25 декабря 2021, 10:00

Художник большой эрудиции и знаний, Илья Слоним прекрасно ориентировался в художественном наследии прошлого, хорошо знал традиции современного искусства. Его заинтересованность судьбами искусства выражалась не только в человеческих и профессиональных контактах с художниками самых разных поколений, но и в часто появлявшихся в прессе статьях, посвящённых выставкам, художникам и отдельным творческим проблемам.

Скульптор Илья Слоним

Илья Львович Слоним родился 24 октября 1906 году в Ташкенте, в семье горного инженера, выпускника и впоследствии профессора Нефтяного института Льва Ильича Слонима. В 1921 году семья переехала в Москву. Родители были близкими друзьями и многолетними корреспондентами писателя Исаака Бабеля, который некоторое время также был их квартирантом. В семье сохранилась его повесть «Еврейка» (опубликована посмертно в 1989 году). Отец был автором ряда научных трудов, монографии «Электрификация американской нефтяной промышленности» (1927) и учебника «Основы нефтепромысловой электротехники» (1946).

В 1924–1929 годах Илья Слоним обучался во ВХУТЕМАСе / ВХУТЕИНе под руководством Ивана Ефимова, Иосифа Чайкова и Владимира Фаворского. В 1931 году работы тогда ещё молодого скульптора впервые появились на выставке Общества русских скульпторов (ОРС). С тех пор он стал постоянным участником московских, всероссийских, всесоюзных, групповых и зарубежных выставок. По характеру своего дарования Илья Слоним тяготел к каменной скульптуре. Он много работал над психологическим портретом, создавал жанровые композиции, натурные этюды. В последние годы жизни его особенно привлекала пластика малых форм.

«Мальчик с кроликом» (Илья Слоним, 1933 год)

Источником тем и сюжетов для скульптора была окружающая его современная жизнь с её интересами и увлечениями. Так, в 1920-х – начале 1930-х годов, пожалуй, самым ярким и многообещающим видом искусства был театр. Он надолго стал темой творчества Ильи Слонима. В технике фаянса и фарфора скульптор создал многочисленные портретные статуэтки и композиционные группы актеров в ролях из произведений Николая Гоголя и Александра Островского. Много работал над серией «Мастера Большого театра». Хорошо развитое чувство материала и умение работать в разнообразных техниках всегда было сильной стороной скульптора. Илья Слоним много работал в жанре портрета. В 1934–1935 годах трудился на фарфоро-фаянсовой фабрике ЗиК в Конаково.

«Кукольник Сергей Образцов, играющий «Кошкин дом» (Илья Слоним, 1948 год, Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова, повторный выпуск ок. 2000 года)

30 января 1952 года в составе второго пускового участка Кольцевой линии открылась станция «Белорусская». Западный наземный вестибюль станции расположен на площади Белорусского вокзала, на углу Грузинского Вала и площади Тверской заставы. Вестибюль представляет собой массивное квадратное трёхэтажное здание. Две арки входов и выходов являются частью композиции будущего семиэтажного административного здания. Такие же арки повторяются по фасаду, выходящему в сторону Грузинского вала. По фризу вестибюля главного фасада установлены барельефы, изображающие торжество советского народа-победителя, выполнены скульпторами Саулом Рабиновичем и Ильёй Слонимом в мастерской скульптора Сергея Орлова.

Наземный вестибюль станции «Белорусская»-кольцевая (1952 год)

В 1950-х годах особое внимание Ильи Слонима особенно дерево и мрамор. Он никогда не прибегал к помощи мастеров-резчиков. Самостоятельно переводя свои работы в материал, дорабатывая и корректируя их, мастер добивался новых художественных качеств скульптуры, увеличивал силу ее эмоционального воздействия на зрителя. Овладение трудным искусством непосредственной работы в материале в свою очередь совершенствовало чувство формы и пластики. Илья Слоним всегда настойчиво советовал молодым художникам самостоятельно работать в материале, призывая их не лишать себя радости участия в окончательном рождении своего произведения.

Статья «Портреты в фарфоре», опубликованная в журнале «Огонёк» (№ 4 (1077), 25 января 1948 года)

В 1956 году Илья Слоним был избран членом правления Московского отделения Союза художников РСФСР. В 1960–1965 годах выполнял портреты в бронзе, чугуне, и дереве. Илья Слоним предпочитал лепить людей хорошо знакомых. Это позволяло ему точнее выразить свое отношение к портретируемому, запечатлеть неповторимость облика и характера человека. Круг его моделей – писатели, ученые, музыканты, художники. В жанре портрета выполнены образы современников скульптора: Дмитрия Шостаковича (1942), Роберта Фалька (1944), Сергея Образцова (1948), Сергея Прокофьева (1940-е годы), Виктора Шкловского (1955), Ильи Эренбурга (1960), Анны Ахматовой (1964) и других. Его портреты сдержанны, лишены внешней эффектности и глубоко психологичны.

«Народный артист РСФСР Николай Рыжов в роли купца Барабошева в комедии Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше» (Илья Слоним, 1950 год, Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова)

Интерес к музыке, литературе и искусству прошлого побудил Илью Слонима в начале 1970-х годов обратиться к античной мифологии. Появилась так называемая «античная серия», в которй ярко проявилось свойственное мастеру композиционное мастерство. В таких работах, как «Похищение Европы», «Одиссей и Пенелопа», «Кентавр и Кентавресса», «Орфей и Пегас», точное распределение и организация масс, взаимосвязанность фигур, сложный ритм контуров, воздушная среда, как формообразующий фактор позволяют достигнуть цельного пластического образа. В решении этих вечных тем и сюжетов покоряют поэтичность, искренность и теплота.

«Портрет писателя Ильи Горигорьевича Эренбурга» (Илья Слоним, 1961 год)

Стилистически близко к «античной серии» стоят его групповые композиции, посвященные археологии («Реставраторы», «Археологи» и другие). Им свойственна органичность сочетания произведений искусства, воспроизведенных в скульптуре, с фигурами «живых» людей. Он избирал для этих работ терракоту или шамот и компоновал их сразу же в материале, не делая предварительных натурных этюдов. Композиции обобщены, архитектоничны, оставляют ощущение правильно найденных соотношений масс. Профессиональная культура, внутренняя и внешняя гармония и уравновешенность отличают работы Ильи Слонима. Скульптор нашел свой собственный пластический язык, который делает его узнаваемым и не похожим на других, мастеров.

Надгробие скульптора Сарры Лебедевой (Илья Слоним, 1971 год, Новодевичье кладбище)

Среди последних работ Ильи Слонима – произведения мемориальной скульптуры: надгробия и памятные доски известным людям СССР. В числе последних мемориальных работ: «Проект надгробия Эренбургу» (1969), «Надгробие Сарры Лебедевой» (1971), «Проект надгробия Павлу Кузнецову» (1973), «Проект надгробия Корнею и Марии Чуковским» (1970–1973) и другие. Работы Ильи Слонима представлены во многих музейных собраниях, среди которых – Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и Мурманский областной художественный музей.

Известный журналист и телепродюсер Маша Слоним с гипсовыми работами отца, скульптора Ильи Слонима: слева – бюст Маши, когда ей было 17 лет – она часто позировала отцу. Справа – фигурка её бабушки-англичанки Айви Лоу (2015 год)

Илья Слоним любил повторять слова Родена: «Великий мастер – тот, кто смотрит своими глазами на то, что все видели, и кто умеет увидеть красоту в привычных, не останавливающих внимания явлениях. А плохие художники всегда надевают чужие очки». С этим требованием мастер подходил и к своему искусству и к искусству других.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о