28 марта 2020, 10:00

Борис Иофан принадлежал поколению архитекторов, творческая деятельность которого широко развернулась в период поисков новых принципов зодчества, связанных с развитием техники XX века и стремлением пластическими средствами выразить идеи социального прогресса, гуманизма и демократии. Зодчий глубоко знал и любил классическое искусство, но считал, что изучать и знать старое нужно лишь для того, чтобы идти вперед.

Архитектор Борис Иофан

Борис Михайлович Иофан родился в 1891 году в Одессе. В 12 лет он поступил в Одесское художественное училище. На первых порах обучения он охотно брал уроки мастерства у живописцев Ладыженского и Костанди, а затем его любимым наставником становится скульптор гарибальдиец Иорини – один из основателей училища. Не случайно проект загородного дома (последний перед выпуском), решенный молодым архитектором в очень сдержанной манере, без обязательных тогда аксессуаров традиционного декора, читается как фон для скульптуры. После окончания училища Борис Иофан переезжает в Санкт-Петербург, где работает на стройках в качестве помощника у ряда столичных архитекторов.

Борис Иофан. Дворец Мира. Дипломный проект (1916 год)

В 1914 году Борис Иофан уехал в Италию. Окончание художественного училища дало ему право поступить сразу на третий курс Высшего института изящных искусств в Риме. Большой след в жизни Иофана оставил архитектор Армандо Бразини, его будущий соперник в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве. В 1916 году Иофан успешно закончил Высший институт изящных искусств и начал работать самостоятельно. Он много строит в Италии (Рим, Аквиль, Тиволи, Тоскана и др.). В Италии он встретил свою будущую жену — герцогиню Ольгу Сассо-Руффо. Архитектор снимал комнаты на ее вилле. Между ними возникла симпатия, и вскоре пара обвенчалась.

Жилые дома на Русаковской улице

Незадолго до возвращения на Родину Борис Иофан спроектировал в Италии первое за рубежом Посольство СССР (1923). Скульптурная композиция, завершавшая это здание, выражала основополагающую идею советского государства – союз рабочих и крестьян. В 1924 году Иофан вернулся в Советский Союз. С жаром человека, истосковавшегося по Родине, архитектор включился в восстановление народного хозяйства. Он уезжает в Донбасс, проектирует и строит там рабочий поселок Штеровской электростанции. В этом поселке, а затем в жилых домах по Русаковской улице в Москве, можно проследить его стремление ответить на новые социальные условия. Так, он компонует жилые дома не изолированно друг от друга, а в едином комплексе, с озелененными открытыми дворами. В народе дома Русаковской улице прозвали «итальянскими» за изящные арки, небольшие круглые балконы и высокие узкие окна, характерные для архитектуры южной Италии.

Строительство Первого Дома Советов

При проектировании и строительстве огромного жилого массива по улице Серафимовича в Москве («Дом на набережной», 1928–1931), архитектор смело ищет и находит новые приемы. Тесный участок, зажатый между каналом и рекой, на котором предстояло разместить своего рода фаланстер (более пятисот квартир, клуб, кинотеатр, спортзал, библиотеку, универмаг, столовую, детский сад, ясли, механическую прачечную), предопределил многоэтажный характер композиции. В сложных условиях архитектор сумел найти новое объемно-пространственное решение. Весь комплекс был запроектирован из зданий-блоков, сгруппированных вокруг трех внутренних открытых дворов, связанных между собой высокими проездами. Крупные помещения общественного назначения выделены отдельными объемами и ясно читаются на фоне жилой части всего сооружения.

Писатель Юрий Трифонов в своей книге воспоминаний назвал его «Дом на набережной» – так и повелось с тех пор

Включенный в общий массив дома кинотеатр «Ударник» свободен от недостатков, свойственных встроенным или пристроенным помещениям данного назначения, и по своей архитектуре и инженерному решению является новаторским произведением первых лет становления советского зодчества. Архитектура кинотеатра, подчеркивающая его назначение и особенности, не растворяется в архитектуре жилой части комплекса, а становится элементом, организующим пространство. План зрительного зала решен в форме трапеции, суживающейся к экрану. Амфитеатровым прием размещения 1500 зрителей создает одинаковые условия видимости со всех мест. Кинозал перекрыт железобетонным арочным сводом большого пролета. Новаторское решение дополнено устройством, позволяющим при желании раскрыть крышу и демонстрировать фильмы под открытым небом.

Жилой массив на улице Серафимовича («Дом на набережной»)

В период постройки этого крупного объекта по проектам Иофана сооружались также: здание опытной станции Химического института им. Карпова (1927), часть комплекса Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева (1929–1932), подмосковный санаторий «Барвиха» (1929–1935), представляющий одну из больших его удач. С 1931 года начинается почти двадцатипятилетний период интенсивной творческой деятельности мастера в области проектирования и строительства монументальных сооружений. Иофан принимает активное участие в конкурсах на проект Дворца Советов, неизменно лидируя на всех этапах (высшая премия на Всесоюзном открытом и решение о принятии в основу окончательной разработки сооружения его проекта – на заключительном конкурсе в мае 1933г.).

В 1934 году лучшим проектом Дворца Советов был признан проект Бориса Иофана, выполненный вместе с архитекторами Владимиром Щуко и Владимиром Гельфрейхом

Благодаря принципиальной схеме, характерной для русской архитектуры – ярусности, выразительной пластике объемов, высотности, – сооружение не подавляло грандиозностью абсолютных размеров, а становилось мощной вертикалью, композиционно объединяющей весь город. В градостроительном отношении зона архитектурного влияния Дворца Советов поддерживалась сооружением ряда высотных зданий, которые создавали новый силуэт столицы и в дальнейшем сказались на масштабе всей ее застройки. Война помешала осуществить Дворец Советов, но его роль в истории советской архитектуры трудно переоценить. О новых эстетических нормах, о том эмоциональном воздействии, которое могло бы иметь это произведение, возможно отчасти судить по другим работам архитектора, воплощенным в натуре в период интенсивного проектирования и строительства Дворца  Советов.

Конкурсный проект Павильона СССР на Международной выставке 1937 году в Париже (1936)

В 1937 году по проекту Иофана сооружен Советский павильон на Международной выставке в Париже (диплом «Гран при», золотая медаль, Государственная премия СССР), а в 1939 – Советский павильон на Международной выставке в Нью-Йорке (архитектору присвоено звание почетного гражданина города). Произведения эти не укладываются в обычные рамки архитектурных сооружений временного типа. В них автор показал умение не только органически связать внутреннее пространство и внешний объем, но в равной мере мастерски заставить работать на архитектурный образ и окружающую среду.

Павильон СССР на Международной выставке в Париже

Так, в обоих павильонах на крайне неудобных участках: в первом случае – чрезмерно узком и вытянутом, во втором – неправильной, ломаной формы, он нашел композиционные решения, превратившие недостатки в преимущества. Анфилада выставочных залов павильона в Париже, была выражена объемами, силуэты которых, нарастая уступами к главному фасаду, сообщали сооружению легкость и динамичность, смело подхваченную стремительными формами скульптуры «Рабочий и колхозница» (скульптор Вера Мухина).

Проект наземного вестибюля станции «Спартаковская» («Бауманская»)

В 1939–1944 годах по проектам Бориса Иофана в Москве построена станция метро. Изначально станция называлась «Спартаковская», архитектор планировал отразить в оформлении тему восстания Спартака в Риме, поставив в нишах скульптуры гладиаторов. Во время Великой Отечественной войны стройку заморозили, а после возобновления работ станцию переименовали в «Бауманскую». Иофан украсил станционные залы скульптурами современников – героев войны и тыла.

Проект станции «Спартаковская» («Бауманская»)

После войны зодчий участвовал в строительстве столичных вузов: проектировал здание Нефтяного института им. Губкина в Москве и выполнил общий архитектурный проект Московского государственного университета. Он предложил композицию Главного корпуса МГУ с высотной центральной частью и декоративными башенками-пинаклями, венчающими четыре более низкие части. Его проект утвердили, но затем решили немного перенести место будущей постройки. Иофан не согласился с изменениями и был отстранен от работы, здание возвел архитектор Лев Руднев.

Проект Главного здания МГУ

В 1960-е годы Борис Иофан работал над проектами типовой застройкой районов Москвы – Сокольников, Измайлово, Марьиной Рощи. Одним из последних осуществленных проектов архитектора стали 16-этажные дома-секции на Щербаковской улице столицы. В основе зданий лежали изготовленные на заводах сборные каркасы из железобетона. Площадь просторных кухонь в домах доходила до 14 кв. метров, они планировались как кухни-столовые, в которых будет проводить время семья, а остальные комнаты – как спальни для отдыха. Улицу застраивали больше 10 лет, проект завершился в 1975 году, незадолго до смерти архитектора.

Архитектор Борис Иофан в мастерской

До последнего дня Борис Иофан продолжал работать, в мастерской или на даче в подмосковном поселке Снегири. Он умер 11 марта 1976 года в построенном им санатории «Барвиха» и был похоронен в Москве.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о