14 марта 2021, 10:00

Георгий Крутиков – один из главных революционеров советской архитектуры. В 1928 году на защите дипломных работ в ВХУТЕИН он представил совершенно невероятный для того времени проект «летающего города». Молодой архитектор, вдохновленный работами Константина Циолковского, предложил оставить землю для труда, отдыха и туризма, а все жилые помещения перенести в парящие в воздухе облака – коммуны.

Архитектор Георгий Крутиков

Георгий Тихонович Крутиков родился 4 апреля 1899 года в Воронеже. В августе 1908 года он поступил в мужскую гимназию, где серьезно увлёкся живописью: с удовольствием рисовал и оформлял рукописные журналы. Рисунки Крутикова даже посылали в Москву на выставку. В гимназии он заинтересовался авиацией и даже посвятил этой теме статью «Воздухоплавание». После окончания учебы 18-летний юноша устроился санитаром в эпидемический отряд местного Горздравотдела, а затем работал телефонистом в Воронежское управление военных сообщений Южного фронта. В 1919 году Георгий Крутиков уехал в Москву, где занимался живописью во Вторых свободных государственных художественных мастерских (СГХМ), учился у авангардиста Казимира Малевича. Затем вернулся в Воронеж, чтобы помочь организовать там первую в городе художественную школу. Позже Воронежские СГХМ обрели статус высших – в 1921 году появились живописные и скульптурные факультеты. Здесь Георгий Крутиков успел попробовать свои силы и в преподавательской деятельности. В 1922 году он вместе с другими художниками направили в Москву продолжить образование в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС).

Жилой комплекс «Трудовая Коммуна» проекта Георгия Крутикова «Город будущего» (1928)

В Москве уже опытный преподаватель и талантливый организатор Георгий Крутиков познакомился с архитектором Николаем Ладовским. Одновременно с учебой в ВХУТЕМАС он работал в его психотехнической лаборатории и первом авангардном архитектурном объединении – Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА). В 1928 году на защите дипломных работ в ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт) Георгий Крутиков представил совершенно невероятный для того времени проект «летающего города». Он предложил оставить землю для труда, отдыха и туризма, а все жилые помещения перенести в парящие в воздухе облака – коммуны.

Летающая кабина из проекта Георгия Крутикова «Город будущего» (1928)

Во время учёбы в ВХУТЕМАС/ВХУТЕИН молодой архитектор интересовался астронавтикой, полётами в стратосферу, переписывался с Константином Циолковским и даже пытался сконструировать салон дирижабля. Георгий Крутиков считал, что будущее за кинетической архитектурой – домами, которые смогут двигаться. Так в 1928 году появился его дипломный проект «Город будущего», который вызвал общественный резонанс в архитектурном сообществе. Молодой архитектор предложил привязывать промышленные здания к земле – на горизонтальную поверхность, а на вертикальную, парящую в воздухе, – жильё. Жители городов перемещались бы в пространстве в летающих кабинах. Такая жилая ячейка на одного человека с мебелью-трансформером и эластичными стенами – своего рода ретрофутуристический аналог дома на колесах. Кабина приспособлена для кратковременного автономного проживания и может свободно стыковаться с любым парящим зданием. Сторонники считали этот проект весомым явлением в архитектурном авангарде, а противники – чрезмерной фантазией. Сам Георгий Крутиков не сомневался в своей идее: он полагал, что атомная энергия в будущем могла бы с легкостью поднимать здания ввысь.

Транспортная карта «Тройка» и билет «Единый», выпущенные к открытию выставки «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» в Музее Москвы, с изображением летающей кабины из проекта Георгия Крутикова «Город будущего»

В 1926 году Георгий Крутиков окончил архитектурный факультет ВХУТЕИНа. Будучи архитектором и научным сотрудником Мосстроя и Гипрогоры, он выполнил конкурсные проекты маяка – памятника Христофору Колумбу, города-коммуны «Автострой», Большого театра в Свердловске. Затем перешел в Архитектурно-проектную мастерскую Моссовета №3, где работал под руководством советского архитектора Ивана Фомина. Многие здания 1930-х годов Георгий Крутиков построил в стилистике постконструктивизма: его вдохновляли формы и детали классических архитектурных ордеров, которые он умело вписывал в авангардные проекты. В это время он спроектировал семь школ в разных районах Москвы и жилой дом в Новоспасском переулке.

Один из вариантов проекта станции «Парк Культуры и Отдыха» (арх. Георгий Крутиков, Валентин Попов)

В середине 1930-х годов Георгий Крутиков вместе с Валентином Поповым, архитектором из команды Николая Ладовского, разработал проект станции метро «Парк культуры имени Горького» (сейчас – «Парк Культуры»-радиальная). В её архитектуре показателен характерный для постконструктивизма приём – классические ордерные формы и детали, применяемые в авангардном по своей структуре здании, не заимствуются из классики напрямую, а «сочиняются» заново, не повторяя уже известные образцы.

Проект южного вестибюля станции «Крымская площадь» («Парк Культуры»)

В 1939 году Георгий Крутиков заочно окончил аспирантуру при Академии архитектуры. Его пригласили в Комиссию по изучению, охране и реставрации памятников архитектуры. В 1930–40-е годы в Москве проходила масштабная перестройка: прокладывали широкие транспортные магистрали, строили мосты и метро, увеличивали значимые в городе площади и улицы. В ходе этой реконструкции пострадало много исторических строений, хотя они и находились под государственной охраной. В 1940 году Георгий Крутиков выступил на VII пленуме правления Союза советских архитекторов СССР, где доказал, что с 1917 по 1940 год в Москве уничтожили половину памятников русской архитектуры.

Станция «Парк Культуры и Отдыха». Наземный вестибюль. Перспектива лестницы (арх. Георгий Крутиков, Валентин Попов)

«Необходимо обратить внимание органов охраны памятников на полное отсутствие элементарных мер по популяризации ценных архитектурно-исторических памятников Москвы. Необходимо установить на каждом охраняемом архитектурно-историческом памятнике Москвы мемориальную доску с обозначением названия памятника, даты его возникновения, его строителей и его архитектурно-исторической ценности, а также адреса госоргана, на охране которого он состоит», – с таким заявлением Георгий Крутиков выступил на VII пленуме правления Союза советских архитекторов СССР

Несохранившейся южный вестибюль станции «Парк Культуры» (арх. Георгий Крутиков, Валентин Попов). В 1949 году этот вестибюль был разобран, а год спустя на его месте был открыт объединённый вестибюль для станций двух линий.

После Великой Отечественной войны Георгий Крутиков продолжил свою деятельность в сфере охраны памятников: он разработал проекты реставрации Новоспасского монастыря, Крутицкого подворья, Печатного двора, Славяно-греко-латинской академии. Чтобы снести какое-либо здание, нужна была подпись Крутикова, но он до конца боролся за сохранение каждого из них. В начале 1950-х годов Георгию Крутикову предложили уйти с должности начальника созданной им Инспекции по государственной охране памятников архитектуры, назначив нового руководителя. Он принял решение остаться при инспекции заместителем начальника, чтобы быть полезным делу. В конце концов, Георгия Крутикова увольняют с работы на основании подтасованных против него фактов. В 1958 году у него случился сердечный приступ и 3 марта 1958 года он скончался.

Парящий макет «летающего города» Георгия Крутикова на выставке «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» в Музее Москвы

К 100-летию создания в Москве Высших художественно-технических мастерских – главного творческого института страны, определившего путь дизайнерского образования в России в XX веке, Музей Москвы подготовил масштабную экспозицию «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда». На выставке, рассказывающей о ВХУТЕМАСе, как о родоначальнике современных художественных, дизайнерских, архитектурных, текстильных, полиграфических и художественных вузов, в том числе представлены проекты Георгия Крутикова.

Все изображения взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Светлана Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Светлана
Гость
Светлана

Видела его работы на выставке ВХУТЕМАС, очень необычные идеи!