11 февраля 2020, 15:15

Отгремели гимны московской Олимпиады, а «временная замена» вагонам нового поколения – «номерной» – прочно обосновался в цехах машиностроительных заводов для серийного производства. К тому времени уже были отгружены партии 81-717/714 разных модификаций в метрополитены Праги и Будапешта. Совершенствовалась конструкция и доводилось до ума электрооборудование. Одновременно с этим продолжались работы по подготовке вагонов типа И. В 1985 году были построены вагоны третьего выпуска, но им так и не суждено было стать серийными. В итоге, после нескольких безуспешных попыток доработки этот проект был свернут. Формально из-за того, что алюминиевый кузов не удовлетворял возросшим требованиям противопожарной безопасности, а фактически из-за несовершенства конструкции. Однако, полученный опыт послужил хорошей базой для создания вагонов будущего.

В 1987 году на Мытищинском машиностроительном заводе началось проектирование вагонов принципиально новой конструкции, отталкиваясь от наработок, полученных при испытаниях вагонов типа И. Основными новшествами стали: асинхронные тяговые двигатели, кузов из нержавеющей стали, новая конструкция тележек с пневморессорным подвешиванием в центральной ступени и третьим классом тягового привода, микропроцессорная система автоматического управления и диагностики, аварийный эвакуационный трап из кабины управления, принудительная вентиляция и информационные табло в салоне. Эти конструкторские решения дали возможность упростить ремонт, снизить эксплуатационные расходы и предвещали большое будущее зарождавшейся серии вагонов.

«Яуза» на площадке ВНИИЖТ

В 1993 году президенту России Ельцину, премьеру Черномырдину и мэру Москвы Лужкову на станции «Полежаевская» был представлен состав из вагонов нового поколения 81-720/721 «Яуза». Несмотря на шагнувший вперед прогресс, вагоны эти представляли собой компромисс, достигнутый путем слияния различных наработок прошлого. Задуманные, как современный подвижной состав с асинхронным приводом, реализованы они были несколько иначе. Из-за проблем различного характера вагоны с все еще с коллекторными двигателями, но уже с тиристорно-импульсным управлением, повезли своих первых пассажиров. Поездка была непродолжительной по сравнению с последующими испытаниями и наладкой. В 1995 году началась обкатка вагонов, планировалось запустить их в пассажирское движение к юбилею столицы, в 1997 году. Но только 11 июля 1998 года первый поезд начал регулярные перевозки на Люблинской линии.

Б. Ельцин, В. Черномырдин и Ю. Лужков в салоне «Яузы»

В начале 1999 года в депо «Печатники» поступил первый серийный состав, а в мае второй. К осени они вышли на линию. Попытки по установке на «Яузу» асинхронного привода не заканчивались, достичь успеха всё же удалось, но случилось это позже.

Тем временем, потребность в обновлении парка подвижного состава все возрастала. В 1995 году закончилась эксплуатация вагонов типа Д, подходили сроки и у первых вагонов типа Е. А вменяемой замены им так и не было. Задача заключалась не только в обновлении парка, но и в экономии средств на приобретение новых вагонов, в конце концов, вагоны прошлых лет с заложенным в них запасом прочности, после проведения ремонтных работ капитального объема, могли еще долгое время выполнять заданные объемы перевозок. А решение лежало на поверхности: модернизация уже хорошо освоенных в серийном производстве вагонов серии 81-717/714. Так начали появляться модификации с присвоением к основному различных индексов.

В 2000 году был построен опытный состав 81-720А/721А «Яуза», на котором проводились испытания асинхронного тягового привода различных производителей, но каких бы то ни было значимых результатов добиться по прежнему не удавалось.

81-720/721 «Яуза»

27 декабря 2003 года была открыта Бутовская линия. Пассажиров по ней повезли вагоны совершенного нового типа – 81-740/741 «Русич». Самым большим отличием стала компоновка: выполненный из нержавеющей стали кузов, состоит из двух секций и опирается на три тележки. К новшествам также необходимо отнести асинхронный тяговый привод Alstom, прислонно-сдвижные двери, систему обогрева и вентиляции салона, комплексную систему управления двигателями и вспомогательным оборудованием.

Построенные в 2002 году первые опытные вагоны начали проходить испытания сначала на экспериментальном кольце ВНИИЖТ, а потом в электродепо «Варшавское». Первые два вагона 0001 и 0002 были названы заводом изготовителем «Скиф», но это не понравилось руководству города и в газете «Московский комсомолец» был объявлен конкурс на лучшее название. Кроме впоследствии присвоенного имени «Русич» были такие варианты: «Тройка», Сколопендра» и «Семь-сорок». Последнее, скорее всего, отсыл к цифровому обозначению серии – 81-740.

Пройдя боевое крещение пассажирами и морозами, были выявлены «детские болезни» серии, внесены некоторые изменения, основным из них стала замена комплекта тягового привода на отечественный, и вагоны получили индекс 81-740А/741.А. Последующее улучшение конструкции вагонов привело к появлению и других индексов.

И только после того, как было налажено серийное производство вагонов «Русич» с отечественным комплектом асинхронного тягового привода КАТП-1, попытка подружить «Яузу» с асинхронными двигателями увенчалась успехом. В 2004 году построены четыре семивагонных состава 81-720.1/721.1, которые поступили в эксплуатацию на Люблинскую линию. Однако из-за проблем с внедрением этих вагонов от дальнейшей закупки «Яуз» было решено отказаться в пользу проверенных временем (81-717.5М/714.5М) и более удачных (81-740/741) моделей вагонов. В истории серийного производства вполне работоспособных, но построенных и внедрявшихся в не самое удачное для страны время вагонов «Яуза», можно было поставить точку, если бы не Северная столица.

Салон коллекторной «Яузы»

В 2013 году был объявлен тендер на поставку новых вагонов в метрополитен Санкт-Петербурга. Среди трех поданных заявок был и Октябрьский электровагоноремонтный завод, входящий в состав АО «Трансмашхолдинг», который успел вскочить в последний вагон проводившегося аукциона. Он представил вагоны 81-780/781, получившие имя «Ладога», конструктивно одинаковые с вагонами 81-760/761 для московского метро. Тот аукцион был проигран, поскольку «Ладога» не соответствовала техническому заданию. В следующей заявке на участие в тендере фигурировали уже другие вагоны: за основу были взяты кузова все той же «Яузы», но укомплектованной современным оборудованием от 81-760. Вторая попытка продать пока еще не построенные вагоны оказалась успешнее. Первый состав построили в 2015 году в Мытищах, а потом производство передали на ОЭВРЗ. Вагоны получили серию 81-722/723/724 и имя «Охта», которое позже сменили на «Юбилейный» в честь 60-летнего юбилея метро Петербурга. Таким образом, пусть и с другим названием и в другом городе, но «Яуза» продолжила возить своих пассажиров.

81-722/723/724 «Юбилейный»

В Москве же «Яузы» проработали до конца лета 2019 года, и были отставлены от эксплуатации.

*фотографии взяты из открытых источников

2
Оставить комментарий

avatar
2 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
2 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
Dmitry_Umnov_119Alex_Kuzmichev_285 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Alex_Kuzmichev_285
Гость
Alex_Kuzmichev_285

Спасибо. Очень позначательно

Dmitry_Umnov_119
Участник

Раз уж в истории Яузы вспомнили Русич, надо заодно вспомнить и причину, по которой он появился и появился именно в таком виде. В 1999 году вышло постановление правительства Москвы о строительстве первой очереди мини-метро от Киевской до ММДЦ. Идея была в том, чтобы для ускорения и удешевления строительства строить тоннели меньшего диаметра и с большим радиусом кривых. Соответственно ММЗ был выдан заказ на постройку составов для мини-метро, которые будут способны работать в тоннелях меньшего диаметра. Отсюда зауженный сверху кузов и деление на короткие секции. Поскольку сроки были очень жёсткими, а ничего подобного в заделе не было, все нужно было делать… Подробнее »