24 января 2021, 10:00

Иван Николаев – художник-монументалист, живописец и график. Наибольшую известность ему принесли его монументально-оформительские работы, в частности, художественное оформление станций Московского метрополитена «Боровицкая», «Отрадное» и «Достоевская». Особый интерес представляет его станковое творчество: натюрморты, пейзажи, портреты, а также пространственные объекты. Произведения Ивана Николаева отличает особая эмоциональная выразительность, подчас несколько ироничная интонация, но при этом всегда вдумчивый взгляд на персонажей и глубокое осмысление тем своих работ.

Художник Иван Николаев

Заслуженный художник Российской Федерации Иван Валентинович Николаев родился 1 сентября 1940 года в Москве. Сын художников Татьяны Серебряковой и Валентина Николаева, представитель знаменитой династии Бенуа–Лансере–Серебряковых, он с рождения находился в пространстве изобразительного искусства, жил среди произведений своих знаменитых родственников, и во многом это предопределило его судьбу. Его бабушка, знаменитый художник Зинаида Серебрякова, увидев детские рисунки Ивана, присланные в письмах, разглядела его талант и завещала матери бережно хранить работы сына.

Иван Николаев учился в знаменитой Московской средней художественной школе при Московском художественном институте имени В.И. Сурикова, в 1964 году окончил отделение монументально-декоративной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское). По окончании училища он оформлял интерьеры общественных зданий: роспись банкетного зала московского ресторана «Встреча» (1967), мозаика для Международного почтамта (1970), плафоны банкетных залов для иностранных приемов ресторана гостиницы «Националь» (1975–1977), плафоны для Дома культуры им. Фрунзе в Ростове-на-Дону и другие.

Иван Николаев – «Вечер в Черёмушках» (1974)

Одновременно с монументально-оформительскими работами Иван Николаев обращался к станковой живописи: натюрмортам, пейзажам, портретам, изображениям интерьеров. Любовь к городской мифологии, традициям и ритуалам привела к созданию серий, посвященных свадьбам, похоронам, встречам в парках, московских переулках и метрополитену. Соединяя в своих произведениях разные стили и материалы, свободно работая с пространством, композицией и цветом, Иван Николаев создает гротескные и экспрессивные образы. Художник экспериментировал с объёмом, работал над пространственными композициями с конца 1960-х годов. Иван Николаев точечно добавляет в пространство некоторых картин объемные элементы. Нивелируя традиционную границу между холстом и его обрамлением, он сближает станковую живопись с настенной росписью. Ещё одно направление художественных поисков Ивана Николаева – уход от плоскости стены, когда мастер снимает картину с повесочной поверхности и побуждает зрителя ходить вокруг произведения. В 1978 году, используя приёмы мультипликации, комикса и сценографии, Иван Николаев создал одну из первых в отечественном искусстве инсталляций – «Гибель Попкова».

Иван Николаев – инсталляция «Концерт для двух фаготов» (середина 1980-х годов)

Но, безусловно, наибольшую известность Ивану Николаеву принесла работа над художественным оформлением станций Московского метрополитена. Первой станцией, над оформлением которой работал Иван Николаев, стала «Боровицкая». Художник прекрасно сработался с архитектором Львом Поповым – получился союз творческий и человеческий. Оформление станции белым мрамором и красным кирпичом – это отсылка к Московскому Кремлю, который известен и белокаменным, и краснокирпичным. Кстати, на «Боровицкой» использовался кирпич, который специально привозили из Прибалтики. От обычного он отличается более насыщенным красным цветом и особой крепостью.

Изразец в оформлении станции метро «Боровицкая»

Под сводами станции в кирпичной кладке разбросаны небольшие глиняные изразцы, на которых можно увидеть разные сюжеты: «Чудо Георгия о змии», букет цветов, парочку в окошке, схему транзисторного приёмника, древний корабль и корабль космический. Древность на «Боровицкой» переплелась с современностью. Тут есть и майоликовый Ленин, и древний Боровицкий холм с башнями. Станция «Боровицкая» стала лебединой песней Советского Союза, а подземным его символом – панно «Древо народов СССР», произрастающее из стен Кремля, раскинувшегося Боровицком холме. На «Древе» изображены образы людей, живущих в союзных республиках. Это абстрактные образы, в отличие, от портретов людей XIX века на станции «Отрадное», оформлением которой также занимался Иван Николаев вместе со своей с женой Мариной Михайловной Дедовой-Дзедушинской.

Панно «Древо народов СССР», установленное в глухом торце станции метро «Боровицкая» (фрагмент)

Станция «Отрадное», распахнувшая свои двери для пассажиров 1 марта 1991 года, стала последней станцией московского метро, открытой в СССР. Над проектом станции работал тот же архитектор, что и на «Боровицкой» – Лев Попов, который снова позвал Ивана Николаева заняться художественным оформлением станции. Огромные двухсторонние панно были написаны Иваном Николаевым в стиле примитивизма на жести. Первоначально она должна была называться «Декабристская». С этим и связана тематика панно, размещённых под сводом станции: «1812 год», «Декабристы» и «Жены декабристов». На четвёртом панно «Российские деятели культуры, науки и искусства XIX века» можно увидеть Льва Николаевича Толстого, Фёдора Михайловича Достоевского, Александра Сергеевича Пушкина, Николая Васильевича Гоголя, Модеста Петровича Мусоргского, Петра Ильича Чайковского, Амвросия Оптинского в монашеском одеянии.

Панно «Декабристы» на станции метро «Отрадное»

За свою жизнь архитектор Лев Попов спроектировал почти два десятка станций метро, причём не только для Москвы, но и для метрополитенов Новосибирска, Праги, Баку и Ташкента. Последней станцией архитектора стала «Достоевская», открытая уже после его смерти. Лев Попов очень хотел, чтобы её оформление выполнил Иван Николаев. Однако в последнее десятилетие прошлого века финансирование строительства метрополитенов в нашей стране практически прекратилось. Сооружение «Достоевской» было заморожено на долгие годы. Иван Николаев уже думал, что после смерти Льва Попова оформление станции поручат кому-то другому. Но неожиданно в начале нового века обратились всё-таки к нему – вспомнили, что когда-то были утверждены его фор-эскизы станции (так художники называют черновые наброски). Их автору и было предложено оформить станцию метро имени Федора Михайловича.

Портрет Фёдора Михайловича Достоевского на станции, названной в его честь

Работая над «Достоевской Иван Николаев стремился передать людям своё видение творчества писателя в виде иллюстраций к его произведениям. Пилоны станции расписаны сюжетами из лучших произведений классика, когда он пророчески предостерегал интеллигенцию России от скорых и простых решений и показывал, что бывает с человеком, если он возомнит себя богом и позволит себе играть судьбами людей. После открытия станция многим показалась слишком мрачной. Но пассажиры шли сюда не только как в метро – как в музей. Фотографировались, оставляли записи в книгах отзывов. Вот, например, одна из них: «Спасибо вам за такое прочтение Достоевского! Мы поехали домой перечитывать «Преступление и наказание».

Иван Николаев – «Вид на угол Петропавловского и Певческого переулков» (2001)

Иван Николаев – бескомпромиссный художник. Его искусство серьезно. Оно лишено столь распространенного и почти общепринятого заигрывания со зрителем. Его решительный талант позволяет увидеть главное, отбросить второстепенное. Он – один из самых правдивых современных художников – реалист, безразличный к общепринятым эстетическим стереотипам.

Все изображения взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Stanislav_Chernec_130 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Stanislav_Chernec_130
Участник

Спасибо за «Боровицкую» и «ОТРАДНУЮ» — отличные вопросы для викторины о метро.