8 февраля 2020, 10:00

Сегодня в рубрике «Метро в лицах» мы расскажем о выдающемся советском архитекторе Иосифе Ловейко. Он обладал ярко выраженным талантом зодчего и оставил весомый след в архитектуре.

Иосиф Ловейко (1982 г.)

Несмотря на его значительный вклад в архитектуру Москвы, с метрополитеном столицы его связывает совсем немного: реализованный проект наземного вестибюля одной из станций первой очереди (зато какого вестибюля – Сталин лично придумал ему название), нереализованный проект одной станции Кольцевой линии (здесь пришлось конкурировать с самим Душкиным и шансов у Ловейко практически не было) и наконец, здание, которое сегодня является центром управления всем Московским метрополитеном (правда, подобное предназначение этого здания архитектором совсем не предполагалось).

Творческая биография любого крупного мастера, будь то литератор, композитор или архитектор, всегда интересна не только сама по себе, но и тем, как в неповторимой индивидуальности художника преломляются черты «коллективного портрета» поколения, к которому он принадлежит. Такой подход позволяет по-новому взглянуть на хорошо известные события или явления, найти в них ускользавшие до сих пор нюансы, а подчас и вовсе пересмотреть устоявшиеся взгляды.

В биографии Иосифа Игнатьевича Ловейко стоит пристально рассматривать те черты, что роднят её с биографией поколения, к которому принадлежал зодчий. Это поколение вступило в творческую жизнь в первое десятилетие после революции, в начале своего профессионального пути проектировало новые города, через его жизнь прошла война, и долгие годы оно продолжало трудиться активно, плодотворно, не старея.

Поколение Ловейко, так много сделавшее для развития советской архитектуры, участвовало в интереснейших конкурсах, проявив раннюю творческую самостоятельность, стремительно и по-юношески легко перешло от конструктивизма к классике, а через два десятилетия трудно и медленно овладевало индустриальными методами строительства. Через все эти этапы прошел и герой нашего рассказа – один из немногих зодчих, удостоенных почетного звания Народного архитектора СССР.

Иосиф Ловейко родился в 1906 году в крестьянской семье в Приморской области. Закончил ремесленное училище, затем поступил на рабочий факультет во Владивостоке. Преподаватели рабфака обратили внимание на художественные способности Иосифа Ловейко и направили его в московский ВХУТЕМАС. Он подал документы на архитектурный факультет, который окончил в 1931 году. Куратором его дипломного проекта был архитектор-конструктивист Александр Веснин. Получив диплом, Иосиф Ловейко начал работать в Стройсекторе ВСНХ РСФСР, а затем в архитектурно-проектных мастерских Моссовета (будущий Моспроект), с которым будет связан всю жизнь.

Проект здания Наркомата тяжёлой промышленности в Зарядье
Арх. Иосиф Ловейко

Для архитекторов 30-х годов прошлого столетия участие в конкурсах составляло значительную часть их творческой жизни. И уже первые конкурсные работы Ловейко были замечены – проект здания Наркомтяжа на Красной площади, отличавшийся смелой масштабностью решения получил признание.

Всё творчество Иосифа Ловейко (за исключением немногих работ) связано с Москвой. Он участвовал буквально во всех крупных архитектурно-строительных проектах в столице. Его первые самостоятельные работы связаны с реконструкцией Москвы, развернувшейся в начале 30-х годов. В это время жизнь сталкивает Ловейко с одним из интересных мастеров советской архитектуры – Даниилом Фридманом. Работая под его руководством, Иосиф Игнатьевич выполняет ряд проектов, в том числе оформление наземного вестибюля станции метро «Площадь Дзержинского» (сейчас – «Лубянка»).

Проект станции «Площадь Дзержинского». Наземный павильон. Фасад.
Арх. Даниил Фридман, Иосиф Ловейко (1934 г.)

Основной композиционный элемент фасада наземного вестибюля станции – сильные дуги двухарочных входов, подчеркнутых широкими порталами. Тема арки здесь возникает не случайно. Архитекторы как бы развивают ее, «взяв» с углового фасада и окон четвертого этажа расположенного неподалеку Делового двора, построенного Иваном Кузнецовым в начале прошлого века, и тем самым крепко «привязывают» входной павильон к площади. Его крупно решенный фасад столь значителен, что сравнительно небольшое по размерам здание способно «удерживать» одну из сторон просторной площади. Более того, тема арки звучит так определенно, что в 50-е годы, Алексей Душкин при проектировании «Детского мира» подхватил её, и она стала основным мотивом, определяющим архитектуру всей площади и связывающим воедино её разнохарактерные и разновременно возникшие сооружения. До сих пор Лубянская площадь – одна из немногих московских площадей, обладающая определенной целостностью, и в этом едва ли не ведущая роль принадлежит наземному вестибюлю станции метро.

Входные арки-порталы не только придавали вестибюлю характер общественного здания, но и, словно «втягивая» в себя пространство площади, способствовали преодолению противоречия между наземным и подземным, облегчая это переход. Задача далеко не последняя среди тех, что стояли перед архитекторами, проектировавшими первые станции метрополитена в нашей стране. Другой не менее важной задачей было организовать средствами архитектуры ориентацию пассажира в городе, приучить его к новому и непривычному по тем временам виду транспорта. И этой задаче также отвечали входные арки – сильный композиционный приём, невольно привлекающий к себе внимание.

Проект внутреннего оформления вестибюля станции «Площадь Дзержинского» («Лубянка»)
Арх. Даниил Фридман, Иосиф Ловейко (1934 г.)

Существует легенда, что когда Сталин впервые увидел творение Фридмана и Ловейко, то пошутил в сторону курировшего строительство метро первой очереди московского метро Лазаря Кагановича: «Это из земли торчат «уши Кагановича», который внимательно прислушивается ко всему, что происходит в здании напротив». Тогда в том здании располагался НКВД – Народный комиссариат внутренних дел СССР. Впрочем, с тех пор несколько раз поменяв аббревиатуру, организация существенно не изменила при этом рода своей деятельности. И порой кажется, что до сих пор «уши Кагановича» чутко прислушиваются к каждому звуку из здания, расположенного на противоположной стороне Лубянской площади.

 В 1935 году Иосиф Ловейко принимал участие в составлении Генерального плана Москвы, а также в проектировании и строительстве крупных жилых домов, отличавшихся монументальной уравновешенностью форм, торжественной представительностью фасадов, украшенных ордерными деталями. Молодой, но уже признанный архитектор с группой своих единомышленников принимает активное участие в создании масштабных ансамблей при застройке Котельнической и Гончарной набережных. Всё это вписывалось в концепцию генерального плана: в Москве каждый квартал, каждый отрезок улицы, вся улица, площадь будут оформляться как ансамбль, и город – как архитектурный комплекс, единый по замыслу и выполнению.

Во время Великой Отечественной войны Ловейко участвовал в создании оборонительных сооружений на ближних подступах к Москве, проектируя для города специальные сооружения.

Проект гостиницы «Советская»
Арх. Иосиф Ловейко (1948 г.)

С 1944 года он снова принялся за проектирование гражданских зданий и в 1946 году возглавил Архитектурно-строительную мастерскую Моссовета. В послевоенное десятилетие Иосиф Ловейко разрабатывал проекты в стиле «сталинский ампир». В этом же стиле была спроектирована и построена под руководством Ловейко гостиница «Советская» на Ленинградском проспекте, получившая в 1951 году Государственную премию СССР.

В 1950 году Иосиф Ловейко представляет на конкурс проект станции метро «Новослободская» Кольцевой линии. Но здесь однозначную и убедительную победу одерживает яркий проект Алексея Душкина и Александра Стрельцова с оформлением станции 32-мя эффектно подсвечиваемыми изнутри витражами, выполненными по эскизам художника Павла Корина.

Проект станции «Новослободская». Перспектива перонного зала
Арх. Иосиф Ловейко, Владимир Свирский (1950 г.)

В 1955 году Иосиф Ловейко становится главным архитектором Москвы. За пять лет пребывания в этой должности он продолжил развивать проекты, которые были приняты при его предшественнике Александре Власове. Основной задачей московских властей тогда являлось строительство новых районов на окраинах столицы. Именно во второй половине 1950-х годов происходит отказ от проектирования отдельных зданий, основной единицей городской застройки стал микрорайон. Также повсеместно начинается использование новых конструкционных материалов: вместо кирпича с 1955 года стали использовать крупные бетонные блоки, а с 1958-го – также и керамзитобетонные панели.

На посту главного архитектора Москвы Ловейко занимался, в том числе разработкой перспективных магистралей. В 1960 году он заявил о необходимости создания в столице Третьего, Четвёртого и Пятого транспортных колец. Также он предлагал перестроить Садовое кольцо, чтобы избежать пересечения кольцевых и радиальных дорог. Решение этой задачи он видел в создании тоннелей на пересечении улиц. Примечательно, что уже в 1960-м Ловейко отмечал необходимость строительства в Москве многоэтажных паркингов для частного автотранспорта.

В 1961 году Иосиф Ловейко возглавил архитектурную мастерскую № 2 Управления «Моспроект-1» и оставался на этой должности до выхода на пенсию в 1989 году. Поскольку основным требованием к новым проектам жилой застройки оставалась экономия, дома возводились по типовым проектам, причём для упрощения работы домостроительных предприятий количество типовых проектов сокращалось. В таких условиях Ловейко руководил строительством новых московских районов Дегунино (1962–1972), Бибирево (1975–1978) и Лианозово (1975–1978).

Кинотеатр «Ереван»
Арх. Иосиф Ловейко (1970 г.)

Параллельно с 1960-х советские архитекторы вернулись к идее функционализма: внешняя форма здания являлась отражением процессов, для которых оно предназначалось. Особенно ярко эта тенденция проявилась при создании общественных учреждений. По этому принципу был построен кинотеатр «Ереван», проект которого Иосиф Ловейко разработал совместно с Николаем Гайгаровым и Всеволодом Тальковским в 1970 году. Амфитеатр главного зала на 1600 мест нависал над клинообразным фойе и малым залом на 300 мест, который располагался в цокольном этаже.

Единый диспетчерский центр Московского метрополитена

В середине 1990-х годов кинотеатр прекратил работу. Здание долгое время простояло заброшенным, пока в 2013 году не было передано на баланс ГУП «Московский метрополитен». После перестройки здания кинотеатра в 2017 году здесь был открыт Центр управления обеспечением транспортной безопасности Московского метрополитена. А в начале октября 2019 года открылся Единый диспетчерский центр, откуда сегодня осуществляться оперативное управление всеми системами московского метро – от движения поездов до работы вентиляции. Сюда стекается информация о функционировании всех систем метрополитена, МЦК, МЦД и других линий пригородного железнодорожного сообщения.

Последним проектом Иосифа Ловейко стал нереализованный Храм-памятник в честь 1000-летия Крещения Руси, предложенный им в 1986 году. Архитектор умер в Москве в 1996 году. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Все фотографии взяты из открытых источников.

2
Оставить комментарий

avatar
2 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
2 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
Dmitriy_Antonov_141Vladimir_Diyachkov_046 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Vladimir_Diyachkov_046
Участник

Спасибо! Отличная статья.

Dmitriy_Antonov_141
Гость
Dmitriy_Antonov_141

Спасибо, много познавательного.