22 августа 2020, 10:00

Деятельность Павла Корина была многогранной – он был не только живописцем и рисовальщиком, но также работал в монументальных техниках. В Московском метрополитене по эскизам Павла Корина выполнены потолочные мозаичные панно на станции «Комсомольская»-кольцевая, витражи на «Новослободской», мозаики в наземном вестибюле станции «Смоленская» Арбатско-Покровской линии и мозаика «Рабочий и колхозница» в торце «Павелецкой»-кольцевой. А вот проект станции «Арбатская» так и остался не реализован…

Художник Павел Корин

Российский и советский живописец, монументалист, мастер портрета, реставратор и педагог, лауреат Сталинской премии второй степени (1952) и Ленинской премии (1963) Павел Дмитриевич Корин родился 25 июня (7 июля) 1892 года в Палехе в семье потомственных иконописцев. Красота русской сельской природы, своеобразная атмосфера иконописной мастерской окружали его с детства, накладывая свой отпечаток на формирование художественного вкуса и на восприятие окружающего мира. Окончив в шестнадцать лет сельскую иконописную школу, Павел Корин становится иконописцем. Однако вскоре решает продолжить своё образование у художников-живописцев. В Москве настоящим учителем, помощником и другом на всю жизнь стал для Павла Корина знаменитый русский художник Михаил Нестеров. По его рекомендации в 1912 году Корин поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, окончив которое в 1918 году, становится впоследствии в нём преподавателем.

Эскиз к картине «Русь уходящая» («Реквием»)

Павел Корин жил в собственном, не всегда реальном времени. Пока его юные коллеги устремлялись в будущее, он писал картины о прошлом православной Руси, рискуя показаться неблагонадежным, собирал и реставрировал иконы. Какие только повороты не происходили в его жизни и творчестве. Довелось Павлу Корину побыть и рисовальщиком в анатомическом театре, и попозировать художнику Терпсихорову для картины «Первый лозунг». Он расписывал собор Марфо-Мариинской обители, для Дворца Советов готовил фриз «Марш в будущее», эскиз монумента Победы в Великой Отечественной войне, реставрировал «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, во Владимирском соборе Киева восстанавливал росписи, сделанные Виктором Васнецовым и Михаилом Нестеровым. Центральным, но так и не выполненным полотном Павла Корина, замысел которого возник ещё в 1925 году – во время похорон Патриарха Тихона в Донском монастыре, является «Реквием» («Русь уходящая»), для которой были выполнены 29 подготовительных портретов, однако предназначенный для картины холст так и остался нетронутым.

Проект станции «Комсомольская« Кольцевой линии (архитектор Алексей Щусев)

Станция «Комсомольская»-кольцевая была открыта в 1952 году. Её главным архитектором стал великий зодчий Алексей Щусев. Станция задумывалась как своеобразные ворота в Москву – она должна была формировать первые впечатления о столице. Отсюда такой размах и пафос интерьеров. На начальном этапе работы над эскизами для «Комсомольской» Павел Корин решил, что мозаики должны отличаться мягкостью тонов. Для этого он отказался от традиционного для того времени набора картины только из смальты в пользу сочетания смальты и натуральных камней. Алексей Щусев, проникшись атмосферой высокого коринского искусства, сказал: «Хочу на своде станционного зала разместить мозаики, рассказывающие о победах русского оружия от Александра Невского до победы в Великой Отечественной войне. Попробуйте-ка поработать на эту тему».

Павел Корин (в центре) с бригадой мозаичистов в мастерской (1951 год)

Всего для «Комсомольской»-кольцевой было выполнено восемь мозаичных плафонов. Каждый из них обрамлен рамой из фигурной лепнины. На мозаиках изображены Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Владимир Ленин, взятие Рейхстага и Триумф Победы. Изображения расположены в хронологическом порядке. Павел Корин внимательно относился ко всем деталям работы мозаичистов и особенно тщательно следил за набором портретных изображений.

Мозаика с парадом 7 ноября 1941 года на станции «Комсомольская» была заменена изображением с выступлением Ленина на Красной площади перед Красной армией в годы гражданской войны

Два панно, расположенных ближе к лестнице – «Выступление Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт» и «Триумф Победы» – раньше назывались «Вручение гвардейского знамени» и «Парад Победы». На первой мозаике Сталин передавал солдату знамя, а за спиной вождя стояли его сподвижники – Молотов, Каганович и Берия. Партийная верхушка также была изображена стоящей на трибуне Мавзолея на «Параде Победы». Но в 1963 году Павла Корина пригласили «исправить» эти мозаики. Он убрал политиков и изобразил солдат, бросающих поверженные знамена со свастикой к ногам фигуры Родины-Матери. Она держит в вытянутых вверх руках серп и молот, увитые лавром (символом Победы), и пальмовую ветвь (символ Мира). Но не только эти мозаики «Комсомольской»-кольцевой раньше выглядели иначе. На «Взятии Рейхстага» изменено знамя – в медальоне вместо двойного профиля Ленина и Сталина набран заново один профиль Ленина. В мозаике с Кутузовым заставили изменить флаг – убрать двуглавого орла.

Один из первоначальных эскизов к мозаике на станции «Новослободская». Ещё на стадии создания мозаики «исчезнут» подростки, а чуть позже с готовой мозаики пропадёт и Сталин…

На станции «Новослободская» архитектор Алексей Душкин сначала хотел украсить пилоны объемными фигурными стеклянными витражами. Даже собирался пригласить для работы над ними Веру Мухину, знакомую москвичам и гостям столицы по скульптуре «Рабочий и колхозница». Но позже отказался от этой идеи и обратился к Павлу Корину. В итоге «Новослободскую» украсили 32 витража. Это был первый опыт работы с «живописью цветными стеклами» для Павла Корина. Изначально он хотел делать в медальонах исключительно орнаментальные композиции. Но в итоге пришлось добавить витражи об уважаемых советских профессиях, хоть они и выпадают из общего стиля станции. На них изображены архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. Главной темой станции стала мирная жизнь и созидание – восстановление и поддержание быта после Великой Отечественной войны. Эту же тему поддерживает и мозаика в торце центрального зала станции. На ней изображена пятиконечная звезда, серп и молот, ветви с плодами и колосья – символы труда и плодородия, а также голуби – символ Мира. На переднем плане – женщина с ребенком. Кстати, на первоначальных эскизах Павла Корина образ женщины с ребенком напоминал известный религиозный образ – Сикстинскую Мадонну.

Рабочий и колхозница объединились на станции «Павелецкая»-кольцевая

Станция «Павелецкая»-кольцевая была открыта в 1950 году. Её можно считать гимном плодородию природы. Первоначально на торцевой стене центрального зала находился бронзовый медальон с изображениями Ленина и Сталина, который был перенесён сюда со станции «Площадь Революции». А сейчас здесь можно увидеть большое мозаичное панно с рабочим и колхозницей под гербом СССР, выполненное по эскизу Павла Корина. Так художник выразил тему единства советских рабочих и крестьян. Последней реализованной работой Павла Корина в Московском метрополитене стало мозаичное панно в наземном вестибюле станции «Смоленская» Арбатско-Покровской линии. Первоначально Павел Корин хотел включить в композицию фриза портреты полководцев, участвовавших в битвах на Смоленском направлении. Но разрабатывая финальные эскизы, Корин отказался от этой идеи. Все, кому довелось работать с Кориным, отмечают, с какой смелостью он нарушал каноны живописной и монументальной технологии. Например, в оформлении купола вестибюля он применил свой инновационный подход: парящий под потолком торжественный венок выполнен в необычной для того времени технике. Его основа написана по мокрой штукатурке, а затем Павел Корин собственноручно прописал венок приготовленной яичной темперой – краской, традиционно используемой в иконописи. Работая над фризом «Смоленской» Павел Корин смешал смальту с флорентийской (мраморной) мозаикой. На орден Победы он ещё добавил кусочки стекла, которые своим сиянием так напоминают драгоценные камни.

Орден Победы над порталом эскалаторного тоннеля на станции «Смоленская»

Станция «Арбатская» была открыта вместе со «Смоленской» – 5 апреля 1953 года, через месяц после смерти Сталина. В тот момент, когда начали строить Арбатско-Покровскую линию, Павел Корин как раз закончил работу над мозаиками «Комсомольской». И ему сразу заказали мозаики для сводов центрального зала «Арбатской». Художник продолжил создавать композиции на тему «Становление Руси». Он изобразил портреты Юрия Долгорукого, Ивана III, Дмитрия Донского, Александра Невского, Иосифа Сталина и других. На некоторых мозаиках Корин решил изобразить не людей, а воинские эмблемы и оружие. Всего было запланировано 25 панно. В 1961 году, после XXII съезда КПСС, Павла Корина попросили переработать некоторые эскизы для «Арбатской» – видимо, ещё теплилась надежда на их реализацию! Но задумки художника для «Арбатской» так и не были воплощены. Как позднее писал Павел Корин: «…общими усилиями эти эскизы были провалены».

Эскиз мозаики для станции «Арбатская» (1952 год)

Павел Корин – парадоксальный художник. Он был представителем советского искусства, но всегда оставался «несистемным». И его недолюбливали – за неотказ от прошлого, за творческие приемы, продолжающие традиции классической живописи и за постоянный духовный поиск.

Все изображения взяты из открытых источников.

4
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
3 Ответы по цепочке
3 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
3 Авторы комментариев
Stanislav_Chernec_130Пётр НовиковИгорь Малыгин Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Stanislav_Chernec_130
Участник

Прошу, хотя бы кратко пояснить — почему в нашем Обществе все серьезные акции не просто краткосрочные, а молниеносные???
Неужели посекундный ритм метро необходимо переносить и на работу Общества???
Или другой ритм опасен для нормальной жизнедеятельности Общества «застойными явлениями»???
Планируется ли и когда — вторая попытка записи на «ИМЕННЫЕ»???
По содержанию — может быть организовать выход в музей — квартиру П. Корина???