29 июня 2024, 10:00

Сегодня, 29 июня, исполняется ровно 40 лет со дня пуска метро в столице Белоруссии.

После окончания Великой Отечественной войны Минск рос быстрее других крупных городов Советского Союза, в основном благодаря активному развитию промышленности. К моменту рождения 25 января 1972 года миллионного минчанина, город уже испытывал определённые трудности в перевозке пассажиров, так как основные магистрали практически исчерпали свою пропускную способность. Руководством союзной республики рассматривались три варианта развития столичной транспортной системы: автобус-экспресс, скоростной трамвай и метрополитен.

Схема линий Минского метрополитена

Постановление о строительстве метрополитена в Минске было принято Советом Министров СССР 4 февраля 1977 года, а уже 3 мая были начаты работы по его сооружению. Первую сваю под котлован будущей станции 16 июня 1977 года вбил передовик, Герой Социалистического Труда, машинист копра спецтреста «Строймеханизация» Министерства промышленного строительства Белорусской ССР Николай Полевков, а историческую надпись на ней сделал первый секретарь ЦК компартии Белоруссии Пётр Машеров.

Первая свая минского метро

4 ноября 1977 года со строительной площадки будущей станции «Парк Челюскинцев» началась проходка тоннелей. Работы выполняли с помощью немеханизированного проходческого щита, который за месяц прокладывал всего 45 метров тоннеля. Нередко строительство сопровождалось плывунами, немало трудностей создавали и инженерные коммуникации. Чтобы не повредить архитектурный ансамбль Минска, в особенности в исторической части города, прокладку тоннелей и строительство станций пришлось вести с высокой степенью надёжности и точности.

При сооружении станции «Площадь Победы» возникли сложности из-за реки, обелиска и близкого расположения домов. Но строители достойно справились со всеми трудностями, проложив тоннель под рекой Свислочь всего за 12 дней. На станции «Октябрьская» метростроевцев ждал сюрприз – находка в виде бивней мамонта. На станции «Институт Культуры» – снаряды времён Великой Отечественной войны. Находили и старинные монеты, и другие исторические артефакты.

Первый поезд Минского метрополитена

Минский метрополитен открылся 29 июня 1984 года – накануне празднования 40-й годовщины освобождения столицы Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. В этот день началось регулярное движение поездов от «Московской» до «Института Культуры» и открылось электродепо «Московское».

Торжественный митинг на станции «Площадь Ленина», посвящённый открытию минского метро

Несмотря на серьёзные трудности при строительстве, метро было принято в эксплуатацию с общей оценкой «отлично». Самую высокую оценку поставили Минскому метрополитену и пассажиры, которые в первые дни его эксплуатации написали сотни благодарностей в книгу отзывов и предложений. Спускаясь впервые в метро, люди ощущали себя в подземных дворцах. Каждая станция имела свой неповторимый архитектурный облик. Метро очень быстро стало самым популярным видом общественного транспорта – уже за первый год его услугами воспользовались более 80 миллионов пассажиров.

С момента пуска по настоящее время метрополитен белорусской столицы прошёл большой путь развития. Сегодня он играет ключевую роль в транспортной инфраструктуре и без него уже невозможно представить повседневную жизнь города. Ежегодно минское метро перевозит более 300 млн пассажиров, а удельный вес метрополитена в городских перевозках коммунальным пассажирским транспортом приближается к 40%.

Потолок на станции «Ковальская Слобода» оформлен тенью, сделанной с помощью причудливой инсталляции и направленного на неё прожектора

В настоящее время эксплуатационная длина трёх линий Минского метрополитена с 33 станциями (15 расположены на Московской линии, 14 – на Автозаводской линии и пока 4 – на Зеленолужской линии) в двухпутном исчислении составляет 40,82 километра. Инвентарный парк насчитывает 390 вагонов, из которых сформированы 73 пятивагонных и 6 четырёхвагонных поездов.

В состав государственного предприятия «Минский метрополитен» входит 30 структурных подразделений: 10 служб, 2 электродепо («Московское» и «Могилёвское»), 11 отделов, аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов, ситуационный центр, лаборатория метрологии, четыре сектора, два общежития. Штатная численность работников метрополитена составляет более пяти тысяч человек.

Станция «Вокзальная»

Минский метрополитен динамично и эффективно движется вперёд в сфере модернизации производственных процессов, обеспечивая все необходимые условия для удобства и комфорта пассажиров. Подвижной состав меняется на более современный, комфортный и безопасный. На всех станциях введён бесконтактный способ оплаты проезда с использованием банковских платёжных систем. В метро появился доступ в интернет по технологии Wi-Fi. Создана и постоянно совершенствуется доступная среда для удобства пассажиров различных возможностей.

В ноябре 2020 года были открыты 4 новые станции («Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича» и «Юбилейная площадь») третьей линии, которая в последующем будет продлена с вводом в эксплуатацию электродепо «Слуцкое».

Станция «Юбилейная площадь» – пока конечная на севере Зеленолужской линии

В ближайшие годы планируется продление всех существующих радиальных линий, а в долгосрочной перспективе запланировано сооружение четвёртой (кольцевой) линии, состоящей из 17 станций, протяжённость 25,4 км. Строительство этой линии позволит окончательно решить вопрос разгрузки пересадочного узла между первой и второй линиями, реализовать концепцию создания транспортно-пересадочных узлов между всеми видами городского и пригородного транспорта.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о