2 июля 2022, 10:00

Каро Алабян – выдающийся мастер архитектуры 1930–1950-х годов, соединивший в своём творчестве поиски, открытия и заблуждения этого драматического периода. Академик архитектуры Иван Жолтовский писал: «Архитектура – искусство, которое всеми художественными средствами выражает идеи, присущие конкретной эпохе». Каро Алабян, чувствуя пульс времени, виртуозно точно отразил его в проектах и реализованных работах. Неповторимость творчества каждого мастера определяется впечатлениями детства и юности, талантом, событиями жизни и особым влиянием того края, где ему суждено было родиться. Армения с её вековыми архитектурными традициями, преподаватели семинарии Нерсисяна, дружба с Анастасом Микояном и работа в большевистском подполье, участие в революционных событиях в Тифлисе в 1917 году и в боях с дашнаками – всё это впоследствии оказало существенное влияние на формирование представлений Каро Алабяна о том, какой должна быть архитектура в новом социалистическом государстве.

Архитектор Каро Алабян

Каро Семёнович Алабян родился 26 июля 1897 года в деревне под Елизаветполем (сейчас это город Гянджа в Азербайджане) в семье небогатого купца. Его мать, рано овдовев (отец умер в 1906 году), зарабатывала на жизнь шитьём и стиркой белья. После смерти кормильца семья перебралась в Тифлис, где будущий архитектор поступил в семинарию Нерсисяна.

После утраты Арменией независимости в 1375 году церковь содействовала сохранению национальной культуры, а до середины ХIХ века проводниками народного просвещения оставались монастыри. Именно в семинарию поступали дети из бедных семей, так как в ней обучение было бесплатным. Армянская семинария в Тифлисе имела хорошую репутацию. Многие преподаватели получали высшее образование в Швейцарии, Германии и Франции. В отличие от гимназий и коммерческих училищ в духовных академиях, семинариях, а также приходских школах разрешалось вести занятия на армянском языке. Помимо духовных предметов преподавались также общеобразовательные, один иностранный язык (французский или немецкий), современный и древнеармянский, история и география Армении, педагогика. Многие выпускники тифлисской семинарии стали известными деятелями армянского просвещения: философами, историками, политиками, литераторами, художниками и музыкантами. Именно здесь проявились замечательные способности Каро Алабяна. Он занимался рисованием и лепкой, одновременно учился искусству вокала у знаменитого профессора консерватории Николая Воль-Левицкого и мог стать певцом, если бы не революционные события в России, которые захватили и Закавказье. В Тифлисе он познакомился со многими видными представителями армянской интеллигенции – с композитором Арамом Хачатуряном и художником Мартиросом Сарьяном. Здесь же началась его дружба с Анастасом Микояном, которому он спас жизнь в одном из сражений в годы Гражданской войны, после чего молодые люди стали считать друг друга кровными братьями.

В 1918–1919 годах Каро Алабян редактировал революционные газеты, создал серию рисунков – иллюстраций к произведениям Егише Чаренца. В 1920 году был назначен ответственным секретарём Кубано-Черноморского обкома КП(б), в 1921 году вступил в боевой отряд для борьбы с дашнаками. В 1923 году ЦК Компартии Армении направил Каро Алабяна учиться в Москву, где он поступил на архитектурное отделение Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС).

Армгосстрах. Эскиз

Василий Симбирцев, однокурсник и впоследствии соавтор многих работ Каро Алабяна, так вспоминал об их встрече: «…Наверное, это было в 1923 году. В старом здании бывшего Строгановского училища ко мне подошёл стройный молодой человек с красивой волнистой шевелюрой, выразительными светлыми глазами и взметнувшимися над ними густыми, сросшимися у переносицы бровями. Длинный полушубок из чёрных козьих шкур мехом вверх ладно сидел на широких плечах. Солдатские ботинки и обмотки дополняли мужественный облик, от которого веяло романтикой тех лет. Баритональный глубокий тембр голоса, которым юноша заговорил, невольно заставил прислушаться. Это был Каро Алабян, только что поступивший в Московский высший художественно-технический институт на архитектурный факультет».

Дворец Советов в Москве. Проект. Перспектива

ВХУТЕМАС являлся своего рода лабораторией творческого поиска нового языка искусства ХХ века. Каро Алабян выбрал мастерскую Николая Ладовского. В основе разработанной Ладовским системы подготовки архитекторов лежал макетный метод эскизирования – студенты сначала выполняли проект здания в макете, а уже затем в чертеже. Это помогало развивать фантазию и видение пространства. Каро Алабян становится убеждённым сторонником новаторских поисков и новых технологий в архитектуре.

В 1925 году при содействии наркома просвещения Анатолия Луначарского Каро Алабян организовал поездку 27 учащихся ВХУТЕМАСа на Международную выставку декоративных искусств и художественной промышленности в Париже. Парижская выставка оказала большое влияние на последующее творчество студентов. Каро Алабян и его единомышленники принялись искать фундаментальные основы нового стиля вне течений авангарда. В 1929 году Каро Алабян становится лидером Всесоюзного объединения пролетарских архитекторов. В своей декларации его члены заявляли: «Мы – за овладение культурой прошлого, за изучение её не для подражания и механического копирования, а за критическое использование исторического опыта».

Павильон СССР на Международной выставке в Нью-Йорке. Проект. Главный вход

Ещё будучи студентом, Каро Алабян познакомился с актером и режиссёром Рубеном Симоновым. У них завязалась дружба, которая не прекращалась всю жизнь. В 1928 году в сотрудничестве с Арамом Хачатуряном они поставили на сцене Вахтанговского театра спектакль по комедии Акопа Пароняна «Дядя Багдасар». А совместно с Микаэлом Мазманяном, он оформил постановки пьес «Храбрый Назар» и «Красная маска» на сцене Первого государственного театра Армянской СССР.

Павильон СССР на Международной выставке в Нью-Йорке. Проект главного зала

После окончания вуза в 1929 году Каро Алабян отправился в Ереван, где как раз разворачивалось масштабное строительство. Там он возглавил Первый государственный проектный институт Советской Армении. В течение двух лет, проведенных в Ереване, архитектор создал проекты таких известных зданий, как Русский театр имени Станиславского, жилой дом для работников Электрохимического треста, дом главного геологоразведочного управления и многие другие объекты. Кроме того, он преподавал на архитектурном факультете Национального политехнического университета Армении.

В 1931 году Каро Алабян окончательно вернулся в Москву и работал как практикующий архитектор: выполнил конкурсные проекты Дома промышленности и Дома культуры Пролетарского района столицы. В эти годы начинается его плодотворное творческое сотрудничество с бывшим однокурсником Василием Симбирцевым. Вместе они работали над проектами реконструкции улицы Малая Дмитровка, площади Пушкина и кинотеатра в Ереване. В 1931 году они выиграли конкурс на проект Центрального театра Красной Армии и через три года приступили к его осуществлению. Зданию надлежало выразить идею защиты Отечества, при этом особое внимание следовало уделить решениям сценического пространства и зрительных залов, чтобы создать условия для постановки как камерных спектаклей, так и спектаклей с массовыми батальными сценами.

К.С. Алабян, В.Н. Симбирцев. Проект Центрального театра Красной Армии в Москве (1939). Перспектива. Бумага, карандаш, тушь с отмывкой

Для Каро Алабяна это здание (сейчас здесь расположен Центральный академический театр Российской Армии) стало программным произведением. В этой работе ему удалось наиболее полно раскрыться как зодчему нового периода отечественной архитектуры, отразить важнейшие черты современной эстетики: эмоциональную выразительность формы, виртуозное владение языком неоклассики. Стремясь новыми архитектурными средствами возвеличить и прославить армию как надежного защитника страны, архитекторы выбрали центрическую композицию, в основе которой лежал план в виде пятиконечной звезды – символ Красной Армии и государства.

В довоенный период Каро Алабяном созданы проекты павильона Армянской ССР для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) в Москве и павильона Советского Союза на Международной выставке в Нью-Йорке, состоявшейся в 1939 году. За последнюю работу, выполненную совместно с Борисом Иофаном, Каро Алабян был удостоен звания Почётного гражданина этого крупнейшего американского мегаполиса.

Павильон Армянской СССР на ВСХВ. Проект. Перспектива

В годы Великой Отечественной войны Каро Алабян руководил Союзом архитекторов СССР и Академией архитектуры, а также возглавлял специальную мастерскую, в которой разрабатывались планы маскировки основных оборонительных и промышленных сооружений Москвы. В 1943 году он возглавил мастерскую при Академии архитектуры СССР по разработке проектов реконструкции разрушенных городов. В частности, именно ему было поручено разработать Генеральный план для разрушенного Сталинграда. Кроме этого, он занимался созданием проекта для восстановления главной киевской улицы – Крещатика.

Административное здание института «Гидропроект». Проект. Фасад

В 1946 году Каро Алабян вместе с группой архитекторов консультировал румынских коллег по проектам реконструкции Бухареста, Плоешти и Констанцы. В 1947 году участвовал в заседании организационной комиссии по созданию Международного союза архитекторов, а в 1948-м – в его первом учредительном конгрессе.

В этот период творческий почерк Каро Алабяна приобретает отточенность и элегантность. В 1950 году он разрабатывает архитектурную концепцию станции Московского метрополитена «Краснопресненская». Однако в итоге по его проекту был построен только наземный вестибюль станции в виде ротонды.

Наземный вестибюль станции метро «Краснопресненская» (1954). Чугунная скульптура «Дружинник» работы Алексея Зеленского была установлена перед нишей с надписью только через год после открытия станции для пассажиров

Дело в том, что в начале 1950-х годов Каро Алабян публично поспорил с Лаврентием Берией, утверждавшим, что строительство высотных зданий – экономически выгодно. Архитектор недавно вернувшийся из США и понимал, что при том уровне развития строительных технологий, который на тот момент был в Советском Союзе, страна не осилит осуществление подобных проектов. Берия пришёл в ярость и сделал все, чтобы добиться от Сталина отстранения Каро Алабяна от всех должностей. Архитектору грозил арест, так как один из его сотрудников внезапно оказался «японским шпионом». Каро Алабяна тогда спас Анастас Микоян, который нашёл возможность отправить его в Ереван.

Вернуться в столицу Каро Алабян смог только в 1953 году, после смерти вождя народов. Архитектор не имел ни квартиры, ни работы. Семья скиталась по родственникам и жила на зарплату его жены – актрисы Людмилы Целиковской. Тогда Каро Алабян написал несколько писем членам Советского Правительства. Обращение к руководству страны возымело своё действие – семью обеспечили жильём, а ему самому дали работу. Потихоньку жизнь входила в прежнее русло. В 1954 году архитектор в соавторстве с Леонидом Карликом создали проект здания морского вокзала в Сочи, который долгое время являлся одним из архитектурных символов города. Эта работа, в которой наиболее полно проявился творческий почерк Каро Алабяна, предвосхитила современную архитектуру постмодерна.

Двухэтажное здание морского вокзала в Сочи увенчано 71-метровой башней со шпилем, а над тремя ярусами башни установлены скульптуры, олицетворяющие времена года и стороны света

Каро Алабян умер 5 января 1959 года в возрасте шестидесяти одного года от рака лёгких и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. На его могиле установили памятник, выполненный скульптором Николаем Никогосяном: большой камень полированного серого гранита, привезенный из Армении, на котором высечен профиль архитектора. 7 августа 1959 года в память о Каро Алабяне была названа одна из улиц Москвы. Осенью 2020 года на этой улице был установлен, а 27 апреля 2021 года торжественно открыт памятник архитектору скульптора Георгия Франгуляна.

Но всё же самыми лучшими памятниками Каро Алабяну стали его удивительные творения, украшающие облик многих городов. Академик Национальной академии наук Армении, доктор архитектуры, профессор, заслуженный деятель искусств Армянской ССР Вараздат Арутюнян посвятил Каро Алабяну такие строки: «Природа одарила его всем – талантом, широтой мышления, дальновидностью руководителя большого масштаба, способностями организатора, чуткостью по отношению к людям».

Бронзовый монумент выдающемуся советскому и армянскому архитектору — подарок Москве от Посольства Республики Армения в РФ с целью увековечения памяти и сохранения архитектурно-культурного наследия Каро Алабяна

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о