29 августа 2020, 10:00

Владимир Щуко был великим мастером. Его творчество отличается последовательностью, с которой он использовал принципы и приёмы классического наследия, усвоенные в юности, но воспринятые не буквально, а творчески. Он не был догматиком, его путь – это длительный поиск, проверка, отбор и совершенствование. Далеко не все его работы были удачны, но те, что были осуществлены, неизменно привлекают своей монументальностью, импозантностью, благородной сдержанностью, как бы ни менялись взгляды и моды в архитектуре. Это – удел подлинных художников.

Архитектор Владимир Щуко

Владимир Алексеевич Щуко родился 5 июля 1878 года в Берлине, в семье отставного военного. Вскоре после его рождения родители вернулись в Россию и поселились в Тамбове. С ранней юности будущий архитектор интересовался рисованием, поэтому в 1896 году, после окончания учебы в Тамбовском реальном училище, он переехал в Петербург и поступил на архитектурное отделение Академии художеств, в мастерскую Леонтия Бенуа. Кроме архитектуры Владимир Щуко всерьез увлекался живописью и скульптурой. Он брал дополнительные уроки: живописи его обучал Илья Репин, рисунку – Лев Бруни, занятия по гравюре вёл Василий Матэ, а скульптуре молодой архитектор учился в мастерской Владимира Беклемишева. Кроме этого, Владимир Щуко интересовался театральным искусством и даже некоторое время играл в Художественном театре. Он также создавал декорации и костюмы к постановкам: оформил спектакли в Большом драматическом театре, «Привале комедиантов» и «Старинном театре» в Петербурге, Малом театре в Москве. Всего за свою жизнь архитектор-художник создал эскизы к 43 театральным постановкам.

Эскиз к спектаклю БДТ «Дон Карлос» (1919 год)

Несмотря на широкий круг интересов, главным делом Владимира Щуко оставалась архитектура. В 1904 году он окончил Академию и представил в качестве дипломной работы проект «Дворец наместника на Дальнем Востоке». Стиль проекта был заявлен как русский ампир, однако в нём уже прослеживалась концепция петербургской неоклассики – направления, в котором архитектор работал значительную часть жизни. За дипломный проект Владимир Щуко получил звание художника и право поездки за границу – её полностью оплачивали из государственной казны. Во время путешествия он побывал в Афинах, Стамбуле и Риме. Владимир Щуко создал целую серию рисунков, которые представил в России на собственной выставке. В 1906 году архитектор снова выехал за границу, но на этот раз побывал только в Италии. Он прожил там почти год, особенно подолгу задерживался в Мантуе, Риме и Венеции. Вернувшись в 1907 году в Петербург, он вновь организовал выставку, которая имела колоссальный успех.

Жилой дом на Каменноостровском проспекте в Санкт-Петербурге

Первой осуществленной работой 1907-1911 годов были интерьеры «Café de France» (совместно с архитектором Александром Таманяном) и кафе в Европейской гостинице в Петербурге. В этих произведениях заметно влияние стиля модерн и художественных концепций «Мира искусства». В последующих работах (проекты особняка Левшина, дом-вилла для юга России) характерен переход к архитектуре, основанной на строгих классических принципах. Первыми крупными архитектурными проектами Владимира Щуко стали два доходных дома. Он построил их для военного инженера Маркова в 1907 году на Каменноостровском проспекте в Петербурге. Оба здания выполнены в неоклассическом стиле. Архитектор воплотил в них необычный замысел: продлил колонны во всю высоту фасада, а между ними расположил эркеры. Такая конструкция должна была выглядеть громоздкой и тяжеловесной, однако оба здания получились строгими и элегантными. В одном из этих домов располагалась квартира самого Владимира Щуко. Там же находилась творческая мастерская, где он проводил занятия для молодых архитекторов.

Памятник Ленину у Финляндского вокзала

В 1911 году Щуко спроектировал русские павильоны для Выставки изящных искусств в Риме и Международной торгово-экономической выставки в Турине. Эти проекты принесли ему международную славу и звание академика архитектуры, благодаря чему Владимир Щуко стал одним из самых востребованных архитекторов своего времени. Революция 1917 года мало повлияла на деятельность Владимира Щуко: он принял новую власть, по-прежнему работал над проектами и преподавал в Архитектурном институте, ректором которого был с 1913 года. Также художник рисовал политические карикатуры для различных изданий, создавал памятники вождям революции в Одессе и Петрограде, работал театральным художником-оформителем.

Проект Академического театра драмы имени Максима Горького в Ростове-на-Дону

С 1918 года Владимир Щуко стал работать в соавторстве со своим бывшим студентом – архитектором Владимиром Гельфрейхом. Первой их совместной работой стал павильон иностранного отдела Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве 1923 года. По другому их проекту в том же году были сооружены пропилеи Смольного – парадный подъезд, образованный двумя пятиколонными портиками в римско-дорическом стиле. Это было первое монументальное сооружение, возведенное в Петрограде после прихода советской власти. Один из самых известных памятников, разработанных Щуко и Гельфрейхом, – фигура Ленина у Финляндского вокзала, установленная в 1926 году.

Библиотека имени Ленина (проект)

С середины 1920-х годов Щуко и Гельфрейх стали работать в манере советского конструктивизма. В этом архитектурном стиле они спроектировали Дворец труда в Иванове, Драматический театр имени Горького в Ростове-на-Дону и самую масштабную работу – здание Библиотеки имени Ленина в Москве.

Главное здание Российской государственной библиотеки (Государственной библиотеки СССР имени Ленина) в Москве

На сложном участке авторы спроектировали монументальный, запоминающийся комплекс новой Москвы. Условия участка обусловили угловой приём его объёмно-планировочной композиции. Главный вход, возвышающийся над террасами, приподнятыми над уровнем прилегающих улиц, пространственно организует этот ответственный градостроительный узел.

Дворец Советов. Проект. Вариант. (1933 год)

Последние годы своей жизни Владимир Щуко посвятил работе над проектом Дворца Советов в Москве. Его соавтором вновь был Владимир Гельфрейх. В двух открытых конкурсах проектов Щуко и Гельфрейх не участвовали. Они представили свой вариант лишь на третий, закрытый отбор, проходивший в 1932 году. Утверждена была работа Бориса Иофана, однако правительство решило объединить усилия всех трёх архитекторов. Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире, но реализовать проект не удалось: началась война. Конструкции здания использовали для более важных строек, например мостов. После войны все силы и средства были направлены на восстановление страны, а проект Щуко, Гельфрейха и Иофана заморозили.

Главный павильон Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1937 год)

Осуществленные произведения последних лет жизни Владимира Щуко прочно вошли в историю советской архитектуры. Это большой Каменный мост в Москве, виадук в Сочи и станция метро «Электрозаводская». Работу над проектом станции «Электрозаводская» Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх начали в 1937 году. К проектированию они привлекли и своего ученика Игоря Рожина. К сожалению, участие Владимира Щуко в работе прервалось в связи с его преждевременной смертью в 1939 году.

Проект интерьера наземного вестибюля станции «Электрозаводская» (1938 год)

Станцию «Электрозаводская» отличает единство светового решения и пластики архитектурной формы. Изначально образ подземного зала и вестибюля станции связывался с расположенным вблизи Московским электроламповым заводом. Портреты основоположников электротехники, украшающие наземный вестибюль, – отголосок как раз довоенного проекта. Кстати, все учёные здесь изображены с атрибутами своих открытий: Вильгельм Гильберт (ввёл в науку термин «электричество») – с шаром из янтаря, Бенджамин Франклин – с громоотводом, Майкл Фарадей – с прототипом электрической машины, Александр Попов – с грозоотметчиком, Павел Яблочков – со свечой Яблочкова, Михаил Ломоносов – с пером и бумагой.

Эскиз к проекту станции «Электрозаводская»

С началом войны работа над проектом прекратилась и возобновилась только в 1943 году, когда актуальной стала тема героического труда народа в борьбе с захватчиками. Именно эту тему представляют горельефы-метопы пилонов подземного зала. Их выполнил талантливый скульптор Георгий Мотовилов по схематичным наброскам архитекторов. Фигуры людей на метопах должны были быть соразмерны пилонам, поэтому каждая выступающая деталь скульптуры, будь то воротник или локоть, не должна была входить в противоречие с вертикалью пилона. С этой задачей скульптор прекрасно справился: контуры фигур подчеркивают прямоугольный строй метопы.

Проект станции «Электрозаводская», перспектива центрального зала (1937 год)

Но самая выдающаяся отличительная особенность «Электрозаводской» – это освещение: свет на льётся из 318 алюминиевых куполов с матовой внутренней отражающей поверхностью, размещенных в шесть рядов вдоль всего свода центрального зала станции. Идею «утопить» светильники в кессонах на своде предложил ещё в самом начале проектирования Владимир Щуко.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о