10 октября 2020, 10:00

Традиционная мозаика из смальты – один из самых дорогих и сложных в выполнении видов искусства. В знаменитых мозаиках московского метро и Всероссийской сельскохозяйственной выставки ещё до середины прошлого века использовалась смальта из дореволюционных запасов мозаичной мастерской Академии художеств. Тем не менее, в СССР этот вид искусства был достаточно популярен – мозаичные панно украшали фасады и интерьеры самых разных общественных зданий – научно-исследовательских и учебных институтов, министерств и музеев, кинотеатров, кафе, магазинов, а иногда даже появлялись на торцах обычных жилых домов. При этом стиль мозаичных изображений иногда довольно далеко отклонялся от предписанного социалистического реализма, порой доходя даже до прямой абстракции. Сегодня наш рассказ посвящён народному художнику СССР Григорию Опрышко – одному из самых известных советских художников, посвятивших себя мозаичному искусству.

Художник Григорий Опрышко во время работы над оформлением Торжественного зала Ленинского мемориала в Ульяновске (из архива фотографа Бориса Тельнова, 1969 год)

Григорий Иванович Опрышко родился 22 июля 1911 года. В 1948 году он с отличием окончил МГАХИ имени В.И. Сурикова. Преподавал в Институте прикладного и декоративного искусства и Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское). Первой работой Григория Опрышко для московского метро стали 12 панно в технике флорентийской мозаики, украсившие свод центрального зала станции «Белорусская»-кольцевая. На каждом панно изображены сцены из жизни белорусских крестьян. За оформление станции художник и коллектив архитекторов-проектировщиков в 1952 году получили Сталинскую премию. Кстати, на панно «Вышивальщицы» женщины первоначально вышивали портрет Сталина, замененный в 1961 году на орден Трудового Красного Знамени.

Мозаика «Вышивальщицы» на станции «Белорусская» Кольцевой линии (слева – так выглядела эта мозаика в 1952-1961 годах)

Следующей работе Григория Опрышко, огромному мозаичному портрету Иосифа Виссарионовича Сталина в наземном вестибюле станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, до наших дней уцелеть не удалось. Панно площадью 20 кв. метров, изображавшее Вождя народов в полный рост, было собран мастерами-мозаичистами из тысяч пластинок мрамора различных цветов и оттенков. В 1956 году, после разоблачения «культа личности» на XX съезде, мозаичное панно было разобрано и сегодня о нём напоминает только гигантская белая рама напротив эскалаторного наклона. А следующую работу художника – фриз, украшающий наземный вестибюль станции «Киевская»-кольцевая, открытой в 1954 году – можно увидеть и сегодня.

Огромный мозаичный портрет Сталина на станции «Арбатская» просуществовал совсем недолго

На «Библиотеке имени Ленина» – одной из станций первой очереди Московского метрополитена, огромный портрет вождя Революции появился только 30 лет спустя после её открытия. Флорентийская мозаика с профилем Владимира Ильича Ленина, сделанная по эскизу Григория Опрышко, появилась на станции в первой половине 1960-х годов.

Портрет Вождя мировой Революции появился на 30 лет позже открытия станции «Библиотека имени Ленина»

В 1969 году на Новом Арбате завершилось строительство комплекса зданий СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) – организации, координирующей экономику стран Восточного блока. Фасад конференц-зала, выполненного в форме цилиндра, украшает абстрактное мозаичное панно, созданное венгерскими мастерами по эскизам Григория Опрышко. Даже сегодня это здание поражает смелостью и красотой архитектурного решения.

Абстрактная мозаика на здании конференц-зала СЭВ

В 1970 году открылся Музей-мемориал В.И. Ленина в Ульяновске. Торжественный зал с огромным бюстом Владимира Ильича, являющейся сердцем мемориала, украшен мозаикой из цветной смальты. Здесь художник Григорий Опрышко работал вместе с автором скульптуры Ленина, Народным художником СССР Павлом Бондаренко, чтобы добиться единого образа. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что серп и молот на мозаике как бы вырастают в лучах восходящего солнца за спиной вождя, который стоит на волжском утёсе. А при попадании света на стены – они начинают переливаться. И это не случайно – Григорий Опрышко для создания такого эффекта использовал больше двух килограммов сусального золота.

Торжественный зал мемориала В.И. Ленина в Ульяновске

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о