27 июня 2020, 10:00

Алексея Душкина называют создателем нового направления архитектуры – подземной урбанистики. Именно он разработал концепцию безоконного подземного пространства и изложил его основные постулаты. Лауреат трёх Сталинских премий – редко кто в Советском Союзе удостаивался такой чести!

Портрет Алексея Душкина (художник Алексей Лактионов)

Алексей Душкин – одна из ярких и самобытных фигур среди деятелей русской архитектуры советского периода. Мощное богатырское телосложение, доброе детское лицо с крупными русскими чертами, ярко-васильковые лучистые, сияющие глаза, копна светлых, почти седых с молодости волос. Образ сказочного богатыря-дитяти и силача-увальня вполне соответствовал натуре этого человека. Его характер во многом был соткан из противоречий: творческая гениальность не мешала милым человеческим слабостям. Титаническое трудолюбие и энергия сочетались в нём с бытовой беспечностью, а горделивая обидчивость художника, знающего себе цену, – с болезненной застенчивостью, особенно в материальных и денежных вопросах. Душкин быть рассеян, капризен и ревнив в домашней жизни, но всегда был сдержан, предельно порядочен и интеллигентен на работе. Он был тонким, впечатлительным и разносторонне одаренным человеком. Любил и ценил музыку, увлекался живописью. Занимался фотографией, экспериментируя с освещением и ракурсами. Алексей Душкин мог трудиться круглыми сутками, забывая о сне и пище, но, когда работа не шла, «залегал на диван» с книгой в руках в поисках вдохновения. Сам он называл себя «всегдашним оптимистом», но настоящим борцом не являлся, и, сталкиваясь с несправедливостью, предпочитал уходить. Творческий облик его можно охарактеризовать понятием «романтик-новатор», ему были присущи широкая эрудиция и повышенная требовательность к себе.

Проект перестройки собора Александра Невского на Миусской площади в Москве под Дворец Радио (Алексей Душкин, Аркадий Мордвинов, Касьян Соломонов. 1933 год)

Алексей Николаевич Душкин родился 24 декабря 1903 года (6 января 1904 года по новому стилю) в селе Александровка Харьковской губернии. После получения домашнего образования он сначала отправился в реальное училище, а в 1921 году поступил в Харьковский мелиоративный институт. Отец хотел, чтобы сын стал химиком, но уже тогда Алексей Душкин мечтал об архитектуре. В 1923 году по настоянию отца он перевёлся на химический факультет Харьковского технологического института. Когда отец умер, то будущий архитектор практически сразу перевелся на инженерно-строительный факультет того же института. Душкин добился зачисления в класс академика архитектуры Алексея Николаевича Бекетова – одного из крупнейших архитекторов юга России и Украины. Алексей Душкин окончил институт в 1930 году, но диплом не получил, поскольку имел задолженность по украинскому языку. После института молодой специалист был направлен в харьковский Гипрогор. Так началась его карьера архитектора. На протяжении жизни Алексей Душкин работал во всех областях архитектуры. Участвовал в проектировании «соцгородов» Донбасса (1930-1932), Автодорожного института в Харькове (1932-1934). Принимал участие во многих архитектурных конкурсах: Дворца Советов (1931-1932), Дворца Радио (1933) и Института Маркса-Энгельса-Ленина (1933), Академического кинотеатра (1936) в Москве и др.

Проект станции «Площадь Революции». Перспектива со стороны платформенного зала (1935)

Эпоха 1930-1950-х годов была очень противоречивой в истории России. С одной стороны, это страшное время массовых репрессий, «железного занавеса», и бытовых лишений, наконец, ужасной войны, в которой советский народ всё-таки победил, несморя на колоссальные трудности и жертвы. С другой стороны, это была вдохновенная эпоха новаторства, научных открытий и технических достижений – эпоха строительного бума, когда на месте двухэтажной дореволюционной Москвы вырастали «сталинские высотки», а под землей прокладывались первые линии самого красивого в мире метро. Именно в сталинскую эпоху СССР стал мировой сверхдержавой не только в военно-политическом смысле, но и в культурном. Советская архитектура утвердилась на международной арене как яркое и своеобразное явление. Вклад Душкина в этот процесс огромен. Именно его станции метро «Дворец Советов» (сейчас – «Кропоткинская», 1935), «Площадь Революции» (1938), «Маяковская» (1938), «Завод имени Сталина» (сейчас – «Автозаводская», 1943) и «Новослободская» (1952) признаны шедеврами на многих международных выставках.

Проект наземного вестибюля станции «Дворец Советов» (Алексей Душкин, Яков Лихтенберг. 1934)

Первой работой Алексея Душкина в московском метро стала станция «Дворец Советов» («Кропоткинская») – совместно с Яковом Лихтенбергом. Станция была открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди. Душкин писал: «Преодоление подземности увенчалось успехом, и на станции ощущается свобода и простор, свойственные эллинским сооружениям». И действительно, кажется, что колонны, как стебли растений, прорастают сквозь поверхность земли и тянутся к свету, который заливает потолок – «небо». В 1937 году за проект станции авторы были награждены почетными дипломами (Diplome d’Honneur) на Международной выставке в Париже. В 1941 году им была присуждена Сталинская премия, а в 1958 году станцию «Кропоткинская» отметили золотой медалью на Международной выставке в Брюсселе.

Проект станции «Дворец Советов» (Алексей Душкин, Яков Лихтенберг. 1935)

Но самое интересное – эта станция, возможно, помогла Алексею Николаевичу выжить. В начале марта 1935 года Алексей Душкин был арестован, отправлен на Лубянку, затем переведен в Бутырскую тюрьму. А в апреле недавно открытое метро посетила правительственная делегация, в которую входил нарком иностранных дел Максим Литвинов и министр иностранных дел Англии лорд Антони Иден. Последний был в восторге. А станция «Дворец Советов» понравилась ему настолько, что он захотел познакомиться с авторами. Через три дня Душкина освободили.

Проект станции «Маяковская». Перспектива центрального зала (1936)

Конечно, метрополитеном творческий путь архитектор не ограничивается. Свою славу Алексей Душкин заслужил не только за умение создать красивые сооружения, но и за серьезный вклад в практику градостроительства. Он много работал с путями сообщений, проектировал мосты и вокзалы и понимал, что здание должно не только поражать внешними эффектами, а быть функциональным. Он всегда умело сочетал красоту декора с общей темой сооружения и качественным конструктивом.

Проект железнодорожного вокзала в Днепропетровске (Алексей Душкин, Ирина Потрубач. 1946-1950)

Помимо станций метро, Алексей Душкин создал целый ряд выдающихся архитектурных объектов. Достаточно назвать «Детский мир» на Лубянской площади. Кроме того, Алексей Николаевич был автором проектов железнодорожных вокзалов в Днепропетровске, Симферополе, Сочи, Евпатории, Брянске. Созданные в начале 1950-х годов, эти творения до сих пор во многом определяют архитектурный облик городов.

Проект железнодорожного вокзала в Сочи (Алексей Душкин, Георгий Аквилёв. 1947–1952)

Отдельная история связана с высоткой на площади Красные ворота. Это 24-этажное административное здание с боковыми крыльями, занятыми квартирами. Архитектор здесь столкнулся с весьма сложной инженерной задачей: из-за слабых грунтов здание неизбежно должно было наклониться и обрушиться. Тогда его начали строить с наклоном в противоположную сторону. Расчёт оказался точным – здание действительно начало отклоняться… пока не заняло строго вертикальное положение!

Первоначальный проект высотного дома МПС у Красных ворот (Алексей Душкин, Борис Мезенцев. 1947)

Как это ни парадоксально, но «хрущевская оттепель», которая облегчила жизнь многим советским людям, страдавшим в лагерях и коммуналках, больно ударила по другим сферам и, в частности, по архитектуре. Душкин выжил во время «большого террора» 1930-х годов, хотя и успел побывать на Лубянке. Он активно работал во время войны, хотя, казалось бы, было не до архитектуры. Новые творческие успехи случались даже в мрачный период начала 1950-х годов, когда велась борьба с «космополитизмом».

Проект здания универмага «Детский мир» (Алексей Душкин, Ирина Потрубач, Георгий Аквилёв. 1953–1957)

Однако карьера архитектора внезапно оборвалась в самом своем расцвете после печально известного постановления ЦК от 1955 года «О борьбе с архитектурными излишествами». Алексея Душкина и нескольких других архитекторов обвинили в «злоупотреблениях украшательством», хотя пресловутые «архитектурные излишества» употреблялись в угоду вкусам Сталина. Обвинения исподволь метили в самого «вождя народов», предвосхищая разоблачение культа личности, произошедшее год спустя. Партийное начальство и сообщество коллег вполне в духе уходящей эпохи «назначило» Душкина и других виноватыми, после чего началась травля на партсобраниях и в печати. Архитекторов фактически выжили из профессии. После такой несправедливости Алексей Николаевич прожил ещё 22 года. Прожил их достойно, как жил и ранее, но в архитектуру так и не вернулся. Кто больше потерял от этого: Алексей Душкин или советская архитектура?

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о