10 января 2021, 10:00

Когда в нашей стране появились профессиональные художники-дизайнеры? И вообще, существовало ли в Советском Союзе такое явление как «промышленный дизайн»? Безусловно, да! Многочисленные свидетельства этому можно обнаружить на антресолях старых квартир и на дачах родителей. Многие вещи, которые мы хорошо помним с детства, сегодня стали культовыми предметами дизайна советской эпохи. Пристально рассматривая отдельные образцы советского промышленного и графического дизайна, декоративно-прикладного искусства и дизайна одежды, понимаешь, что они – результат системного, функционального, эстетического и гуманистического подхода к проектированию. Но кто они – дизайнеры времён «великой эпохи»? Сегодня наш рассказ посвящён одному из них – архитектору, инженеру, художнику-дизайнеру, выдающемуся советскому специалисту по проектированию интерьеров общественных зданий и оборудования Абраму Дамскому.

Художник-дизайнер Абрам Дамский в цеху осветительной аппаратуры и художественного литья московского Метростроя

В 1933 году по постановлению Лазаря Кагановича при Моссовете были созданы архитектурно-проектные и планировочные мастерские. Мастерская №12 была особенной – в ней должны были разрабатывать только мебель, малые архитектурные формы и оборудование. Просуществовала она всего три года – с 1933 по 1936 год. Однако за это время её коллектив спроектировал мебель и светильники для нескольких станций московского метро, для гостиницы «Москва», редакционного корпуса комбината «Правда», для универмагов, бань и других учреждений. Одним из наиболее активных авторов в мастерской был Абрам Дамский.

Серия настольных ламп по проекту Абрама Дамского. ВХУТЕИН. 1929 год. Изготовлено компанией LumoLumo для Фонда развития Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и поддержки творческих инициатив в 2020 году.

Абрам Исаакович (Ицикович) Дамский родился 20 января 1906 года в еврейской семье в Ковенском предместье Вильямполе (сейчас город Ковно – это Каунас, второй по величине и значению город Литвы). В 1929 году Абрам Дамский окончил факультет дерево- и металлообработки Высших художественно-технических мастерских в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН / ВХУТЕМАС), где учился у Александра Родченко и Владимира Татлина.

Абрам Дамский. Эмблема завода АМО (впоследствие ЗИЛ), 1930-е. Бумага, карандаш, тушь, гуашь. Из архива Абрама Дамского и Натальи Киселевой

Сразу после выпуска Абрам Дамский возглавил проектную мастерскую завода «Электросвет», где принимал участие в разработке первых отечественных серийных светильников для производственных помещений. В 1931 году он спроектировал потолочный светильник для общественных зданий «Люцетта», который в различных вариациях производят до сих пор. В середине 1930-х годов Абрам Дамский разработал дизайн светильников для стадиона «Динамо» и клубной части Центросоюза Ле Корбюзье. В его ранних проектах ещё сохранялись «вхутемасовские» простые формы (шар, цилиндр, призма, конус), но уже появился блеск никелированной стали и бронзы, матовое стекло, плавные закругления и загибы, характерные для дизайна ар-деко и стримлайна.

Светильники «Люцетта» на станции «Киевская» Филёвской линии (1937 год)

В 1939-1941 годах Абрам Дамский работал в Управлении строительства Дворца Советов – руководство страны доверило ему проектирование архитектуры света для будущего роскошного и несостоявшегося Дворца Советов. В начале 1943 года, в разгар военных действий, после выхода Постановления ГКО о возобновлении строительства метро, он был направлен на завод №8 Метростроя для организации цеха по производству осветительной арматуры и художественного литья. Создание подобного цеха в условиях военного времени, без оборудования и специального здания, без квалифицированных кадров было делом сложным. Под новый цех выделили неотапливаемое помещение, служившее складом мрамора. Рабочими были подростки, домохозяйки и старики. Опорой коллектива тогда стали слесарь-монтировщик высокой квалификации Фёдор Дашков и молодой слесарь Исаичев. Позже Дамский нашёл семидесятилетнего чеканшика Петра Исаева – мастера с прекрасным художественным вкусом. С фронта, без одной руки, на завод пришёл литейщик Марков, который помог соорудить малую литейную печь и укомплектовать оборудование для литья. Затем в цеху появился Иван Гладков – опытный лепщик, хорошо знавший формовочную работу для цветного литья. В таком составе, работая по 10 часов в сутки, уже осенью 1943 года специалисты под руководством Абрама Дамского начали монтаж осветительного оборудования на станциях «Павелецкая» и «Новокузнецкая».

Люстры, разработанные Абрамом Дамским

Абрам Дамский проработал в Метрострое до 1949 года. За это время цех оснастил светильниками и другими металлическими художественными изделиями 18 станций Московского метрополитена – платформы, вестибюли и эскалаторные наклоны. Светильники, произведённые в цеху Метростроя, украсили московские вокзалы и театры, высотные здания (МИД, гостиницу «Украина» и здание у Красных ворот), административные здания (Моссовет и МГК партии ЦК профсоюзов), школы и крупные магазины. Абрам Дамский отвечал не только за изготовление и установку светильников, но также занимался их проектированием. В некоторых случаях эскизы светильников делали авторы станций, в других – эскизы и шаблоны разрабатывались Дамским. Но в любом случае он лично курировал конструкторскую работу, монтаж и установку осветительных приборов, консультировал архитекторов при разработке эскизов, совместно с лепщиками моделей, чеканщиками и литейщиками добивался высокого художественного качества изделий.

Абрам Дамский. Светильники для интерьера высотного здания у Красных ворот

В конце 1944 года были закончены работы на «Бауманской», «Электрозаводской» и «Сталинской» (сейчас – «Семёновская»). Тогда же светильниками были оборудованы новые входы на станциях «Площадь Революции» и «Площадь Свердлова» (сейчас – «Театральная»), переходы между ними, соединившие Горьковско-Замоскворецкую и Арбатско-Покровскую линии, а также станции «Охотный ряд» и «Библиотека им. Ленина». Затем, уже в мирное время, были оснащены светильниками и другими художественными изделиями из цветного литья шесть станций Кольцевой линии – «Парк культуры», «Калужская» (сейчас – «Октябрьская»), «Серпуховская» (сейчас – «Добрынинская»), «Павелецкая», «Таганская» и «Курская».

Абрам Дамский. Эскиз люстры для станции метро «Таганская»-кольцевая

Вот как о своей работе на станции «Таганская»-кольцевая вспоминал сам Абрам Дамский: «В подземных сооружениях свет играет огромную роль. Поэтому архитекторы сотрудничали в тесном контакте со мной даже тогда, когда сами создавали проекты осветительной арматуры. Особенно дорога мне работа на «Таганской», где я участвовал в проектировании станции в качестве автора художественных и конструктивных проектов светильников. Их было два типа: люстра центрального зала и люстра перонных залов. Я стремился к созданию их образного единства с интерьером. Цветовое решение светильников вторит колориту керамических панно центрального зала, имеющих голубой фон и белые с золотыми люстрами изображения. В люстрах для этого зала голубой глазурованный шар представляет собой как бы вазу, из которой растут крупные золотые стилизованные цветы. Шар окружен венком из стеклянных рассеивателей. Они отражаются в шаре, который получает также дополнительные блики от соседних люстр, что увеличивает его декоративный эффект. В целом получилась нарядная (может быть, даже излишне пышная) форма, которую мне хотелось сделать впечатляющим элементом интерьера, органически связанным с ним».

Люстры в центральном зале станции «Таганская»-кольцевая (1950 год)

В стилистике станции «Октябрьская»-кольцевая архитектор Леонид Поляков использовал черты русского классицизма. В единстве с замыслом зодчего решались и осветительные приборы. Строгость, торжественность и монументальность общего композиционного решения станции отвечали настроениям трудного, но победного времени и оказали влияние на образный характер светильников, в разработке которых Абрам Дамский участвовал в качестве соавтора. За основу формы светильников приняли факел («Факел Победы» – говорил Леонид Поляков) – крупномасштабный элемент из белого молочного стекла в строгой, построенной на сочетании чёрного с золотом, отделке. Люстра для вестибюля станции была выполнена в виде кольца диаметром 4 метра, несущего 4 группы по 4 факела – той же формы и того же размера, что и настенные светильники.

Люстра в вестибюле станции «Калужская» (сейчас – «Октябрьская») Кольцевой линии (не сохранилась)

Вскоре после окончания войны, цеху, возглавляемому Абрамом Дамским, была поручена реставрация бронзовых статуй со станции «Площадь Революции», вернувшихся из эвакуации. В депо метрополитена перед специалистами предстало ужасное зрелище: разрозненные части скульптур – головы, туловища, руки, оружие и другие детали – лежали в общей куче на платформе. Много терпеливого труда и умения литейщиков, чеканщиков и других мастеров Метростроя потребовалось для их восстановления. Все статуи тщательно осматривал и принимал сам автор – скульптор Матвей Манизер. Работа облегчалась тем, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, поэтому всегда находилась хотя бы одна, по которой можно было восстановить остальные.

Кольцевой светильник СК-300

С 1949 года по 1956 год Абрам Дамский работал в архитектурной мастерской Министерства строительства СССР. В эти годы он спроектировал Кольцевой светильник СК-300 для ламп мощностью до 300 Вт, который начал массово выпускаться с 1957 года Заводом им. Яблочкова Московского совнархоза. Такие светильники были установлены во всех советских школах. СК-300 был выполнен из металлических колец разного диаметра, а зеркальные лампы усиливали источник света и равномерно рассеивали свет. Светильник был сделан в соответствии с принципами работ ВХУТЕМАСа и сильно отличается от того, что Абрам Дамский делал для сталинских высоток и московского метро.

Модифицированная версия светильника СК-300 на станции метро «Студенческая»
(фото Наума Грановского, 1960 год)

С 1956 года 1984 год Абрам Дамский вёл научную работу в МНИИТЭП и ГлавАПУ Москвы. Автор многочисленных публикаций по вопросам искусственного освещения и цвета в интерьере и экстерьере, Абрам Дамский опубликовал несколько книг по архитектуре и дизайну: «Бытовая осветительная арматура» (1939), «Осветительная арматура» (1947), «Светильники для жилых и общественных зданий массового строительства» (1962), «Осветительная арматура для общественных и жилых зданий» (1963), «Искусственный свет в интерьере общественных зданий» (1964), «Электрический свет в архитектуре города» (1970) и «Обои для современной квартиры» (1987).

Разворот из книги Абрама Дамского «Осветительная арматура» (1947 год)

Все изображения взяты из открытых источников.

2
Оставить комментарий

avatar
2 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
2 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
ГалинаAlex_Kuzmichev_285 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Alex_Kuzmichev_285
Гость
Alex_Kuzmichev_285

Спасибо. Познавательная информация. Я узнал для себя много нового.

Галина
Гость
Галина

Было интересно узнать.
В нашей школе в Нальчике висели светильники модифицированной версии СК-300, 1970-е гг.