8 августа 2020, 10:00

Леонид Берлин был разносторонним мастером: работал с хрупкой керамикой и тяжелой бронзой, социальной графикой и фантастическими мобилями. Его памятник Владимиру Высоцкому стоит в Музее скульптуры под открытым небом на Крымской набережной. Его скульптурная группа «Цирк» установлена перед фасадом Театра зверей им. Дурова. Работы Леонида Берлина хранятся не только в Русском музее и Третьяковской галерее – ежедневно десятки тысяч пассажиров московского метро проходят мимо его скульптур, которые украшают станции «Орехово», «Красногвардейская», «Битцевский парк» и «Римская».

Скульптор Леонид Берлин

Советский и российский скульптор-нонкомформист, живописец, график и книжный иллюстратор Леонид Львович Берлин родился в Москве 13 ноября 1925 года. Он был сыном расстрелянного в 1938 году деятеля иранского коммунистического движения Аветиса Султановича Султан-Заде, но о том, кто его настоящий отец, Леонид Берлин узнал только в 16 лет. Его воспитали отчим – инженер-электрик Лев Берлин. Их соседом по коммунальной квартире был хранитель скульптур в Третьяковской галерее Михаил Райхинштейн, который заметив талант мальчика, записал его в кружок рисования Дома пионеров. В 1940 году написанный четырнадцатилетним Леонидом Берлиным натюрморт опубликовал журнал «Юный художник». Во время войны в эвакуации в Челябинске мальчика принимают на должность ученика бутафорского цеха в эвакуированный туда же Малый театр, где он пишет картины для оформления спектаклей и портреты актёров. В 1942 году вместе с Малым театром Леонид Берлин вернулся в Москву. В 1949 году закончил скульптурный факультет Художественного института им. В.И. Сурикова.

Леонид Берлин «Автопортрет» (1940-е годы, холст, масло)

С середины прошлого века Леонид Берлин своим творчеством активно участвовал в формировании нового стиля официального искусства, известного позже под названием «сурового стиля шестидесятых». Его произведения были насыщены романтикой борьбы, отличались эмоциональностью и экспрессией. «Я отвергаю понимание скульптуры как искусства полутонов, едва заметных движений, изнеженных модуляций поверхности. Меня всегда привлекали драматические события жизни, в которые втянуты широкие массы людей, напряжение борьбы, романтика подвига», – бескомпромиссно провозглашал Леонид Берлин.

Леонид Берлин во время работы над скульптурой «Бард»

В 1960-е годы мастер обращается к новой технике – железной сварке, в которой создаётся работа «Формула взрыва» (1963), а затем «Бюрократ» и «Агрессия». «Однажды поняв, что сам не смогу отливать свои работы, я пошёл на стройку и за бутылку купил сварочный аппарат. Скульптуры из сварного железа мне нравились ещё тем, что начинать и заканчивать работу можно в своей мастерской», – вспоминал Леонид Берлин. Кстати, когда он пробовал делать первые работы сварочным аппаратом, соседи испугались, что Берлин из-за дилетантизма может устроить пожар. Тогда он сдал экзамен на сварщика и получил разряд.

Скульптура «Бард» была создана в 1982 году в рамках конкурса на надгробный памятник для могилы Высоцкого. Наготу Леонид Берлин объяснил так: «Певец и всё его творчество были полностью открыты народу, и именно благодаря этой открытости, как личности, так и души, Владимир Высоцкий был великим человеком». Сейчас памятник находится в Москве на территории усадьбы Зубовых (в начале улицы Солженицына).

В те же годы Леонид Берлин начинает работать над кинетическими скульптурами. Доктор искусствоведения, профессор Александр Морозов позже напишет об этом так: «Некто местный собирает на пустыре куски железа, обрезки труб, колесики, проволоку и т.п. Затем всё крепится друг к другу. Внутрь вставляется хитроумный механизм – новоявленный монстр начинает греметь и стрелять… Продукты распада социально-индустриальной утопии получают здесь неожиданную номинацию… Мёртвое одушевляется, в чужом проступают реалии человеческой повседневности… Тема всей творческой жизни Берлина – боль, ввергнутость в катастрофу, непостижимая способность человека сохранять в себе человеческое посреди хаоса зла».

«Ангел» – один из характерных примеров творчества Леонида Берлина. По форме это – сварная конструкция с подвижными элементами. Скульптора привлекала возможность превращать тяжеловесные «колючие» скульптуры в интерактивные произведения: зрителю предлагается взять вставную челюсть из чаши перед ангелом и положить обратно – благодаря этому конструкция приходит в движение, издавая характерные скрипяще-гремящие звуки. «Герой» Берлина – нелепый и трогательный железный ангел — вызывает смешанные чувства. Этот образ небесного посланника, попавшего в оковы своей грубой формы.

В 1962 году Леонид Берлин создаёт скульптурную группу «Оптимистическая трагедия» для одноименного кинофильма, ставшую его первой работой для кинематографа и вызвавшую многочисленные и горячо положительные отклики в советской прессе. Позже в качестве скульптора-декоратора он принимал участие в работе над фильмами «Андрей Рублёв» и «Сказание о Рустаме». В 1970-е годы окончательно формируется своеобразный индивидуальный творческий стиль Леонида Берлина. Типичным для него становится строгая структурность построения, обобщённость форм, приближенных к геометрической абстракции, приём контраста, гротеск, эмоциональная насыщенность, публицистичность, изобретательность и выдумка.

Композиция «Охрана природы» на станции «Орехово» (бронза, медь, железо, сварка)

В 1980-е годы большое место в творчестве Леонида Берлина занимает работа по оформлению станций Московского метрополитена. В 1984 году он создаёт многофигурную композицию «Охрана природы» для наземного вестибюля станции «Орехово». Ничего подобного до сих пор в метро ещё не было – задачи образной выразительности художнику пришлось решать параллельно с проблемами чисто техническими. В итоге многотонная композиция в сварном каркасе смотрится, как ажурная конструкция.

Геральдические бетонные рельефы на станции «Красногвардейская»

В 1985 году, создавая рельефы для станции «Красногвардейская», Леонид Берлин отдаёт дань театральной патетике первых лет Октября, выполнив их в виде натянутых транспарантов. Геральдические бетонные рельефы, размещённые над лестницами выхода в город в торцах станции, своей агрессивной пластикой оттеняют элегантную простоту архитектурной графики интерьера самой станции.

В оформлении станции «Битцевский парк» (сейчас – «Новоясеневская») Леонид Берлин обратился к архиважному библейскому образу – Ноеву Ковчегу. В 1991 году многофигурная пространственная кинетическая композиция высотой 18 метров была размещена прямо на крыше наземного вестибюля станции. Образ Ноева Ковчега на станции метро в районе Ясенево возник не случайно – в начале 1980-х годов на территории Битцевского парка предполагалось строительство нового московского зоопарка, и эта станция была бы ближайшей ко входу в зоопарк.

Скульптурная композиция «Ноев Ковчег»

В 2012 году во время сооружения нового пересадочного узла «Новоясеневская»-«Битцевский парк» скульптурная композиция была демонтирована. Специалисты восстановили и отреставрировать медные скульптуры детей и зверей, а паруса и элементы металлоконструкции изготовили заново. В 2015 году в День города москвичи увидели восстановленную скульптурную композицию «Ноев Ковчег» в сквере рядом с отстроенным заново объединённым вестибюлем.

«Хоровод ангелов и путти» (из серии эскизов скульптурного оформления станции «Римская» Московского метрополитена, 1992 год)

В 1997 году за монументально-декоративное оформление станции «Римская» Леонид Берлин получил звание Лауреата Премии Москвы в области литературы и искусства. В работе на станцией воплощена самая удачная постмодернистская интерпретация мифологемы «Москва – третий Рим». Здесь мастер отказался от героического пафоса прежних монументальных работ и беспокойной барочности декоративных силуэтов. Скульптуры «Римской» отличаются мягкой плавностью крупных форм, светлой, солнечной раскраской, спокойной просветленностью образа, навеянного искусством итальянского Возрождения.

«Ромул и Рем» (из серии эскизов скульптурного оформления станции «Римская» Московского метрополитена, 1992 год)

Рельеф на арке при спуске с эскалатора встречает всякого входящего на станцию – это «Капитолийская волчица» кормит будущих основателей Рима младенцев Ромула и Рема. На другой стороне – перед переходом на станцию «Площадь Ильича» – изображена Мадонна, кормящая грудью младенца. А сразу за поворотом – поверженная, расколовшаяся античная колонна. А на ней, как на стволе упавшего дерева, играют два малыша – всё те же Ромул и Рем, добрые духи Италии. С противоположной стороны – снова при спуске с эскалатора – высоко над проходом на перрон размещена античная маска трагедии, а может быть голова Пана, неуловимо похожая на самого Леонида Берлина. Испокон веков, и в римские времена, и в эпоху Возрождения, художники оставляли где-нибудь в укромном уголке храма свой скрытый автопортрет.

«Малыш среди античных руин» (из серии эскизов скульптурного оформления станции «Римская» Московского метрополитена, 1992 год)

Необычная, не похожая ни на одну другую станция «Римская», осенённая духом античности и христианства – залог нерасторжимого единства времён и народов. Люди иной эпохи, далекой от Рима страны бегут по своим делам, торопятся, едва замечая рельефы Берлина, очень тактично, неназойливо-скромно вкраплённые в архитектуру станции. Но рельефы – те, кажется, замечают каждого пассажира и отдают каждому, помимо его воли и сознания частицу своей поэзии и красоты.

Одна из скульптур Леонида Берлина на станции «Римская»

Искусство Леонида Берлина – это закодированная в выразительной форме информация о любви, человеке, вообще о живом и его трагедии. Его произведения хранятся сегодня в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее изобразительных искусств имени Пушкина, Московском музее современного искусства, Международном музее скульптуры под открытым небом в Сеуле и в музее Зиммерли в Нью-Джерси.

Все изображения взяты из открытых источников.

3
Оставить комментарий

avatar
2 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
2 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
Пётр НовиковStanislav_Chernec_130 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Stanislav_Chernec_130
Участник

СПАСИБО!!!
Есть повод покататься в метро на выходных… Кроме поиска билетов и карт…

Stanislav_Chernec_130
Участник

А «АНГЕЛ» — это автопортрет??? Или простое совпадение???