7 февраля 2021, 10:00

Выдающийся советский и российский архитектор Игорь Рожин в творческой деятельности всегда следовал своим основным творческим принципам: ясности основного замысла, скупости средств и внимательной прорисовке деталей. Архитектурное творчество Игоря Рожина охватывает более 75 лет. И всю свою жизнь он оставался человеком «серебряного века», свято исповедуя ценности русской интеллигенции.

Архитектор Игорь Рожин
(фото из архива Музея Зеленограда)

Игорь Евгеньевич Рожин родился 17 (30) сентября 1908 года в Санкт-Петербурге. В 1925 году он поступил на архитектурный факультет Ленинградского высшего художественно-технологического института (бывшая Императорская Академия художеств). Уже студентом 2-го курса он начал работать у архитектора Ивана Фомина, занимающегося в это время проектированием здания общества «Динамо» в Москве и Иваново-Вознесенского политехнического института. На следующий год его пригласили в мастерскую академика Владимира Щуко и профессора Владимира Гельфрейха. С тех пор на многие годы судьба связала Игоря Рожина с этими знаменитыми архитекторами, яркими представителями так называемой «ленинградской школы». Традиции этой школы архитектор пронёс через всё свое творчество.

Проект Дворца спорта в Лужниках

Первой самостоятельной работой 23-летнего архитектора в 1931 году стали трибуны хоккейного поля на стадионе «Динамо» в Ленинграде. Тема спорта прошла через всю его творческую жизнь – достаточно вспомнить проект стадиона «Динамо» в Минске (1932), Центральный стадион в Лужниках (1956), Гребной канал в Крылатском (1973), Универсальный спортивный зал «Дружба» в Лужниках (1979), проект Легкоатлетического манежа в Болгарии (1985). Долгие годы Игорь Рожин успешно представлял нашу страну в спортивной комиссии Международного Союза архитекторов. В 1959 году Игорь Рожин был удостоен Ленинской премии за архитектуру района Лужники города Москвы и Центрального стадиона имени В.И. Ленина.

Жилой дом на Краснопрудной улице, построенный по проекту Игоря Рожина (фото 1960-х-начала 1970-х годов)

В начале 1930-х годов большая группа архитекторов Ленинграда была приглашена в Москву для участия в проектировании Дворца Советов. Вместе с Владимиром Щуко и Владимиром Гельфрейхом переехал в Москву и Игорь Рожин. Вплоть до начала Великой Отечественной войны он работал в авторском коллективе проектировщиков Дворца Советов СССР. Параллельно с этим Игорь Рожин участвовал в проектировании Всесоюзной библиотеки имени В.И. Ленина, станций московского метро и знаменитого театра в Ростове-на-Дону. В 1939 году в Москве на Краснопрудной улице по проекту Игоря Рожина был построен жилой дом, в архитектуре которого ярко проявились основные черты будущего стиля мастера.

Проект станции «Новокузнецкая» (арх. Игорь Рожин и Владимир Гельфрейх)

Особое место в творчестве Игоря Рожина занимает проектирование вестибюлей и станций Московского метрополитена. В 1937-38 годах он вместе с Леонидом Поляковым принимал участие в конкурсе проектов станций «Павелецкая» и «Завод имени Сталина» (сейчас – «Автозаводская»). Первыми осуществлёнными проектами стали совместные работы с Владимиром Гельфрейхом: наземный вестибюль станции «Новокузнецкая» (1943) и станция «Электрозаводская» (1944). В 1946 году за архитектуру станции «Электрозаводская» и наземного вестибюля станции «Новокузнецкая» Московского метрополитена имени Л.М. Кагановича архитекторы были удостоены Сталинской премии первой степени.

И.Е. Рожин, В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх при участии П.Г. Каплановского и Л.А. Шагуриной. Проект станции «Электрозаводская», 1939. Перспектива перронного зала.

В своей статье «Из моего опыта работы в метро» Игорь Рожин писал: «Архитектура метро – это не совсем обычная архитектура. Станция метрополитена соединяет в себе черты вокзала и интерьера общественного здания, может быть, даже зрительного зала. Здесь, как на улице, снуют люди –  пальто, с сумками, одни отправляются в путь, другие прибывают. В суете многие из них архитектуру почти не замечают. Но в замкнутом пространстве подземного зала можно и задержаться, условившись о встрече или пережидая непогоду. И тогда архитектура станции превращается для пассажира в зрелище».

В.Г. Гельфрейх, И.Е. Рожин при участии П.Г. Каплановского и Л.А. Шагуриной. Проект станции «Электрозаводская», 1939. Перспектива перронного зала.

Работу над проектом станции «Электрозаводская» Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх начали в 1937 году. К проектированию они привлекли своего ученика Игоря Рожина. К сожалению, участие Владимира Щуко в работе прервалось в связи с его преждевременной смертью в 1939 году. Изначально образ подземного и наземного залов станции связывался с расположенным вблизи Московским электрозаводом им. В.В.Куйбышева. Портреты основоположников электротехники, украшающие наземный вестибюль, – это отголосок ещё довоенного проекта. С началом войны работа над станцией прекратилась и возобновилась только в 1943 году, когда актуальной стала тема героического труда народа в борьбе с захватчиками. Именно эту тему представляют горельефы-метопы пилонов подземного зала, которые выполнил талантливый скульптор Георгий Мотовилов по схематичным наброскам архитекторов.

И.Е. Рожин, Е.М. Маркова. Проект станции «Парк Культуры», 1944. Перспектива перронного зала.

В 1949 году, работая над проектом станции «Парк Культуры» Кольцевой линии, Игорь Рожин поставил перед собой задачу зрительно облегчить массивную конструкцию пилонов станции глубокого заложения. Конечно же, такая проблема стояла практически перед каждым архитектором глубоких станций московского метро, и зачастую эта задача решалась не с той лёгкостью, с которой хотелось бы. Игорь Рожин прорезал внутри каждого пилона профилированную арку, визуально разделяющую массивные опоры на четыре угловые колонны, на которых, как кажется пассажиру, и лежит сам свод. В случае, если бы станция была бы облицована светлым мрамором, говорят специалисты, дизайн получился бы ещё более лёгким, и станция не была такой серой. Однако, реализовать таковую задумку не получилось, и для облицовки пришлось использовать мрамор лопота, а для путевых стен – сочетанием мрамора садахло и чёрного габбро, а для цоколя пилонов – тёмно-красный мрамор салиэти. Последней работой Игоря Рожина в Московском метрополитене стала станция глубокого заложения «Смоленская», открывшаяся в 1953 году в составе Арбатско-Покровской линии.

И.Е. Рожин. Проект станции «Парк Культуры», 1948. Перспектива перронного зала.

Интересной страницей в творческой биографии архитектора является работа в Варшаве. В 1951 году Игорь Рожин был включен в авторский коллектив проектировщиков Дворца культуры и науки в Польской Народной республике. Это уникальное по своему составу сооружение включало в себя зал конгрессов, выставочные залы, театр на 800 мест, плавательный бассейн, кукольный театр, академию наук и множество других помещений. Это здание стало архитектурным центром Варшавы. В это же время по проекту Игоря Рожина и Александра Великанова было построено здание Советского посольства в Варшаве. Отлично прорисованный входной портик, строго классические, сдержанные формы фасадов, выполненные целиком из естественного камня, придают зданию исключительно торжественный вид.

Здание Советского (сейчас – Российского) посольства в Варшаве

В 1958 году Игорь Рожин возглавил авторский коллектив, созданный для проектирования и строительства первого города-спутника Москвы – Зеленограда. Это должен был быть город в полном смысле этого слова. Кроме жилых районов с соответствующей инфраструктурой в нем имеются учебные заведения, промышленность, научные институты и все городские учреждения. Эта сложнейшая задача была коллективом успешно решена, и сейчас город успешно функционирует, хотя его численность, по сравнению с проектной, увеличилась в разы. Однако, планировочная структура, система транспортных магистралей и функциональное зонирование сохранились, подтвердив правильность градостроительных идей, заложенных в проекте.

Игорь Рожин – главный архитектор города Зеленоград в 1956 – 1963 годах
(фото из архива Музея Зеленограда)

Вот как об этом вспоминал сам Игорь Рожин: «После завершения строительства стадиона в «Лужниках» мне предложили быть главным архитектором нового проектируемого города под Москвой. Я сначала отказывался, так как это не моя юдоль, мне больше приходилось строить общественные и промышленные объекты, а здесь — целый город. Но потом уговорили, предложив сначала ознакомиться с местностью. Место мне понравилось. Захотелось среди зеленого леса построить белый город».

Первый главный архитектор Зеленограда Игорь Рожин (слева) у строящегося корпуса 146 (начало 1960-х годов)

В начале 1960-х годов Игорь Рожин спроектирует здание посольства СССР в Анкаре. Архитектуру сложного, стоящего на рельефе комплекса отличает свойственная мастеру ясность общего архитектурного решения и четкое следование ему в решении отдельных составляющих. Последним крупным проектом было завершение комплекса гостиницы «Москва», создание нового корпуса, выходящего на Театральную площадь. Решалась крупная градостроительная задача: не нарушая архитектуру существующей гостиницы, органично вписать ее новый корпус в архитектуру площади. И эта задача, по общему мнению, была решена.

Архитектор Игорь Рожин

С 1972 года до своей кончины в 2005 году Игорь Рожин преподавал в Московском архитектурном институте, был заведующим кафедрой общественных зданий МАрхИ и продолжал активно участвовать в различных архитектурных конкурсах – как внутрисоюзных, так и международных (например, Тэт Дефанс в 1983 году).

Все изображения взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Stanislav_Chernec_130 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Stanislav_Chernec_130
Участник

Зеленоград… Спрятать в лесу «белый город» — это начало… 50-е годы… Через 50 лет — спрятать лес в многоэтажках…