23 июля 2022, 10:00

Выдающегося немецкого изобретателя, инженера и предпринимателе Вернера фон Сименса называют «отцом стрелочного телеграфа, динамо-машины и троллейбуса, дедушкой современных пылесосов, кухонных комбайнов и мобильных телефонов». Родись он в США, его биография была бы отличным примером реализации классической «американской мечты». Ведь происхождение Сименса не давало ему никаких шансов стать ни академиком, ни дворянином. Но за личные заслуги и достижения в науке ему было дважды присвоено звание почётного доктора, он был принят в члены Берлинской академии наук, а затем удостоен и дворянского титула. Техническое сообщество тоже не осталось в стороне: фамилия Сименса была увековечена в названии единицы измерения электрической проводимости.

Инженер и изобретатель Вернер фон Сименс

Вернер Сименс был четвёртым ребенком в семье из 14 детей. Родился он 13 декабря 1816 года в маленькой деревушке Ленте в Нижней Саксонии. Его отец занимался сельским хозяйством. Когда юноша подрос, родители решили за него, что лучший способ сделать карьеру – стать офицером прусской армии. Конечно, можно было продолжить учёбу в университете, но на это у семьи не было денег. Однако судьба распорядилась по-своему. Из артиллерийской бригады в Магдебурге, куда Сименсу удалось поступить, его на три года командировали в Берлин, в объединённую инженерно-артиллерийскую школу – для получения технического образования. Здесь молодой человек впервые попал в мир техники, которая сразу стала его главным интересом. Но тут в 1839-1940 годах один за другим умерли его родители, и на плечи Вернера Сименса легла забота о младших братьях и сёстрах. Тогда он пришёл к выводу, что служба службой, но есть возможность получать доход другим способом – с помощью изобретательства. Свой первый патент Сименс получил за разработку метода гальванического покрытия металлов золотом и серебром в 1842 году. Справедливости ради заметим, что русский физик Борис Якоби изобрёл гальванопластику ещё в 1838 году. Тем не менее патент был получен, и младший брат Вернера Вильгельм с успехом продал его в Великобритании за 1500 английских фунтов. Кстати, это изобретение Вернера Сименса спасло немало человеческих жизней, поскольку ранее в технологии золочения применялась ртуть. Новоиспечённый изобретатель стал членом Политехнического, а затем, в 1845 году, Физического общества. Именно посещая заседания этих обществ, он обратил внимание на телеграф, который сыграл ключевую роль в появлении и становлении будущей компании.

Первый заказ российского правительства на 75 телеграфных аппаратов фирмы «Siemens und Halske» положили начало долгой истории отношений России и Siemens

История науки полна парадоксов. Вернер Сименс усовершенствовал электрический стрелочный телеграф Кука и Уинстоуна, приобретённый прусской армией (в то время телеграфная связь в Германии была оптической и весьма несовершенной). Он добился постоянного электроуправляемого синхронного вращения, передающего и приёмного механизмов. Кроме того, Сименс придумал целую систему, обеспечивающую экономичную работу телеграфа и позволяющую передавать электрический ток на значительные расстояния, сохраняя и усиливая первоначальный импульс. Что интересно, Якоби и тут был первым, но в России его изобретение сразу засекретили, и широкого распространения оно не получило.

Прокладка глубоководного морского кабеля

Зато Сименс, более всего озабоченный практическим применением, внёс некоторые усовершенствования и смог начать свое дело. Совместно с имевшим собственную мастерскую Иоганном Георгом Гальске он создал «Телеграфно-строительную компанию Сименса и Гальске». Когда их аппараты стали близки к совершенству, компания получила крупный заказ: быстро и качественно создать 500-километровую телеграфную линию между Берлином и Франкфуртом-на-Майне. Заказ был выполнен. А в марте 1849 года во Франкфурте прошла сессия парламента, на которой прусский король Фридрих Вильгельм IV был избран наследным кайзером Германии. Благодаря телеграфу эту новость сразу узнал весь мир. Узнал он и о людях, сделавших это возможным. На Сименса и Гальске посыпались заказы. Вернер Сименс бросил службу и посвятил себя управлению компанией.

Образцы трансатлантических кабелей

Но не тут-то было. Вместе со славой фирма обрела и недоброжелателей. А тут ещё появился американский телеграфный аппарат Морзе, который работал быстрее. Сименс купил лицензию и стал производить аппараты Морзе, но и это не помогло. «Чёрный пиар» делал свое дело: фирма лишилась крупных заказов и была вынуждена перейти на производство медицинских электроиндукторов, приборов электросигнализации для железных дорог и так далее. И вот тогда пришёл спасительный заказ из России – страны с огромной территорией, но плохо развитой инфраструктурой. В 1851 году фирма Сименса – Гальске поставила в Россию 75 телеграфных аппаратов, которые были установлены на линии, связавшей Москву и Санкт-Петербург. Была принята долгосрочная программа. Брат Вернера Карл стал полномочным представителем компании в России. Фирма преодолела кризис и обеспечила себе уверенное существование на ближайшие 15 лет. Конфликт с Турцией в 1853 году ускорил процесс: была продолжена телеграфная линия Москва – Киев – Одесса и дальше к Севастополю, затем появилась линия между Санкт-Петербургом и Кронштадтом, причём на одном участке кабель прошёл по дну Балтийского моря.

Вернер Сименс сам был автором некоторых идей «Фарадея» – первого большого специализированного судна для прокладки кабеля, построенного в Ньюкасле на верфи «Митчелл и К» по расчётам и под руководством выдающегося английского судостроителя Вильяма Фруда

Впоследствии судно-кабелеукладчик «Фарадей», принадлежащее компании Сименса, проложило по дну Мирового океана более 60 тысяч км кабеля. Следующие телеграфные линии были проложены из Санкт-Петербурга в финские города Гельсингфорс (сейчас – Хельсинки) и Або (сейчас – Турку) и в Варшаву. Согласитесь, парадокс: русский инженер Борис Якоби изобрёл телеграфный аппарат, а Россия получила лучшую в мире телеграфную сеть благодаря немцу Вернеру Сименсу, да ещё и спасла последнего от банкротства.

Динамо-машина, изобретённая Вернером Сименсом

Но самое значительное изобретение Вернера Сименса – это генератор постоянного тока (динамо-машина). Ещё в 1856 году он сконструировал двойной Т-образный якорь, открыв принцип устройства приборов, обеспечивающих производство постоянного тока. А через десять лет, в год своего 50-летия, он построил индуктор, в котором при движении Т-образного двойного якоря между полюсным наконечником и электромагнитом из мягкого железа оставался небольшой зазор. Электроток, полученный во вращающемся якоре, он применял для возбуждения магнитного поля, образовав таким образом замкнутую цепь из обмотки якоря, обмотки возбудителя и внешнего участка цепи. Для взаимного усиления тока в якоре и магнитного поля вполне хватало остаточного магнетизма. В то время многие работали над этой проблемой, но Вернер Сименс первым понял значение открытия динамоэлектрического принципа, или принципа самовозбуждения. Появилась возможность вырабатывать электрический ток любой силы дешёвым и удобным способом везде, где есть свободная механическая энергия. Он первым оценил неограниченные возможности практического применения открытия.

Первый электрический локомотив Вернера фон Сименса (1879)

Правда, понадобилось ещё 12 лет, прежде чем динамо-машина была построена и внедрена. В 1879 году фирма Сименса представила первую электрическую железную дорогу, причём она задумывалась как подземная – на Берлинской выставке 1879 года этот экспонат стал главной сенсацией.

В 1881 году на окраине Берлина (между Лихтерфельде и Кадетским корпусом) прошёл первый в мире электрический трамвай

В 1880 году Сименс представил первый в мире электролифт, а в 1881 году запустил первую линию электрического трамвая на окраине Берлина. В том же году прошла первая Всемирная электротехническая выставка в Париже, на которой Сименс стал триумфатором. Самой высокой награды – почетного диплома – были удостоены доктор Вернер Сименс, фирма «Сименс и Гальске», фирма Siemens Brothers, золотой медали – помощник Сименса фон Гефнер-Альтенек. Подобных наград не получила ни одна другая фирма.

Банкнота в 20 рейхсмарок с изображением Вернера фон Сименса (1929)

В 1888 году Вернера Сименса возвели в наследуемое дворянское достоинство. Он стал Вернером фон Сименсом. А через год он отошёл от руководства фирмой и принялся за мемуары. Свою книгу «Воспоминания о жизни» он успел подержать в руках за несколько дней до смерти в декабре 1892 года. В этой книге можно прочесть: «Я считаю свою жизнь удавшейся, так как она вся была заполнена усилиями, которые почти всегда были успешными, и работой, приносящей пользу людям».

Могила Вернера фон Сименса на юго-западном кладбище в Штансдорфе

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о