Алексея Душкина называют создателем нового направления архитектуры – подземной урбанистики. Именно он разработал концепцию безоконного подземного пространства и изложил его основные постулаты. Лауреат трёх Сталинских премий – редко кто в Советском Союзе удостаивался такой чести!
Алексей Душкин – одна из ярких и самобытных фигур среди деятелей русской архитектуры советского периода. Мощное богатырское телосложение, доброе детское лицо с крупными русскими чертами, ярко-васильковые лучистые, сияющие глаза, копна светлых, почти седых с молодости волос. Образ сказочного богатыря-дитяти и силача-увальня вполне соответствовал натуре этого человека. Его характер во многом был соткан из противоречий: творческая гениальность не мешала милым человеческим слабостям. Титаническое трудолюбие и энергия сочетались в нём с бытовой беспечностью, а горделивая обидчивость художника, знающего себе цену, – с болезненной застенчивостью, особенно в материальных и денежных вопросах. Душкин быть рассеян, капризен и ревнив в домашней жизни, но всегда был сдержан, предельно порядочен и интеллигентен на работе. Он был тонким, впечатлительным и разносторонне одаренным человеком. Любил и ценил музыку, увлекался живописью. Занимался фотографией, экспериментируя с освещением и ракурсами. Алексей Душкин мог трудиться круглыми сутками, забывая о сне и пище, но, когда работа не шла, «залегал на диван» с книгой в руках в поисках вдохновения. Сам он называл себя «всегдашним оптимистом», но настоящим борцом не являлся, и, сталкиваясь с несправедливостью, предпочитал уходить. Творческий облик его можно охарактеризовать понятием «романтик-новатор», ему были присущи широкая эрудиция и повышенная требовательность к себе.
Алексей Николаевич Душкин родился 24 декабря 1903 года (6 января 1904 года по новому стилю) в селе Александровка Харьковской губернии. После получения домашнего образования он сначала отправился в реальное училище, а в 1921 году поступил в Харьковский мелиоративный институт. Отец хотел, чтобы сын стал химиком, но уже тогда Алексей Душкин мечтал об архитектуре. В 1923 году по настоянию отца он перевёлся на химический факультет Харьковского технологического института. Когда отец умер, то будущий архитектор практически сразу перевелся на инженерно-строительный факультет того же института. Душкин добился зачисления в класс академика архитектуры Алексея Николаевича Бекетова – одного из крупнейших архитекторов юга России и Украины. Алексей Душкин окончил институт в 1930 году, но диплом не получил, поскольку имел задолженность по украинскому языку. После института молодой специалист был направлен в харьковский Гипрогор. Так началась его карьера архитектора. На протяжении жизни Алексей Душкин работал во всех областях архитектуры. Участвовал в проектировании «соцгородов» Донбасса (1930-1932), Автодорожного института в Харькове (1932-1934). Принимал участие во многих архитектурных конкурсах: Дворца Советов (1931-1932), Дворца Радио (1933) и Института Маркса-Энгельса-Ленина (1933), Академического кинотеатра (1936) в Москве и др.
Эпоха 1930-1950-х годов была очень противоречивой в истории России. С одной стороны, это страшное время массовых репрессий, «железного занавеса», и бытовых лишений, наконец, ужасной войны, в которой советский народ всё-таки победил, несморя на колоссальные трудности и жертвы. С другой стороны, это была вдохновенная эпоха новаторства, научных открытий и технических достижений – эпоха строительного бума, когда на месте двухэтажной дореволюционной Москвы вырастали «сталинские высотки», а под землей прокладывались первые линии самого красивого в мире метро. Именно в сталинскую эпоху СССР стал мировой сверхдержавой не только в военно-политическом смысле, но и в культурном. Советская архитектура утвердилась на международной арене как яркое и своеобразное явление. Вклад Душкина в этот процесс огромен. Именно его станции метро «Дворец Советов» (сейчас – «Кропоткинская», 1935), «Площадь Революции» (1938), «Маяковская» (1938), «Завод имени Сталина» (сейчас – «Автозаводская», 1943) и «Новослободская» (1952) признаны шедеврами на многих международных выставках.
Первой работой Алексея Душкина в московском метро стала станция «Дворец Советов» («Кропоткинская») – совместно с Яковом Лихтенбергом. Станция была открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди. Душкин писал: «Преодоление подземности увенчалось успехом, и на станции ощущается свобода и простор, свойственные эллинским сооружениям». И действительно, кажется, что колонны, как стебли растений, прорастают сквозь поверхность земли и тянутся к свету, который заливает потолок – «небо». В 1937 году за проект станции авторы были награждены почетными дипломами (Diplome d’Honneur) на Международной выставке в Париже. В 1941 году им была присуждена Сталинская премия, а в 1958 году станцию «Кропоткинская» отметили золотой медалью на Международной выставке в Брюсселе.
Но самое интересное – эта станция, возможно, помогла Алексею Николаевичу выжить. В начале марта 1935 года Алексей Душкин был арестован, отправлен на Лубянку, затем переведен в Бутырскую тюрьму. А в апреле недавно открытое метро посетила правительственная делегация, в которую входил нарком иностранных дел Максим Литвинов и министр иностранных дел Англии лорд Антони Иден. Последний был в восторге. А станция «Дворец Советов» понравилась ему настолько, что он захотел познакомиться с авторами. Через три дня Душкина освободили.
Конечно, метрополитеном творческий путь архитектор не ограничивается. Свою славу Алексей Душкин заслужил не только за умение создать красивые сооружения, но и за серьезный вклад в практику градостроительства. Он много работал с путями сообщений, проектировал мосты и вокзалы и понимал, что здание должно не только поражать внешними эффектами, а быть функциональным. Он всегда умело сочетал красоту декора с общей темой сооружения и качественным конструктивом.
Помимо станций метро, Алексей Душкин создал целый ряд выдающихся архитектурных объектов. Достаточно назвать «Детский мир» на Лубянской площади. Кроме того, Алексей Николаевич был автором проектов железнодорожных вокзалов в Днепропетровске, Симферополе, Сочи, Евпатории, Брянске. Созданные в начале 1950-х годов, эти творения до сих пор во многом определяют архитектурный облик городов.
Отдельная история связана с высоткой на площади Красные ворота. Это 24-этажное административное здание с боковыми крыльями, занятыми квартирами. Архитектор здесь столкнулся с весьма сложной инженерной задачей: из-за слабых грунтов здание неизбежно должно было наклониться и обрушиться. Тогда его начали строить с наклоном в противоположную сторону. Расчёт оказался точным – здание действительно начало отклоняться… пока не заняло строго вертикальное положение!
Как это ни парадоксально, но «хрущевская оттепель», которая облегчила жизнь многим советским людям, страдавшим в лагерях и коммуналках, больно ударила по другим сферам и, в частности, по архитектуре. Душкин выжил во время «большого террора» 1930-х годов, хотя и успел побывать на Лубянке. Он активно работал во время войны, хотя, казалось бы, было не до архитектуры. Новые творческие успехи случались даже в мрачный период начала 1950-х годов, когда велась борьба с «космополитизмом».
Однако карьера архитектора внезапно оборвалась в самом своем расцвете после печально известного постановления ЦК от 1955 года «О борьбе с архитектурными излишествами». Алексея Душкина и нескольких других архитекторов обвинили в «злоупотреблениях украшательством», хотя пресловутые «архитектурные излишества» употреблялись в угоду вкусам Сталина. Обвинения исподволь метили в самого «вождя народов», предвосхищая разоблачение культа личности, произошедшее год спустя. Партийное начальство и сообщество коллег вполне в духе уходящей эпохи «назначило» Душкина и других виноватыми, после чего началась травля на партсобраниях и в печати. Архитекторов фактически выжили из профессии. После такой несправедливости Алексей Николаевич прожил ещё 22 года. Прожил их достойно, как жил и ранее, но в архитектуру так и не вернулся. Кто больше потерял от этого: Алексей Душкин или советская архитектура?
Все изображения взяты из открытых источников.
Оставить комментарий