2 августа 2020, 10:00

Для творчества Елены Янсон-Манизер характерны академически точно выполненная скульптурная композиция с созданием психологически верного образа своего современника и особенностей физического сложения портретируемого персонажа. Статуэтки на темы спорта и классического балета, отлитые по её моделям, составляют «золотой фонд» скульптуры малых форм XX века. Все персонажи скульптора убедительно выразительны и идеальны, в своей физической красоте, динамика их поз насыщена большой внутренней экспрессией, прекрасно передающей накал спортивной борьбы и личного стремления к победе.

Скульптор Елена Янсон-Манизер

Елена Александровна Янсон-Манизер родилась 17 января 1890 года в Петергофе, в семье ремесленника. Окончив гимназию в 1911 году, поступила на частные архитектурные курсы Елены Феликсовны Багаевой в Петербурге. С 1914 года училась на архитектурном факультете Политехнического института, и, не окончив его, с 1917 года по 1921 год училась на архитектурном факультете Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (Академия художеств). Совмещала учёбу с работой чертёжницы, принимала участие в археологических экспедициях в Крыму, работала помощницей театрального декоратора в Государственном театре марионеток, где начала лепить и вырезать из дерева фигурки кукол. В 1921 году, возобновив учёбу, перешла на скульптурный факультет ВХУТЕМАС, в мастерскую Матвея Манизера, а в 1926 году стала его женой.

Трудно переоценить ту роль, которую сыграл ленинский план монументальной пропаганды для развития советской скульптуры. Известный декрет Совета Народных Комиссаров от 12 апреля 1918 года, призывавший «мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической Революции», поставил перед скульптурой необычайно большие и ответственные задачи, подчеркнул полезность и нужность работы скульптора в новом обществе.

Елена Янсон-Манизер в мастерской

Когда в молодом Советском государстве со стороны партии и правительства была проявлена забота и внимание к всеобщему развитию физической культуры и спорта, в творчестве Елены Янсон-Манизер впервые появляются работы на спортивную тематику. В 1926 году она создаёт, блестящую, по своим художественным достоинствам, серию статуэток («Старт в воду», «Баскетболистка», «Футболист», «Толкатель ядра»), которые в 1930-х годах были увеличены, отлиты в бронзе и установлены в парках культуры и отдыха Москвы и Ленинграда.

Один из фарфоровых медальонов для станции «Динамо»

Зимой 1937 года Елене Янсон-Манизер предложили выполнить скульптурные работы для станции «Динамо», которая строилась рядом с самым большим на тот момент стадионом Москвы, где тренировались и выступали лучшие физкультурники Советского Союза. Этих счастливых юношей и девушек и должна была изобразить скульптор. Елена Янсон-Манизер просмотрела много спортивных журналов, часто и подолгу просиживала на стадионе, внимательно изучая каждое движение молодых физкультурников, советовалась с ними, и это очень помогло ей в работе. В итоге центральный и боковые залы станции украсили круглые фарфоровые медальоны, изготовленные на Ленинградском фарфоровом заводе. На них были изображены аллегории 21 вида соревнований, по которым проходили Спартакиады народов СССР: метание диска, теннис, штанга, скалолазание, конькобежный спорт, бокс, хоккей с шайбой, лыжный спорт, ручной мяч, художественная гимнастика, спортивная гимнастика (бревно), спортивная гимнастика (конь), спортивная гимнастика (брусья), футбол, горные лыжи, толкание ядра, метание копья, мужское фигурное катание, женское фигурное катание, бег с препятствиями и гиревой спорт. Для некоторых барельефов прототипами послужили реальные спортсмены. Например, конькобежка – это Мария Исакова, а футболист – Григорий Федотов. Кстати, на первом от южного выхода медальоне с изображением горнолыжника есть надпись: «Янсон-Манизер, 1933». Кроме этого, скульптурный фриз на спортивные темы, работы Елены Янсон-Манизер, украсил и наземный вестибюль станции.

Майя Плисецкая позирует для скульптора

Но любимой темой Елены Янсон-Манизер всегда оставалась изображение танца. С 1934 года по 1937 год она создаёт серию из семи скульптур на тему балетов «Лебединое озеро», «Каменный цветок», «Дон Кихот», «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта» и «Египетские ночи». Героями её работ стали Галина Уланова, Анна Павлова, Майя Плисецкая, Вера Каминская, Михаил Михайлов, Марис Лиепа и многие другие. Произведения Елены Янсон-Манизер представляют не только эстетический интерес, но также несут в себе творческое своеобразие артистов. Декоративность, пластичность фигур передавали богатство и особенности советского балета в целом и каждого танцора в частности.

Барельеф с изображением И.В.Сталина на торцевой стене

В конце 1940-х годов Елена Янсон-Манизер создала серию барельефов на тему многонационального СССР и рельефный портрет И.В. Сталина в окружении победных знамён для оформления станции метро «Серпуховская» (сейчас – «Добрынинская»). На барельефах, утопленных в арках пилонов, были изображены советские люди трудовых специальностей разных республик и народностей, которые показаны в единстве и сотрудничестве с окружающей их природой – деревьями, плодовыми кустарниками, лозами и северным морем. Природа здесь, в отличие от избитого штампа советского искусства, это не объект преодоления и подчинения, а любимая и любящая мать человечества, вдохновляющая своих детей. Изначально барельефов на станции «Добрынинская» было 16 – по количеству союзных республик, но после сооружения в конце 1950-х годов гермозатвора, их осталось 12. Портрет вождя народов в торце станции был демонтирован в 1961 году после развенчания культа личности. Через шесть лет на этом месте появилось красочное панно «Утро космической эры» (художник Серафим Павловский), изображающее женщину с малышом, который тянется к звёздам.

Барельеф на станции «Добрынинская»

В 1950-е годы Елена Янсон-Манизер активно работала для Ленинградского фарфорового завода: ею были созданы такие статуэтки, как «Гирей сидящий», «Гирей с плащом», «Зарема с зеркалом», «Мария с шарфом», «Мария сидящая» и многие другие. Некоторые из декоративных произведений были в дальнейшем отлиты в чугуне и успешно тиражировались.

Моделью для скульптуры «Балерина», установленной в Парке Горького, послужила легендарная советская балерина Галина Уланова

Елена Александровна Янсон-Манизер сохраняла творческую активность до глубокой старости. Скончалась в возрасте 81 года. Была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище вместе с мужем – выдающимся скульптором Матвеем Манизером. На их могиле установлен оригинальный бронзовый памятник: в центре композиции скульптура мужчины и женщины на постаменте из красного гранита. Мужчина опирается на металлический куб, на лицевой грани которого изображен барельеф Матвея Манизера в профиль. Женщина прислоняется к мужчине сзади. На постаменте металлическими буквами зафиксированы звание, имя и годы жизни Матвея Манизера. На переднем плане надгробного комплекса уложена гранитная могильная плита, в верхнюю часть которой вмонтирована металлическая табличка с барельефом Елены Александровны и выгравированной надписью «Скульптор Елена Александровна Янсон-Манизер», а также годами жизни.

Тема спорта – одна из самых популярных в творчестве Елены Янсон-Манизер

Все изображения взяты из открытых источников.

3
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
2 Ответы по цепочке
2 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
Stanislav_Chernec_130Пётр НовиковStanislav_Chernec_130 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Stanislav_Chernec_130
Участник

А на Проспекте Маркса спортсмены были чьи???