23 мая 2020, 10:00

С именем Ивана Фомина, замечательного проектировщика и практика-строителя, превосходного художника, теоретика искусства и педагога, связано представление о зодчем-мыслителе, мечтавшем воплотить в архитектурных образах ведущие идеи эпохи построения социализма, умевшем смело идти по пути новаторства, в то же время мудро и бережно относясь к художественному наследию прошлого.

Портрет Ивана Фомина
(худ. Г.С. Верейский, 1926 год)

Иван Александрович Фомин родился 3 февраля 1872 года в Орле в семье почтового чиновника. Но ещё в детстве семья переехала в Ригу. В 1890 году Фомин поступил на математический факультет Московского университета, но за три года учёбы математикой так и не проникся, решив поступать в Высшее художественное училище при Академии художеств. Однако попытка удалась не сразу – для поступления не хватило знаний и опыта в рисунке. Год ушёл на подготовку и в 1894 году Фомина приняли в Академию, а через три года его исключили за участие в модных тогда революционных волнений среди студенчества. Недоучившийся архитектор переехал в Москву и стал помощником знаменитых архитекторов Фёдора Шехтеля и Льва Кекушева. Сегодня уже трудно сказать – что поразило столпов русской архитектуры в молодом человеке, но Фомин вместе с именитыми архитекторами принял участие в реконструкции и внутренней отделке здания Московского Художественного театра, строительстве бывшего особняка Рябушинского на улице Качалова и дома бывшего Московского купеческого общества на Лубянке. Однако работая с мастерами модерна Фомин всё более склонялся к другой стилистике, ориентируясь на творчество классика русской архитектуры Матвея Казакова. Энергии молодого архитектора хватало не только на архитектуру – в 1902 году он организовал выставку «Архитектура и художественная промышленность нового стиля», на которой были представлены и его работы. Проекты Фомина оказались очень самобытными и привлекли внимание художественных кругов.

Проект Курзала на Минеральных водах. Колоннада

В 1905 году Фомин возвратился в Академию художеств. В 1909 году он выполнил дипломный проект по классу профессора Леонтия Бенуа на тему «Курзал на Минеральных водах». Диплом удивил многих, ибо он расширял классические представления о проектах такого типа зданий. Иван Фомин сделал из водной лечебницы большой общественно-развлекательный центр, с большими залами для танцев, концертов, читален, ресторанов, буфетов. Как отмечено в биографической литературе, посвященной Фомину: «…Громадные колоннады на гигантских мостах-гаролетах соединяли между собою еще более торжественные и пышные центральные залы. Они напоминали античные храмы и здания Греции и Рима, но при этом в них звучали мотивы русского классицизма. Это был смелый проект, к тому же великолепно выполненный. Наряду с основными проектными чертежами – фасадами, разрезами и планами – Фомин сделал несколько рисунков-иллюстраций в гравюрах – офортах…». За проект «Курзала» Иван Фомин получил звание художника-архитектора и был послан Академией в командировку за границу. Отчетом о поездке стали великолепные офорты с видами архитектуры Египта, Греции, Италии. По мнению специалистов, эти работы выдвинули автора в ряды лучших художников гравюры: «…Способность Фомина проникать в самое существо памятников архитектуры позволяла ему удивительно точно передавать в рисунках дух зодчества той или иной эпохи. В своих офортах, далеких от стилизаторской манеры, присущей искусству тех лет, он выступает как подлинный реалист…».

Проект ансамбля «Новый Петербург» на острове Голодай

Первой самостоятельной крупной работой архитектора в Петербурге стал особняк на Каменном острове. Всего до революции Фомин создал более пятидесяти проектов, в том числе проекты общественных сооружений и ансамблевой застройки: проект бывшего Николаевского вокзала, нескольких музеев, ряда банков, застройки острова Голодай, комплексов Тучкова буяна в Петрограде, курорта Ласпи в Крыму. Но наиболее значительными из построенных им в те годы зданий были дом Оболенского в Финляндии, дома Половцева и Абамелек-Лазарева в Петербурге (1910–1914). Параллельно Фомин становится активным идеологом и пропагандистом русского и, в частности, московского классицизма конца XVIII – начала XIX века. Архитектор публикуется в журналах со статьями, популяризующие московский классицизм. В 1904 году он выступил в журнале «Мир Искусства» с программным заявлением в защиту александровского ампира. Более того, в 1911 году Фомин вновь стал организатором «Исторической выставки архитектуры». В 1908 году архитектор принял участие возглавляемого Игорем Грабарем глобального труда по истории русского искусства. Фомин взялся за составление разделов третьего тома «Истории русского искусства», посвященные классицизму первой и второй четвертей XIX века. За свою деятельность в 1915 году зодчий получает звание академика архитектуры.

Дом Половцева в Санкт-Петербурге

Революцию Фомин воспринял как новый поворот событий, в которые он включился со свойственной ему энергией. Сложно сказать, насколько легко или тяжело далось архитектору расставание с цивилизацией, которая, на самом деле дала ему все: образование, стажировки с метрами архитектуры, командировки за рубеж, большую архитектурную практику, почетные звания, общественное признание. Но, как говориться, времена не выбирают, и если не можешь поменять процесс — возглавь его. В итоге Фомин возглавил одну из первых государственных проектных организаций – архитектурно-планировочную мастерскую Петрограда, где под его руководством разрабатывалась программа развития города. Также архитектор преподавал в Академии художеств и в политехническом институте. Фомин воспитал не только плеяду талантливых советских архитекторов.

Проект нового корпуса здания Моссовета

Наиболее ярко творческие устремления архитектора послереволюционных лет выражены в конкурсных проектах Дворца рабочих и крематория, создающих художественные образы большой силы (оба проекта сделаны в 1919 году). В 1923 году Фомин участвовал в конкурсе на составление генерального плана Сельскохозяйственной выставки в Москве. В середине 1920-х годов архитектор решил развить тему русского классицизма, выдвинув концепцию «Пролетарской классики». Он предложил взять от архитектуры прошлого основу, при этом упрощая классические архитектурные элементы. Сам архитектор писал так: «Создание нового стиля советской архитектуры возможно только на базе классики, но классики, отражающей современность, новые строительные материалы, новую технику и формы жизни». Свое представление о требованиях, которые надо предъявлять к архитектурному произведению, Фомин сформулировал в своеобразной форме: «Единство, сила, простота, стандарт, контраст и новизна». По его мнению, это формула архитектурного совершенства.

Проект здания Наркомтяжпрома в Москве (вид со стороны площади Свердлова)

Среди первых произведений, в которых Фомин развивал положения своей идеи «пролетарской классики», названной им позже «реконструкцией классики», стоит отметить проекты Дома Советов в Брянске (1924), Промбанка в Свердловске (1925), комплекс зданий Иваново-Вознесенского политехнического института (1927), санаторий «Ударник» в Железноводске (1927). Комплекс «Динамо» (1928), завершающий перспективу со стороны Кузнецкого моста, был первым опытом осуществления в таком большом масштабе идеи Фомина о реконструкции классических форм как средства создания нового большого стиля архитектуры. Сам зодчий объяснял свой композиционный замысел так: «За основу архитектурного решения главного корпуса по улице Дзержинского взяты строгая дисциплина и порядок классических решений, но в деталях архитектура содержит ряд чисто новых элементов: колонны без баз и капителей, отсутствие традиционного антаблемента, отсутствие стенных плоскостей (так как оконный проем начинается непосредственно от колонны), гладкие поверхности фасада и спаренность колонн».

Проект реконструкции здания Народного Комиссариата Путей Сообщения в Москве

В 1929 году Фомин переехал из Ленинграда в Москву. Здесь зодчий, в итоге, возглавил одну из организованных в 1933 году архитектурно-проектных мастерских Моссовета и руководил ею до последних дней жизни. Характерной для этого периода стала крупная работа – реконструкция здания Наркомата Путей Сообщения у Красных ворот в Москве. Однако в начале 30-х государственная политика в области архитектуры стала более жесткой, определившись в своих предпочтениях – начинался «сталинский ампир». Фомин учел это в своей практике, но, тем не менее, открыто выступал против бездумного украшательства: «…Если мы хотим теперь, после периода аскетизма, – говорил он, – давать богатую архитектуру, бодрую, яркую и жизнерадостную, это еще не значит, что мы должны перегружать излишней роскошью форм наши сооружения; надо находить простые, лаконичные формы». Среди работ, отмеченных новыми веяниями можно отметить проекты Дворца-музея транспортной техники, Курского вокзала, Театра Красной Армии в Москве, Дома Красной Армии при Военной электротехнической академии в Ленинграде.

Лаконичный стиль Ивана Фомина нашёл своё органичное применение в классической декорации массивных пилонов и сводов станции метро «Красные ворота» (1934, проект)

В 30-е годы, совместно со своими бывшими учениками-ленинградцами Абросимовым, Великановым, Минкусом, Поляковым, Рожиным, Фомин создал более десятка проектов, среди которых проекты театра в Ашхабаде, дома Наркомтяжпрома, комплекса Академии наук СССР в Москве, правительственного центра и дома Совета министров Украинской ССР в Киеве и ряд других проектов. В последние годы своей жизни Фомин создал незабываемые произведения московского метро: входные группы и интерьеры станций «Красные ворота» и «Площадь Свердлова» (сейчас – «Театральная»). Вот как характеризуют эти проекты историки архитектуры: «… В подземных залах обеих станций в сложных условиях громоздких бетонных конструкций первых очередей метрополитена средствами архитектуры преодолено ощущение огромной тяжести, несомой пилонами. Единство общего композиционного замысла, четкость ритмических построений, лаконизм и простота архитектурных форм, яркость контрастов и цельность цветового решения – эти черты, характерные для творческой манеры мастера, придают художественным образам станций большое своеобразие. Всё здесь служит ведущей идее автора придать подземным залам черты монументальности и силы. Для преодоления впечатления массивности устоев каждая конструктивная опора расчленена на три вертикальных элемента. Два крайних трактуются как несущие пилоны, а средняя часть – как заполнение между ними. Это помогает преодолеть ощущение огромной тяжести, воспринимаемой устоями, и обогащает ритмическое построение интерьера: количество опор как бы увеличивается, возникает четкий ряд стройных пилонов, придающий залам перспективность и масштабность». Иван Фомин умер 12 июня 1936 года, в период чрезвычайно активной творческой и общественной работы. Работа над станцией «Площадь Свердлова» была закончена архитектором Леонидом Поляковым.

Могила Ивана Фомина на Новодевичьем кладбище в Москве

На протяжении долгих лет Фомин – наряду со Щусевым, Жолтовским и Щуко – рассматривался как один из тех, на чье творчество должна ориентироваться советская архитектура. Незадолго до своей смерти в 1936 году Иван Фомин написал «Совет молодым», как письмо в будущее, по-прежнему актуальное и по сей день: «Если ты хочешь оставить после себя след в искусстве, если ты действительно хочешь внести нечто ценное в искусство своей страны, то, прежде всего, научись глубоко понимать и ценить подлинное искусство и отличать его от халтуры, пошлости и отсебятины. Только этот честный путь приличен и может быть одним из камней той пирамиды, которую мы строим коллективно на фронте советского искусства».

Все изображения взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Stanislav_Chernec_130 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Stanislav_Chernec_130
Участник

«Удалёнка» — бесконтактное спасение, через «живое» ограничение!!!
Но неужели из-за этого теперь, нам на 5 этаже вокзала, не скоро откроют ЗАВЕТНУЮ дверь???