15 ноября 2020, 10:00

Сегодня метро Санкт-Петербурга отмечает своё 65-летие. Второй  метрополитен нашей страны был открыт 15 ноября 1955 года. Сегодня Петербургский метрополитен насчитывает 72 станции, расположенные на пяти линиях общей протяжённостью почти 125 км. Ежедневно метрополитен Северной столицы перевозит более 2 миллионов пассажиров. Как и многие другие метрополитены, Петербургский имеет свои индивидуальные особенности: оригинальные для России станции типа «горизонтальный лифт», самые старые в России поезда до сих пор эксплуатируемые на линии и самую большую в мире среднюю глубину заложения станций.

Петербургский метрополитен сегодня

Идея создания в столице Российской империи городской внеуличной железной дороги уходит своими корнями в XIX век. Ещё в 1820 году инженер Торгованов обращался через графа М.А. Милорадовича к Александру I с проектом устройства тоннеля под Невой. Предложение получило резолюцию: «Выдать Торгованову из кабинета 200 рублей и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». С похожими идеями так же безрезультатно выступал известный изобретатель-самоучка Иван Кулибин. Неосуществленными проектами в силу обстоятельств остались тогда и петербургские разработки знаменитого «отца тоннелестроения» английского инженера французского происхождения Марка Брюнеля. Сооруженный в 1855 году Николаевский (Благовещенский) мост на какое-то время отодвинул решение задачи соединения невских берегов и грузопассажирских перевозок из центра на Васильевский остров. Однако уже вскоре она встала с новой остротой. На рубеже столетий Петербург превратился в быстрорастущий промышленный город, исторический центр которого оказался средоточием деловой активности. Оживление городской жизни, рост интенсивности движения на старых улицах и проспектах заставили обратить внимание на новые, ещё не традиционные способы решения транспортной проблемы.

Проект Петербургского метрополитена Петра Балинского

В 1889 году Правление Балтийской железной дороги выдвинуло первый проект внутригородской магистрали между Балтийским и Финляндским вокзалами. Этим было положено начало многочисленным предложениям и разработкам – своего рода прообразам метрополитена, с конца 1890-х годов почти ежегодно поступавшим от различных организаций и частных лиц. В большинстве первых проектов городская железная дорога предназначалась, прежде всего, для соединения всех вокзалов единой линией, а также для разгрузки движения по Невскому проспекту – основной магистрали города. Интереснейшие разработки выдвигал один из первых теоретиков отечественного метростроения, инженер путей сообщения Пётр Балинский. Подобные суждения в целом находили сочувствие и у предпринимателей, и у некоторых видных государственных деятелей. Идею метрополитена, в частности, поддерживал Сергей Витте, знакомый с проектами Балинского и вполне одобрявший его сметные расчёты.

Станция «Автово»

Свои идеи по созданию внутригородской железной дороги предлагали в разное время многие инженеры, а также Управление городских железных дорог. Однако борьба различных, часто противоречащих друг другу интересов при обсуждении всех этих проектов в многочисленных инстанциях и необходимость больших финансовых затрат для их осуществления оказались тогда непреодолимыми препятствиями на пути воплощения в жизнь идеи метрополитена. Возвращение к ней произошло лишь в 1930-е годы, в совершенно иную историческую эпоху. Известно около десятка предложений по строительству метрополитена, разработанных в различных проектных организациях Ленинграда в 1930-е года.

Станция «Нарвская»

В 1933 году Ленинградским НИИ коммунального хозяйства (ЛНИИКХ) был разработан проект метрополитена из трех линий: от Автово до Финляндского вокзала, от Московского вокзала до железнодорожной станции Ланская и от Балтийского вокала к Казанскому собору. Особенность данного проекта – линии метрополитена обеспечивали исключительно внутригородское сообщение, без выходов в пригороды.

Станция «Маяковская»

В 1937 году ЛНИИКХ разработал еще один, более масштабный проект метрополитена, основанный на новом генплане Ленинграда 1935 года. Проектом предусматривалось три диаметральных линии, радиальная, кольцевая и южная линии. Общая протяженность линий в двухпутном исчислении должна была составлять около 165 км. Между тем транспортная напряженность на улицах Ленинграда продолжала возрастать. Трамваи в то время являлись основным видом транспорта и охватывали почти весь город. Протяженность линий на 1936 год составляла почти 400 километров, действовало 42 маршрута. Трамваям становилось всё труднее перевозить огромные потоки людей. А население Ленинграда к 1939 году уже превысило отметку в 3 миллиона человек. Транспортная проблема требовала немедленного решения.

Станция «Спортивная»

В 1938 году вопрос о создании городской подземки перешёл в плоскость практической реализации. Председатель Ленинградского Городского Совета А.Н. Косыгин выступил с инициативой строительства метрополитена в Ленинграде и получил поддержку в Москве. За основу дальнейшей разработки был принят проект ЛНИИКХ 1937 года. Разработка, начавшаяся в 1940 году, была поручена московскому институту «Метропроект», уже получившему хороший опыт в проектировании и строительстве московского метро.

Станция «Петроградская»

21 января 1941 года была создана специальная строительная организация – «Строительство №5 НКПС», которая и осуществляла всю дальнейшую деятельность по проектированию и строительству метрополитена. Развернулась огромная деятельность по подготовке к проходке шахтных стволов и подходных тоннелей. Пуск первой очереди был намечен на декабрь 1942 года. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Строительные работы были приостановлены, а метростроевцы направлены на строительство оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду. Все пройденные выработки были законсервированы. С 1944 года метростроевцы переключились на восстановление заводов, зданий, дорог и иных сооружений.

Станция «Бухарестская»

В ноябре 1945 года, спустя несколько месяцев после окончания Великой Отечественной войны, возобновились работы по проектированию и строительству метрополитена в Ленинграде. Из затопленных шахт началась откачка воды, возобновились геологоразведочное бурение. Проектировщики кардинально пересмотрели довоенный проект, но идея связать все железнодорожные вокзалы и крупные промышленные предприятия была сохранена. Несмотря на тяготы послевоенного времени и нехватку строительных материалов, финансовые и материальные ресурсы для строительства метрополитена были выделены. Из года в год темпы строительных работ нарастали. Строительству помогало более шестидесяти ленинградских предприятий, приезжали лучшие работники и специалисты. В декабре 1954 года вышло постановление Совета Министров СССР о подготовке к вводу первой очереди Ленинградского метрополитена. Для этой цели было создано управление метрополитеном, которое возглавил бывший начальник Московского метрополитена Иван Новиков.

Станция «Лиговский проспект»

С марта по октябрь 1955 года было подготовлено около трёхсот машинистов и их помощников, дежурных по станции. В сентябре 1955 года Ленгорисполком утвердил структуру метрополитена, основные подразделения и их руководство. 7 октября был запущен первый обкаточный поезд, а 5 ноября 1955 года подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди Ленинградского метрополитена от «Площади Восстания» до «Автово».

Станция «Обводный канал»

С 5 по 9 ноября осуществлялась перевозка пассажиров по пригласительным билетам, которые выдавались на предприятиях, учебных заведениях в первую очередь семьям передовиков производства. Торжественное открытие Ленинградского метрополитена имени В.И. Ленина состоялось 15 ноября 1955 года. Всего через десять лет после окончания войны город получил удобный и быстрый транспорт, оформленный в стиле сталинской архитектуры. Каждая станция была богато отделана, имела свою тему оформления, отражала и прославляла различные стороны жизни страны Советов.

Тематический состав «Эпохи метро»

В честь 65-летия Петербургского метрополитена на третью линию сегодня вышел уникальный тематический состав «Эпохи метро». В нём представлена вся история метрополитена на фоне главных событий и перемен, которые происходили в жизни города и страны. При оформлении вагонов использовались архивные фотографии, тексты, составленные по историческим документам и воспоминаниям ветеранов метрополитена. Также всю информацию можно получить в «виртуальном вагоне» – с помощью QR-кода перейти на специальный сайт, где размещены дополнительные сведения и исторические снимки.

Тематический состав «Эпохи метро»

Все изображения взяты из открытых источников.

2
Оставить комментарий

avatar
2 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
2 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
Marina_Trifonova_150Natalya_Alekseeva_223 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Natalya_Alekseeva_223
Участник

С 65-летием метро Санкт-Петербурга!

Marina_Trifonova_150
Участник

С ПРАЗДНИКОМ! 🎉