Выдающегося немецкого изобретателя, инженера и предпринимателе Вернера фон Сименса называют «отцом стрелочного телеграфа, динамо-машины и троллейбуса, дедушкой современных пылесосов, кухонных комбайнов и мобильных телефонов». Родись он в США, его биография была бы отличным примером реализации классической «американской мечты». Ведь происхождение Сименса не давало ему никаких шансов стать ни академиком, ни дворянином. Но за личные заслуги и достижения в науке ему было дважды присвоено звание почётного доктора, он был принят в члены Берлинской академии наук, а затем удостоен и дворянского титула. Техническое сообщество тоже не осталось в стороне: фамилия Сименса была увековечена в названии единицы измерения электрической проводимости.
Вернер Сименс был четвёртым ребенком в семье из 14 детей. Родился он 13 декабря 1816 года в маленькой деревушке Ленте в Нижней Саксонии. Его отец занимался сельским хозяйством. Когда юноша подрос, родители решили за него, что лучший способ сделать карьеру – стать офицером прусской армии. Конечно, можно было продолжить учёбу в университете, но на это у семьи не было денег. Однако судьба распорядилась по-своему. Из артиллерийской бригады в Магдебурге, куда Сименсу удалось поступить, его на три года командировали в Берлин, в объединённую инженерно-артиллерийскую школу – для получения технического образования. Здесь молодой человек впервые попал в мир техники, которая сразу стала его главным интересом. Но тут в 1839-1940 годах один за другим умерли его родители, и на плечи Вернера Сименса легла забота о младших братьях и сёстрах. Тогда он пришёл к выводу, что служба службой, но есть возможность получать доход другим способом – с помощью изобретательства. Свой первый патент Сименс получил за разработку метода гальванического покрытия металлов золотом и серебром в 1842 году. Справедливости ради заметим, что русский физик Борис Якоби изобрёл гальванопластику ещё в 1838 году. Тем не менее патент был получен, и младший брат Вернера Вильгельм с успехом продал его в Великобритании за 1500 английских фунтов. Кстати, это изобретение Вернера Сименса спасло немало человеческих жизней, поскольку ранее в технологии золочения применялась ртуть. Новоиспечённый изобретатель стал членом Политехнического, а затем, в 1845 году, Физического общества. Именно посещая заседания этих обществ, он обратил внимание на телеграф, который сыграл ключевую роль в появлении и становлении будущей компании.
История науки полна парадоксов. Вернер Сименс усовершенствовал электрический стрелочный телеграф Кука и Уинстоуна, приобретённый прусской армией (в то время телеграфная связь в Германии была оптической и весьма несовершенной). Он добился постоянного электроуправляемого синхронного вращения, передающего и приёмного механизмов. Кроме того, Сименс придумал целую систему, обеспечивающую экономичную работу телеграфа и позволяющую передавать электрический ток на значительные расстояния, сохраняя и усиливая первоначальный импульс. Что интересно, Якоби и тут был первым, но в России его изобретение сразу засекретили, и широкого распространения оно не получило.
Зато Сименс, более всего озабоченный практическим применением, внёс некоторые усовершенствования и смог начать свое дело. Совместно с имевшим собственную мастерскую Иоганном Георгом Гальске он создал «Телеграфно-строительную компанию Сименса и Гальске». Когда их аппараты стали близки к совершенству, компания получила крупный заказ: быстро и качественно создать 500-километровую телеграфную линию между Берлином и Франкфуртом-на-Майне. Заказ был выполнен. А в марте 1849 года во Франкфурте прошла сессия парламента, на которой прусский король Фридрих Вильгельм IV был избран наследным кайзером Германии. Благодаря телеграфу эту новость сразу узнал весь мир. Узнал он и о людях, сделавших это возможным. На Сименса и Гальске посыпались заказы. Вернер Сименс бросил службу и посвятил себя управлению компанией.
Но не тут-то было. Вместе со славой фирма обрела и недоброжелателей. А тут ещё появился американский телеграфный аппарат Морзе, который работал быстрее. Сименс купил лицензию и стал производить аппараты Морзе, но и это не помогло. «Чёрный пиар» делал свое дело: фирма лишилась крупных заказов и была вынуждена перейти на производство медицинских электроиндукторов, приборов электросигнализации для железных дорог и так далее. И вот тогда пришёл спасительный заказ из России – страны с огромной территорией, но плохо развитой инфраструктурой. В 1851 году фирма Сименса – Гальске поставила в Россию 75 телеграфных аппаратов, которые были установлены на линии, связавшей Москву и Санкт-Петербург. Была принята долгосрочная программа. Брат Вернера Карл стал полномочным представителем компании в России. Фирма преодолела кризис и обеспечила себе уверенное существование на ближайшие 15 лет. Конфликт с Турцией в 1853 году ускорил процесс: была продолжена телеграфная линия Москва – Киев – Одесса и дальше к Севастополю, затем появилась линия между Санкт-Петербургом и Кронштадтом, причём на одном участке кабель прошёл по дну Балтийского моря.
Впоследствии судно-кабелеукладчик «Фарадей», принадлежащее компании Сименса, проложило по дну Мирового океана более 60 тысяч км кабеля. Следующие телеграфные линии были проложены из Санкт-Петербурга в финские города Гельсингфорс (сейчас – Хельсинки) и Або (сейчас – Турку) и в Варшаву. Согласитесь, парадокс: русский инженер Борис Якоби изобрёл телеграфный аппарат, а Россия получила лучшую в мире телеграфную сеть благодаря немцу Вернеру Сименсу, да ещё и спасла последнего от банкротства.
Но самое значительное изобретение Вернера Сименса – это генератор постоянного тока (динамо-машина). Ещё в 1856 году он сконструировал двойной Т-образный якорь, открыв принцип устройства приборов, обеспечивающих производство постоянного тока. А через десять лет, в год своего 50-летия, он построил индуктор, в котором при движении Т-образного двойного якоря между полюсным наконечником и электромагнитом из мягкого железа оставался небольшой зазор. Электроток, полученный во вращающемся якоре, он применял для возбуждения магнитного поля, образовав таким образом замкнутую цепь из обмотки якоря, обмотки возбудителя и внешнего участка цепи. Для взаимного усиления тока в якоре и магнитного поля вполне хватало остаточного магнетизма. В то время многие работали над этой проблемой, но Вернер Сименс первым понял значение открытия динамоэлектрического принципа, или принципа самовозбуждения. Появилась возможность вырабатывать электрический ток любой силы дешёвым и удобным способом везде, где есть свободная механическая энергия. Он первым оценил неограниченные возможности практического применения открытия.
Правда, понадобилось ещё 12 лет, прежде чем динамо-машина была построена и внедрена. В 1879 году фирма Сименса представила первую электрическую железную дорогу, причём она задумывалась как подземная – на Берлинской выставке 1879 года этот экспонат стал главной сенсацией.
В 1880 году Сименс представил первый в мире электролифт, а в 1881 году запустил первую линию электрического трамвая на окраине Берлина. В том же году прошла первая Всемирная электротехническая выставка в Париже, на которой Сименс стал триумфатором. Самой высокой награды – почетного диплома – были удостоены доктор Вернер Сименс, фирма «Сименс и Гальске», фирма Siemens Brothers, золотой медали – помощник Сименса фон Гефнер-Альтенек. Подобных наград не получила ни одна другая фирма.
В 1888 году Вернера Сименса возвели в наследуемое дворянское достоинство. Он стал Вернером фон Сименсом. А через год он отошёл от руководства фирмой и принялся за мемуары. Свою книгу «Воспоминания о жизни» он успел подержать в руках за несколько дней до смерти в декабре 1892 года. В этой книге можно прочесть: «Я считаю свою жизнь удавшейся, так как она вся была заполнена усилиями, которые почти всегда были успешными, и работой, приносящей пользу людям».
Все изображения взяты из открытых источников.
Оставить комментарий