18 апреля 2020, 10:00

На выходе со станции «Комсомольская»-радиальная к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам размещено майоликовое панно, посвящённое самоотверженному труду комсомольцев-метростроевцев. Его автор, академик живописи Евгений Лансере, работая над эскизами к панно, даже спускался в шахту к строителям метро. Кстати, таких панно на стенах подземного аванзала изначально планировалось четыре, но в итоге реализовано было только два.

Портрет художника Евгения Евгеньевича Лансере (худ. Константин Сомов, 1907 год)

Евгений Лансере родился в 1875 году в Павловске в семье, внесшей неоценимый вклад в развитие русского искусства. Отцом будущего художника был известный скульптор Евгений Александрович Лансере. Его дед по матери, Николай Бенуа, был академиком архитектуры. Архитектором был его дядя, Леонтий Бенуа, другой дядя, младший из братьев матери, Александр Бенуа, также являлся известным русским художником и критиком искусства, оказавшим большое влияние на формирование художественных вкусов своего племянника.

Детство Евгения Лансере прошло на Украине, в небольшом имении отца Нескучное, где родилась его младшая сестра, впоследствии также известная художница – Зинаида Серебрякова. После смерти Евгения Александровича Лансере мать вместе с детьми переехала в Петербург, в дом отца – известный в художественных кругах «Дом Бенуа у Николы Морского».

Художественные способности у Лансере проявились рано, поэтому в выборе профессии сомнений не было. В 1892 году оставив гимназию, семнадцатилетним юношей он поступил в школу «Общества поощрения художеств», где провел около четырех лет. В те же годы он стал постоянным участником кружка, из которого впоследствии возник «Мир искусства». Под влиянием Александра Бенуа и его друзей Евгений Лансере отказался от поступления в Академию художеств и отправился учиться в Париж. Занятия во Франции продолжились до 1898 года.

Ранний период творчества Лансере, в силу родственных и дружеских связей, тесно связан с «Миром искусства». В первую очередь Лансере прославился как книжный график. Его работа в этой области началась с оформления книги Екатерины Балабановой «Легенды о старинных замках Бретани» (СПб, 1899). Художник берется за выполнение своего первого крупного заказа в 1898 году, посетив перед этим Бретань. В 1898 году художник выставил свои иллюстрации к бретонским легендам и сказкам на выставке русских и финляндских художников, устроенной Сергеем Дягилевым.

«Санкт-Петербург»Обложка к изданию, посвященному двухсотлетию города, 1903 год

Работая над книжной графикой, Лансере считал, что именно декоративное оформление, а не иллюстрация определяет художественный образ книги. Заставки и концовки казались ему более ответственной и сложной задачей, нежели иллюстрирование в тексте какого-нибудь эпизода. Стилистическое и декоративно-графическое единство книги как цельного художественного произведения стало для Лансере практическим принципом работы оформителя. Первым среди русских художников Евгений Лансере стал выполнять постраничный макет оформления книги, создавая стройную гармонию графических элементов. Это нововведение вошло впоследствии в практику всех мастеров книжной графики.

Важным этапом на пути к этому высокому достижению художника была длительная (1904 – 1912 годы) работа над оформлением книги Александра Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны». Для «Царского Села» (книгу оформлял целый ряд художников) Лансере создал несколько заставок-иллюстраций с развитым сюжетным началом.

«Никольский рынок в Петербурге», 1901 год

«Хаджи-Мурат» Льва Толстого с иллюстрациями Лансере стал лучшим предреволюционным изданием художника. В издании 1916 года были обширные купюры – царская цензура не пропустила толстовский текст, содержащий разоблачительную характеристику Николая I; не был напечатан и портрет царя, трактованный Лансере сатирически. Полностью издание увидело свет только в 1918 году.

Однако не меньшее значение в творчестве художника имели занятия станковой графикой и живописью. Лансере много работает с натуры – в сфере его интересов портретные зарисовки, пейзаж, многочисленные путевые этюды.

В 1902 году художник совершил поездку по Дальнему Востоку, посетив Маньчжурию и Японию. После начала русско-японской войны, в феврале 1904 года Лансере получает заказ на художественные открытки с видами Порт-Артура и Маньчжурии.

«Хаджи-Мурат»

Революционные события 1905-1906 годов образуют заметный рубеж не только в развитии творчества Лансере, но и в процессе становления его личности. К этому периоду относится ряд выдающихся работ в области сатирической журнальной графики, в которых художник выступает как независимый и зрелый мастер с собственным, вполне сложившимся отношением к искусству и жизни. В то время художник участвовал в издании сатирического журнала «Зритель» (1905), сотрудничал в «Жупеле», издававшемся при участии Максима Горького. После его запрещения Лансере взял на себя издание преемника «Жупела» – журнала «Адская почта», для которого выполнил свои лучшие сатирические рисунки.

С работой в театре Лансере впервые соприкоснулся в самом начале 1900-х годов, отдавая дань тому увлечению театральной живописью, которое было характерно почти для всех представителей старшего поколения «Мира искусства». Первых достижений в области театральной живописи художник добился в 1907 году в оформлении пьесы Николая Евреинова «Ярмарка на индикт святого Дениса» (иначе «Уличный театр»), предпринятом совместно с Бенуа для «Старинного театра» в Петербурге.

Эскиз для иллюстрации «Демона» Михаила Лермонтова

Работа Лансере в театре прервалась после 1911 году на сравнительно долгий срок. Причиной тому явилась интенсивная работа в области книжной иллюстрации и монументальной живописи, а также исторические события, изменившие судьбы России и самый круг деятельности художника. Занимается Лансере и прикладным искусством: заняв в 1912 году пост заведующего художественной частью гранильных фабрик, фарфорового и стекольного заводов ведения «Кабинета его величества», он не только контролирует качество продукции, но и сам предлагает несколько эскизов и проектов художественных изделий. Разносторонняя художественная деятельность Лансере получает признание и в 1912 году он удостаивается звания академика, в 1916 году он избран действительным членом Академии художеств.

Последний предреволюционный год Лансере проводит в деревне: пишет пейзажи, обдумывает возможность иллюстрирования «Казаков» Льва Толстого. Весть о свержении самодержавия художник встречает с воодушевлением. Однако приехать в Петроград не удается, материальные и бытовые трудности вынуждают художника с семьей искать пристанища у друзей, на Кавказе. Три года художник прожил в Дагестане, где преподавал рисование в гимназии. В 1920 году перебрался в Тбилиси, где трудился рисовальщиком в Музее этнографии, выезжал в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом. С 1922 до 1934 год Лансере – профессор Тбилисской академии художеств.

С переездом в 1933 году в Москву начинается новый этап его деятельности, связанный отчасти с театром («Горе от ума» в Малом театре, 1938), но более всего с монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы «Москва», зала Большого театра, панно для станции метро «Комсомольская» и др.).

«В мастерской машиностроительной станции», майоликовое панно художника Евгения Лансере на станции метро «Комсомольская»

Для оформления станции впервые в метрополитене были применены панно из майоликовой плитки, отражающие героику труда комсомольцев-метростроевцев. Макет станции «Комсомольская» в 1937 году демонстрировался на Международной выставке в Париже. Партия по заслугам воздала ее создателям: в 1941 году Дмитрию Чечулину присудили высшую награду для деятелей науки и искусства – Сталинскую премию первой степени, а художник Евгений Лансере получил такую же премию второй степени в 1943 году. В 1945 году ему было присвоено звание Народного художника РСФСР. Весной 1945 года Евгений Лансере вернулся к работе над росписью вестибюля Казанского вокзала. Но довести до конца ее так и не смог. Он скончался 13 сентября 1946 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Живописные панно мастера под названием «Победа» и «Мир» встречают пассажиров в вестибюле, а настенные фрески по эскизам отца дописывал уже его сын.

«Проходка шахты», майоликовое панно художника Евгения Лансере на станции метро «Комсомольская»

Все фотографии взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о