4 июня 2020, 14:30

Филателия – большая область в коллекционировании. Мы уже публиковали филателистические статьи о почтовых марках по теме метро. Но помимо почтовых марок, филателия имеет различные направления, например такие как “цельная вещь”. Возможно, не все коллекционеры знакомы с этим термином, однако опытный филателист сможет вам долго рассуждать о той или иной направленности “цельной вещи”. Это и маркированные и немаркированные конверты и карточки, которые сами по себе подразделяются на несколько групп; это и различные почтовые карточки и бланки; сувенирная продукция и т.д.

С сегодняшнего дня мы начинаем публикации по направлению ХМК (Художественных маркированных конвертов), по рисункам которых объединились коллекционеры «цельных вещей» и назвались сигиллатистами – ещё одно узкое направление в филателии. Помимо хронологического обзора Советских и Российских ХМК, мы также подготовим обзор и по НМХК (Немаркированным художественным конвертам). И всё это, естественно по теме нашего любимого метро.

На сегодня отсутствуют публикации или статьи по сигиллатии так или иначе связанные с темой метро. Мы попробуем восполнить данный пробел, составим каталог, а вы нам в этом поможете.

Итак…

Первое упоминание метрополитена на почтовом конверте мы нашли в так называемых рекламно-агитационных конвертах 30-х годов прошлого столетия. Рекламно-агитационные конверты выпускались огромными тиражами (500.000 — 5.000.000). За всё время было выпущено около 300 видов таких конвертов, но по теме «метро» был всего один почтовый конверт. Причём этот конверт был выпущен задолго до официального открытия Московского метрополитена.

ХМК №1
Мособлит от 20/VIII 1934 г. Тираж 3.000.000. Гознак.

Несмотря на трёхмиллионный тираж, найти такой конверт в идеальном состоянии практически невозможно. На различных аукционных площадках время от времени всплывает этот конверт, но в основном это заполненные, грязные или надорванные экземпляры, за которые просят не одну тысячу рублей. А экспертная оценка данного конверта в идеальном состоянии (без заполнений и надрывов) 45.000 рублей.

Данный конверт сигиллатисты всё-таки относят к группе рекламно-агитационных конвертов, однако мы осмелимся присвоить ему первый номер в нашем каталоге ХМК №1.




После долгого перерыва в 1956 году выпускается серия «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА» из 10 конвертов.

Художественное оформление каждой станции, а точнее станционных залов выполнены в красочных рамках. В нижней части названия станций на русском и французском языках, также название Московского метрополитена им. Ленина — MOSCOU MÉTROPOLITAIN V.I. LÉNINE. Именно этот перевод подтолкнул коллекционеров назвать серию «французским». Интересным фактом данной серии является красный логотип столичного метро в виде буквы «М», на который наши коллекционеры особенно пристально обращают внимание. На каждом из конвертов логотип разный.

Серия «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА». Издание Министерства Связи СССР, цена каждого конверта с маркой 50 коп. (март-апрель 1956 г.)

Издание Министерства Связи СССР, цена каждого конверта с маркой 50 коп. (март-апрель 1956 г.)

ХМК №2
Станция «Таганская».
03.03.1956 г.



ХМК №3
Станция «Комсомольская» (кольцевая).
03.03.1956 г.



ХМК №4
Станция «Курская».
10.03.1956 г.



ХМК №5
Станция «Калужская».
14.03.1956 г.



ХМК №6
Станция «Маяковская».
17.03.1956 г.



ХМК №7
Станция «Измайловская».
17.03.1956 г.



ХМК №8
Станция «Белорусская» (кольцевая).
30.03.1956 г.



ХМК №9
Станция «Электрозаводская».
30.03.1956 г.



ХМК №10
Станция «Сокол».
17.04.1956 г.



ХМК №11
Станция «Ботанический сад».
29.04.1956 г.

Отметим также, что опять-таки найти в приличном состоянии эти конверты достаточно затруднительно. В данном случае, типографская бумага «бледнеет» от времени, и на аукционных площадках можно увидеть только пожелтевшие экземпляры.




В 1957 году в честь 250-летия Ленинграда была выпущена серия из 10-и конвертов, посвящённых достопримечательностям города. На одном из конвертов изображение станции метро «Автово» Ленинградского метрополитена.

ХМК №12
Ленинградский метрополитен. Станция «Автово».
04.06.1957 г.

Внимательные коллекционеры заметят, что основанный в 1703 году Петербург должен был отметить 250-летие в 1953 году. Однако смерть Сталина в 1953 году, а потом ХХ съезд КПСС и развенчание культа личности отодвинули торжества на целых 4 года.




В том же 1957 году, а конкретнее 25 июня 1957 г. была перевыпущена серия конвертов «Московский метрополитен им. В.И.Ленина», однако в новом выпуске из 10-и конвертов перевыпустили только 6. Дизайн конвертов отличался от выпуска 1956 г. только датой выпуска на лицевой стороне конверта.

ХМК №13 — Станция «Белорусская» (кольцевая)

ХМК №14 — Станция «Ботанический сад»

ХМК №15 — Станция «Комсомольская»

ХМК №16 — Станция «Маяковская»

ХМК №17 — Станция «Таганская»

ХМК №18 — Станция «Электрозаводская»

продолжение следует…

2
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
2 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
Арам Григорян 131Николай Маслов Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Николай Маслов
Editor

Несмотря на тираж в 3млн. штук, проход агитационного конверта я видел только 1 раз, на «Мешке», другие аукционы не мониторю по этой теме.
А из набора 1956 года, осталось заполучить только «Сокол».