28 февраля 2021, 10:00

Сегодня мы завершаем рассказ о московской архитектурной династии Тарановых-Быковых. Среди работ заслуженного архитектора РФ Андрея Таранова, сына архитекторов Ивана Таранова и Надежды Быковой, нет ни одной станции метро. Но есть много других известных проектов, в том числе – здание Управления Московского метрополитена на проспекте Мира. Традиции семьи, где родители и старшая сестра были архитекторами, атмосфера творчества, в которой вырос Андрей Таранов, предопределили его судьбу. И вот уже собственная семья – жена Ольга Бармаш, архитектор, лауреат Государственной премии, и их дочери Александра и Ксения, тоже архитекторы – успешно продолжают легендарную династию.

Андрей Таранов со своей мамой Надеждой Быковой и сестрой Алёной, конец 1940-х годов
(из собрания А.И. Таранова)

Андрей Иванович Таранов родился 15 февраля 1941 года. В детстве он собирался стать врачом по примеру деда по маминой линии. Но атмосфера, в которой он рос, папины рассказы и его личный пример, и, наконец, поступление в архитектурный вуз старшей сестры Алёны, сыграли свою роль. В 1964 году, сразу после окончания Московского архитектурного института, Андрей Таранов попал в «Гипровуз», а затем перешёл на работу в 15-ю мастерскую Моспроекта, которой руководил Владимир Гинзбург.

Севастопольский приборостроительный институт

Его первым крупным проектом в 1966 году стал Севастопольский приборостроительный институт (совместно c Е.В. Рыбицким, М.И. Янишевской и М.М. Медведевым). Проект получил одобрение известных архитекторов, а коллектив молодых архитекторов наградили поездкой в Японию. Из знакомства с японской архитектурой Андрей Таранов вынес массу впечатлений. Когда в начале 1970-х годов он вместе с Людмилой Колосковой и под руководством Владимира Гинзбурга проектировал здание Института проблем механики Академии наук СССР, то использовал в этой работе некоторые идеи японских архитекторов.

Краснопресненские бани, 1989 год

В середине 1970-х годов Владимир Гинзбург, Людмила Колоскова, Михаил Филиппов и Андрей Таранов приступили к работе над проектом Краснопресненских бань, планируемых к постройке вместо сильно обветшавших Бирюковских бань в районе Красной Пресни. Здание, возведённое по индивидуальному проекту, было стилизовано под архитектуру модерна, а перед главным входом была выстроена девятиметровая кирпичная арка с белокаменной окантовкой, вторящая подковообразной форме мозаичного панно Врубеля, многие годы украшавшего бани на Пресне.

Краснопресненские бани сегодня

Кстати, красный кирпич, который был использован в отделке здания, был в те годы дефицитным материалом и Краснопресненские бани стали одним из двух московских зданий того времени, построенных с его использованием (вместе со знаменитым Театром на Таганке). В работе над проектом архитекторы заимствовали опыт европейских коллег-бруталистов и вдохновлялись проектами архитектора Луиса Кана (в частности, зданием Индийского института управления в Ахмабаде). Краснопресненские бани были оснащены современным оборудованием и могли принять до 180 посетителей одновременно. В них были предусмотрены чайный зал, пивной бар, парикмахерская и массажные кабинеты. Проект был удостоен премии Госстроя СССР.

Дом управления метрополитена в Москве. Фасад на Новокузнецкую площадь, 1940 год. Арх. И.Г. Таранов, Н.А. Быкова
(эскиз проекта из архива А.И. Таранова)

У следующего проекта архитектора богатая предыстория. Дело в том, что планы строительства собственного административного здания руководство Московского метрополитена вынашивало ещё с 1930-х годов прошлого века. Первый проект архитекторов Ивана Таранова и Надежды Быковой появился в 1940 году, но реализован так и не был. Как и проект того же Ивана Таранова, в 50-е годы прошлого века предлагавшего построить здание управления метрополитена в виде мощной двухэтажной аркады, охватывающей собой площадь Белорусского вокзала. В итоге из того замысла был реализован лишь наземный вестибюль станции «Белорусская»-кольцевая. А сотрудники стремительно разраставшегося московского метро продолжали ютиться в небольшом здании на Колокольниковом переулке и в нескольких зданиях, разбросанных по разным уголкам города.

Так первоначально выглядел вестибюль станции «Ботанический сад» («Проспект Мира»-радиальная)

Возможность построить офис метрополитена выпала Андрею Таранову в сотрудничестве с архитекторами Владимиром Гинзбургом и Владимиром Овчинниковым. Здание Инженерного корпуса было возведено в 1978–1982 годах на проспекте Мира. Примечательно, что здание Таранова-младшего оказалось построено на месте сооруженного в 1959 году наземного вестибюля станции «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии, называвшейся до 1966 года «Ботанический сад». Старый вестибюль был частично демонтирован, а на его месте появился внушительных размеров комплекс для инженерных служб метрополитена, сохранивший на первом этаже вход на станцию.

Строительство здания Инженерного корпуса Московского метрополитена, 1979 год
(фото из архива Алексея Гинзбурга)

Инженерный корпус, занявший пространство между проспектом Мира и улицей Гиляровского, и сегодня выглядит как пришелец из другой реальности – стоит особняком среди окружающей его застройки. Фасады Инженерного корпуса оформлены панелями сложной формы – кассетами – из неокрашенного белого бетона. Подобное новаторское решение тогда было продиктовано соображениями экономии: отделку натуральным камнем Московский метрополитен в годы тотальной экономии позволить себе не мог, но и ударить в грязь лицом не хотел – здание управления должно было соответствовать «самому красивому метро в мире». Ритмические ряды окон с бетонными кассетами усиливают ощущение динамики, здание как будто перетекает с переднего плана на задний. Всего в оформлении были использованы 642 кассеты, за установкой каждой из которых Андрей Таранов лично следил, ежедневно находясь на строительной площадке.

Здание управления Московского метрополитена на проспекте Мира, 1982 год

Архитектурные решения, изначально вызванные соображениями экономии, сегодня кажутся остроумными, интересными находками, придающими зданию особый технологичный облик, который уже прочно вжился в канву вечно стремительного проспекта Мира. Руководство метрополитена тогда расположилось в корпусе, выходящем на улицу Гиляровского, а внутренние пространства корпусов, куда не попадал солнечный свет, были отданы под диспетчерские залы, чтобы даже случайные блики не могли отвлечь внимание специалистов, наблюдавших за движением поездов и работой технологического оборудования. Размещение соседнего корпуса над существующим вестибюлем станции метро дало большую экономию места – прямо над ним расположился просторный конференц-зал. Для уменьшения вибрации под залом установили «тюфяк» – полутораметровый слой бетона с резиновыми прокладками.

Инженерный корпус Московского метрополитена, 2016 год
(фото: Денис Есаков)

В середине 1980-х годов Андрей Таранов спроектировал здание Международной телефонной станции на Сущёвском валу в Москве и лечебный корпус Филатовской больницы. 15 февраля 2021 года Андрею Таранову исполнилось 80 лет. Сегодня он – вице-президент Союза московских архитекторов и член президиума СМА. Он активен и принципиален, отстаивая то, во что верит, что ценит и считает полезным для архитектуры.

Ольга Бармаш и Андрей Таранов в рабочем кабинете, февраль 2020 года
(
фото: Владимир Горайчук)

О своей профессии Андрей Таранов говорит так: «Я всему отдавался глубоко и со страстью. Поэтому могу с уверенностью сказать, что архитектор – это любовь. Ты можешь ошибаться, но не можешь быть равнодушным. Преданность архитектуре, этой безумно интересной профессии – вот что важно. Каждый проект – это частичка тебя, частичка твоей души. К моему счастью я в числе тех, кто испытал все эти эмоции, связанные с проектированием и строительством».

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о