Представитель архитектурного рационализма Даниил Фридман внёс большой вклад в развитие отечественной авангардной архитектуры. Самый плодотворный период его творчества пришёлся на 1920–1930-е годы – время активных поисков новых конструктивных форм и образных решений. В то время как Алексей Щусев и Иван Жолтовский, придерживающиеся классической традиции, с энтузиазмом копировали античные и ренессансные фасады, вчерашние конструктивисты были заняты освоением классики во имя создания оригинального стиля. Своя классика, вполне в духе европейского ар-деко, рождалась в странных и неожиданных сочетаниях классических, неклассических и модернистских элементов.
Один из самых изобретательных архитекторов постконструктивизма Даниил Фёдорович Фридман родился 27 июля 1887 года в Одессе. Окончил архитектурное отделение Одесского художественного училища, затем в 1915 году, архитектурный факультет Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В студенческие годы работал помощником у различных архитекторов. Участвовал в конкурсах Московского архитектурного общества, получил ряд премий. В 1912 году, ещё во время учёбы, спроектировал и построил доходный дом в Малом Казённом переулке в Москве. В 1923–1930 годах Даниил Фридман проектировал рабочие поселки в Ташкенте и в Москве. С 1927 года преподавал в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) и МАРХИ.
В 1929–1930 годах в городе Иваново по проекту Даниила Фридмана были построены два жилых дома – это один из лучших примеров советского зодчества тех лет, в остром и динамичном решении которого проявились новаторские символико-романтические поиски, близкие архитектуре рационализма. Многоквартирный кирпичный дом состоит из двух перпендикулярно стоящих корпусов, расположенных на угловом участке при пересечении проспекта Ленина с улицей Шестернина. Пятиэтажный протяженный корпус, выходящий на площадь, играет главенствующую роль в объёмно-пространственной композиции. Его облик напоминает корабль: на правом фланге плавно скругленная стена, которая подходит к остро скошенному торцу здания, имитирует носовую часть, а восьмиэтажная башня на противоположном торце – корму. Трактовка всех элементов уличного фасада подчинена общему замыслу: широкая полоса витрин на первом этаже зрительно отделяет массу корпуса от земли, две галереи балконов с металлическими поручнями опоясывает фасад подобно палубам, маленькие балкончики других этажей со сплошным бетонным ограждением, окрашенным в белый цвет, напоминают мостики и т.д.
В 1928–1931 годах Даниил Фридман входил в объединение АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов). В 1928 году вместе с Николаем Ладовским и другими единомышленниками организовал Объединение архитекторов-урбанистов (АРУ). После ликвидации АРУ входил в состав Правления Московское областное отделение Всесоюзного архитектурно-научного общества (МОВАНО). В 1930 году возглавлял архитектурно-проектную мастерскую №5 Моссовета. Под его руководством работали известные архитекторы П.А. Александров, И.А. Длугач, И.И. Ловейко, Е.А. Иохелес, Д.М. Коган, Л.О. Гриншпун, А. Люрса, А.И. Каплун и Л.Н. Павлов.
По проектам Даниила Фридмана построены здания жилых домов на Ленинградском шоссе (1925–1926) и комплекс зданий Министерства авиационной промышленности (1933–1934). В 1935 году по проекту Даниила Фридмана сооружено здание электроподстанции метрополитена на улице Герцена (сейчас – Большая Никитская улица) и совместно с архитектором Иосифом Ловейко наземный вестибюль станции метро «Дзержинская» (сейчас – «Лубянка»).
В середине 1930-х годов по типовому проекту Даниила Фридмана построены четырёхэтажные школы на 820 учащихся на Русаковской улице, в Дангауэровке, в районе Шаболовки, на 2-й Бресткой улице и др.
Новокировский проспект (сейчас – проспект академика Сахарова) трактовался в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года как магистраль, соединяющая центр города с вокзалами Комсомольской площади. С начала 1930-х годов проспект стал застраиваться важными общественными сооружениями, среди которых и здание Центросоюза легендарного французского архитектора Ле Корбюзье. На противоположной стороне улицы в 1933 году по проекту Даниила Фридмана началось возведение комплекса зданий для Метростроя.
Здание главного управления решили строить монументальным и величественным, чтобы обозначить важную роль строителей метро в жизни Москвы 1930-х годов. Сооружение так понравилось Наркому оборонной промышленности Михаилу Кагановичу (брату лидера московских большевиков и метростроевцев Лазаря Кагановича), что тот внёс в правительство предложение передать весь комплекс его наркомату, что и было сделано в 1939 году. Но 16 скульптур метростроевцев в касках с отбойными молотками украшали фасады здания вплоть до середины 1980-х годов, когда они стали разваливаться, то их наконец-то демонтировали.
В Ленинграде на Московском проспекте в 1937-1939 годах по проекту Даниила Фридмана был построен четырёхэтажный Дом Союзпушнины («Дом Пушнины»). История строительства этого здания тесно связана с деятельностью предприятия «Союзпушнина», созданного в 1931 году, – единственного в СССР, занимавшегося организацией и проведением аукционов по продаже пушнины и изделий из меха. Первый пушной аукцион организован в Ленинграде в марте 1931 года, а с 1932 года по 2009год пушные аукционы в Ленинграде – Санкт-Петербурге проводились дважды в год. Первые пушные аукционы в начале 1930-х годов устраивались в различных общественно-исторических зданиях города: в Русском музее, в здании Бывшей фондовой биржи, в Академии художеств, в гостиницах «Астория» и «Европейская». К середине 1930-х годов возникла необходимость в проектировании и постройке нового представительского здания пушных аукционов.
Дом пушнины был открыт в 1939 году. Богатый уличный фасад Дома пушнины, украшенный хорошо прорисованным центральным портиком и 16 коринфского ордера колоннами, отделан мраморной крошкой с введением в толщу её слюдяных пластинок, которые дают приятный блеск при солнечном освещении и оживляют матово-серую фактуру фасада. Залы первого этажа, так же как и полуциркуль над аукционным залом, в основном предназначаются для производственных целей – разборки, сортировки и хранения мехов. Залы сообщаются подъёмниками и лестницами с подвалом, где располагаются холодильные склады (хранение пушнины требует температуры около 4°С).
В 1938-1939 годах Даниил Фридман также занимался проектами реконструкции Котельнической набережной и набережной имени Максима Горького. В 1941–1945 годах – главный архитектор Омска, член Комиссии технических исследований Наркомата строительства СССР. После 1945 года – работал в Управлении по делам архитектуры при Совете Министров СССР.
Все изображения взяты из открытых источников.
Вот откуда «километровые» дома своё плавание начали…