным залом для станций «Пушкинская» и «Горьковская» (сейчас – «Тверская»).

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о