7 марта 2021, 10:00

Представитель архитектурного рационализма Даниил Фридман внёс большой вклад в развитие отечественной авангардной архитектуры. Самый плодотворный период его творчества пришёлся на 1920–1930-е годы – время активных поисков новых конструктивных форм и образных решений. В то время как Алексей Щусев и Иван Жолтовский, придерживающиеся классической традиции, с энтузиазмом копировали античные и ренессансные фасады, вчерашние конструктивисты были заняты освоением классики во имя создания оригинального стиля. Своя классика, вполне в духе европейского ар-деко, рождалась в странных и неожиданных сочетаниях классических, неклассических и модернистских элементов.

Архитектор Даниил Фридман

Один из самых изобретательных архитекторов пост­конструктивизма Даниил Фёдорович Фридман родился 27 июля 1887 года в Одессе. Окончил архитектурное отделение Одесского художественного училища, затем в 1915 году, архитектурный факультет Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В студенческие годы работал помощником у различных архитекторов. Участвовал в конкурсах Московского архитектурного общества, получил ряд премий. В 1912 году, ещё во время учёбы, спроектировал и построил доходный дом в Малом Казённом переулке в Москве. В 1923–1930 годах Даниил Фридман проектировал рабочие поселки в Ташкенте и в Москве. С 1927 года преподавал в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) и МАРХИ.

«Дом-корабль» в Иваново

В 1929–1930 годах в городе Иваново по проекту Даниила Фридмана были построены два жилых дома – это один из лучших примеров советского зодчества тех лет, в остром и динамичном решении которого проявились новаторские символико-романтические поиски, близкие архитектуре рационализма. Многоквартирный кирпичный дом состоит из двух перпендикулярно стоящих корпусов, расположенных на угловом участке при пересечении проспекта Ленина с улицей Шестернина. Пятиэтажный протяженный корпус, выходящий на площадь, играет главенствующую роль в объёмно-пространственной композиции. Его облик напоминает корабль: на правом фланге плавно скругленная стена, которая подходит к остро скошенному торцу здания, имитирует носовую часть, а восьмиэтажная башня на противоположном торце – корму. Трактовка всех элементов уличного фасада подчинена общему замыслу: широкая полоса витрин на первом этаже зрительно отделяет массу корпуса от земли, две галереи балконов с металлическими поручнями опоясывает фасад подобно палубам, маленькие балкончики других этажей со сплошным бетонным ограждением, окрашенным в белый цвет, напоминают мостики и т.д.

Библиотека им. В.И. Ленина (арх. Д.С. Марков, Д.Ф. Фридман). Конкурс 1928 года (из собрания Государственного музея архитектуры А.В. Щусева)

В 1928–1931 годах Даниил Фридман входил в объединение АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов). В 1928 году вместе с Николаем Ладовским и другими единомышленниками организовал Объединение архитекторов-урбанистов (АРУ). После ликвидации АРУ входил в состав Правления Московское областное отделение Всесоюзного архитектурно-научного общества (МОВАНО). В 1930 году возглавлял архитектурно-проектную мастерскую №5 Моссовета. Под его руководством работали  известные архитекторы П.А. Александров, И.А. Длугач, И.И. Ловейко, Е.А. Иохелес, Д.М. Коган, Л.О. Гриншпун, А. Люрса, А.И. Каплун и Л.Н. Павлов.

Наземный вестибюль станции метро «Дзержинская» (сейчас – «Лубянка»), арх. Д.Ф. Фридман, И.И. Ловейко (1935 год)

По проектам Даниила Фридмана построены здания жилых домов на Ленинградском шоссе (1925–1926) и комплекс зданий Министерства авиационной промышленности (1933–1934). В 1935 году по проекту Даниила Фридмана сооружено здание электроподстанции метрополитена на улице Герцена (сейчас – Большая Никитская улица) и совместно с архитектором Иосифом Ловейко наземный вестибюль станции метро «Дзержинская» (сейчас – «Лубянка»).

В записных книжках у Ильфа и Петрова про подстанцию метрополитена сказано: «Вдохновенное создание архитектора Фридмана»

В середине 1930-х годов по типовому проекту Даниила Фридмана построены четырёхэтажные школы на 820 учащихся на Русаковской улице, в Дангауэровке, в районе Шаболовки, на 2-й Бресткой улице и др.

Типовая четырёхэтажная школа на 820 учащихся в Дангауэровке

Новокировский проспект (сейчас – проспект академика Сахарова) трактовался в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года как магистраль, соединяющая центр города с вокзалами Комсомольской площади. С начала 1930-х годов проспект стал застраиваться важными общественными сооружениями, среди которых и здание Центросоюза легендарного французского архитектора Ле Корбюзье. На противоположной стороне улицы в 1933 году по проекту Даниила Фридмана началось возведение комплекса зданий для Метростроя.

Конкурсный проект главного здания Народного Комиссариата Тяжелой Промышленности СССР на Красной площади (арх. Д.Ф. Фридман), 1934 год

Здание главного управления решили строить монументальным и величественным, чтобы обозначить важную роль строителей метро в жизни Москвы 1930-х годов. Сооружение так понравилось Наркому оборонной промышленности Михаилу Кагановичу (брату лидера московских большевиков и метростроевцев Лазаря Кагановича), что тот внёс в правительство предложение передать весь комплекс его наркомату, что и было сделано в 1939 году. Но 16 скульптур метростроевцев в касках с отбойными молотками украшали фасады здания вплоть до середины 1980-х годов, когда они стали разваливаться, то их наконец-то демонтировали.

Здание Метростроя (в 1939 году передано Народному Комиссариату Оборонной Промышленности СССР) на Новокировском проспекте (сейчас – проспект Академика Сахарова)

В Ленинграде на Московском проспекте в 1937-1939 годах по проекту Даниила Фридмана был построен четырёхэтажный Дом Союзпушнины («Дом Пушнины»). История строительства этого здания тесно связана с деятельностью предприятия «Союзпушнина», созданного в 1931 году, – единственного в СССР, занимавшегося организацией и проведением аукционов по продаже пушнины и изделий из меха. Первый пушной аукцион организован в Ленинграде в марте 1931 года, а с 1932 года по 2009год пушные аукционы в Ленинграде – Санкт-Петербурге проводились дважды в год. Первые пушные аукционы в начале 1930-х годов устраивались в различных общественно-исторических зданиях города: в Русском музее, в здании Бывшей фондовой биржи, в Академии художеств, в гостиницах «Астория» и «Европейская». К середине 1930-х годов возникла необходимость в проектировании и постройке нового представительского здания пушных аукционов.

Ленинградский Дом Пушных Аукционов (1939 год)

Дом пушнины был открыт в 1939 году. Богатый уличный фасад Дома пушнины, украшенный хорошо прорисованным центральным портиком и 16 коринфского ордера колоннами, отделан мраморной крошкой с введением в толщу её слюдяных пластинок, которые дают приятный блеск при солнечном освещении и оживляют матово-серую фактуру фасада. Залы первого этажа, так же как и полуциркуль над аукционным залом, в основном предназначаются для производственных целей – разборки, сортировки и хранения мехов. Залы сообщаются подъёмниками и лестницами с подвалом, где располагаются холодильные склады (хранение пушнины требует температуры около 4°С).

«Дом пушнины» в Санкт-Петербурге

В 1938-1939 годах Даниил Фридман также занимался проектами реконструкции Котельнической набережной и набережной имени Максима Горького. В 1941–1945 годах – главный архитектор Омска, член Комиссии технических исследований Наркомата строительства СССР. После 1945 года – работал в Управлении по делам архитектуры при Совете Министров СССР.

Архитекторы Глеб Глущенко и Даниил Фридман в мастерской за работой над макетом Дома промышленности и торговли в Свердловске

Все изображения взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Stanislav_Chernec_130 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Stanislav_Chernec_130
Участник

Вот откуда «километровые» дома своё плавание начали…