Филателия – большая область в коллекционировании. Мы уже публиковали филателистические статьи о почтовых марках по теме метро. Но помимо почтовых марок, филателия имеет различные направления, например такие как “цельная вещь”. Возможно, не все коллекционеры знакомы с этим термином, однако опытный филателист сможет вам долго рассуждать о той или иной направленности “цельной вещи”. Это и маркированные и немаркированные конверты и карточки, которые сами по себе подразделяются на несколько групп; это и различные почтовые карточки и бланки; сувенирная продукция и т.д.
С сегодняшнего дня мы начинаем публикации по направлению ХМК (Художественных маркированных конвертов) и НМХК (Немаркированных художественных конвертов), по рисункам которых объединились коллекционеры «цельных вещей» и назвались сигиллатистами – ещё одно узкое направление в филателии. Помимо хронологического обзора Советских и Российских ХМК, мы также подготовим обзор и по НМХК (Немаркированным художественным конвертам). И всё это, естественно по теме нашего любимого метро.
На сегодня отсутствуют публикации или статьи по сигиллатии так или иначе связанные с темой метро. Мы попробуем восполнить данный пробел, составим каталог, а вы нам в этом поможете.
Итак…
Первое упоминание метрополитена на почтовом конверте мы нашли в так называемых рекламно-агитационных конвертах 30-х годов прошлого столетия. Рекламно-агитационные конверты выпускались огромными тиражами (500.000 — 5.000.000). За всё время было выпущено около 300 видов таких конвертов, но по теме «метро» был всего один почтовый конверт. Причём этот конверт был выпущен задолго до официального открытия Московского метрополитена.
Несмотря на трёхмиллионный тираж, найти такой конверт в идеальном состоянии практически невозможно. На различных аукционных площадках время от времени всплывает этот конверт, но в основном это заполненные, грязные или надорванные экземпляры, за которые просят не одну тысячу рублей. А экспертная оценка данного конверта в идеальном состоянии (без заполнений и надрывов) 45.000 рублей.
Данный конверт сигиллатисты всё-таки относят к группе рекламно-агитационных конвертов, однако мы осмелимся присвоить ему первый номер в нашем каталоге ХМК №1.
После долгого перерыва в 1956 году выпускается серия «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА» из 10 конвертов.
Художественное оформление каждой станции, а точнее станционных залов выполнены в красочных рамках. В нижней части названия станций на русском и французском языках, также название Московского метрополитена им. Ленина — MOSCOU MÉTROPOLITAIN V.I. LÉNINE. Именно этот перевод подтолкнул коллекционеров назвать серию «французским». Интересным фактом данной серии является красный логотип столичного метро в виде буквы «М», на который наши коллекционеры особенно пристально обращают внимание. На каждом из конвертов логотип разный.
Серия «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА». Издание Министерства Связи СССР, цена каждого конверта с маркой 50 коп. (март-апрель 1956 г.)
Издание Министерства Связи СССР, цена каждого конверта с маркой 50 коп. (март-апрель 1956 г.)
Отметим также, что опять-таки найти в приличном состоянии эти конверты достаточно затруднительно. В данном случае, типографская бумага «бледнеет» от времени, и на аукционных площадках можно увидеть только пожелтевшие экземпляры.
В 1957 году в честь 250-летия Ленинграда была выпущена серия из 10-и конвертов, посвящённых достопримечательностям города. На одном из конвертов изображение станции метро «Автово» Ленинградского метрополитена.
Внимательные коллекционеры заметят, что основанный в 1703 году Петербург должен был отметить 250-летие в 1953 году. Однако смерть Сталина в 1953 году, а потом ХХ съезд КПСС и развенчание культа личности отодвинули торжества на целых 4 года.
В том же 1957 году, а конкретнее 25 июня 1957 г. была перевыпущена серия конвертов «Московский метрополитен им. В.И.Ленина», однако в новом выпуске из 10-и конвертов перевыпустили только 6. Дизайн конвертов отличался от выпуска 1956 г. только датой выпуска на лицевой стороне конверта.
ХМК №13 — Станция «Белорусская» (кольцевая)
ХМК №14 — Станция «Ботанический сад»
ХМК №15 — Станция «Комсомольская»
ХМК №16 — Станция «Маяковская»
ХМК №17 — Станция «Таганская»
ХМК №18 — Станция «Электрозаводская»
продолжение следует…
Несмотря на тираж в 3млн. штук, проход агитационного конверта я видел только 1 раз, на «Мешке», другие аукционы не мониторю по этой теме.
А из набора 1956 года, осталось заполучить только «Сокол».