26 сентября 2020, 10:00

Метрополитен в столице Франции открылся 120 лет назад – 19 июля 1900 года. И в этом сыграл немалую роль Фюльжанс Бьенвеню. Он был бретонцем, а для любого француза это уже характеристика. Гасконцы, как известно, гордые и воинственные, а вот бретонцы – стойкие и ужасно упорные. Чем-чем, а упорством французский инженер Фюльжанс Бьенвеню обладал в полной мере. Если бы не это качество – не бывать бы метрополитену в Париже.

«Отец» парижского метро – инженер Фюльжанс Бьенвеню

Фюльжанс Мари Огюст Бьенвеню родился 27 января 1852 года в кантоне Юзель департамента Котд’Армор провинции Бретань. Он стал последним, тринадцатым ребенком в культурной, интеллигентной семье. Его дед Луи-Рене-Франсуа Бьенвеню был судьей, адвокатом и писателем, отец – тоже адвокатом и нотариусом, знатоком античного права. Свою любовь к греческим и латинским авторам, а также к истории и археологии он привил и младшему сыну. Сначала Фюльжанс Бьенвеню увлекался философией и даже окончил колледж в 15 лет. Но, обладая весьма деятельной натурой, он решил посвятить себя более практической деятельности и в 1870 году поступил в политехническую школу, по окончании которой приступил к работе в департаменте мостов и дорог в Алансоне (Нормандия). Там Фюльжанс Бьенвеню отвечал за эксплуатацию почти двухсот километров железной дороги. Затем занимался строительством линии в департаменте Майенн, которое осложнялось наличием скалистых предгорий. Приходилось их взрывать, и вот 25 февраля 1881 года произошел несчастный случай: обеспечивая безопасность рабочих, Фюльжанс Бьенвеню получил травму, в результате которой ему ампутировали левую руку. А 2 марта этого же года он стал рыцарем ордена Почётного легиона. В 1884 году Фюльжанс Бьенвеню перезжает в Париж. Он по-прежнему занимается строительством и эксплуатацией дорог. Отлично зарекомендовав себя на этом поприще, с 1891 года он возглавляет строительство акведуков, доставляющих в город воду из Луары. И наконец, разрабатывает проект Парижского метрополитена, который тогда назывался просто городской железной дорогой.

Так выглядел общественный транспорт в Париже в конце XIX — начале XX века

Разговоры о метро в Париже начались ещё в 1845 году. Тогда существовала только паровая и конная тяга, поэтому все проекты предполагали строительство наземных линий. Всерьез заговорили о городской железной дороге уже после открытия метро в Лондоне и Будапеште. Но противников было больше – депутаты парламента заявляли, что парижане «не какие-нибудь англичане, чтобы загонять их под землю, что это крайне вредно для здоровья…». Единственным человеком, который последовательно отстаивал идею подземной железной дороги, был Фюльжанс Бьенвеню. Он писал статьи, выступал и доказывал. Наконец он нашёл самый главный аргумент. Дело в том, что в 1900 году в Париже должна была пройти Всемирная выставка, на которую съезжалось множество гостей со всего света. Парижане сами с трудом передвигались по городу – сотни автомобилей, трамваев и омнибусов преграждали друг другу путь. Именно омнибус был основным средством передвижения жителей Парижа на рубеже веков. В 1900 году число пассажиров таких многоместных экипажей перевалило за 300 миллионов человек! А число лошадей, использовавшихся для передвижения омнибусов, приблизилось к 17 тысячам. А как тяжело пришлось бы гостям французской столицы!

Строительство метро в Париже

Этот аргумент никто не смог оспорить, и 30 марта 1898 года был принят закон о строительстве метрополитена. В октябре уже начали рыть первые котлованы. Но между этими событиями пришлось ещё немало потрудиться. Во-первых, хотя с доводами Фюльжанса Бьенвеню согласились, все были убеждены, что строительство подземной железной дороги должно предшествовать строительству города. Ему предлагали строить подземку в пригородах Парижа, которые тогда активно застраивались. Если бы он принял это предложение, то логика расширения парижского метро шла бы в обратном направлении: не от центра к периферии города, а от периферии к центру. Но Фюльжанс Бьенвеню был убежден, что новое средство городского транспорта должно проходить под землей и в первую очередь в центре. Это, разумеется, было сопряжено со значительными трудностями: метро можно было строить только на небольшом расстоянии от поверхности земли, открытым способом и, следуя изгибам улиц, чтобы не задевать дома. Все это требовало значительных затрат, а деньги никто давать не хотел: все были уверены, что проект провалится. Но Фюльжанс Бьенвеню и тут нашёл выход. В те годы на балетной сцене Парижа блистала Клеопатра Диана де Мерод, более известная как Клео. Она была очень красива и популярна – к числу её поклонников относился даже король Бельгии Леопольд II, которого злые языки прозвали Клеопольдом. Фюльжанс Бьенвеню был знаком с Клео, и она составила ему протекцию у короля. Леопольд II ни в чём не мог отказать  своей возлюбленной, а кроме того, у него были обязательства и перед Францией: незадолго до этого Франция передала Бельгии часть Конго. Король Бельгии нашёл деньги, и именно на них под руководством Фюльжанса Бьенвеню был построен Парижский метрополитен. Правда, запустить первую линию к открытию выставки не успели…

Успех парижского метро превзошел все ожидания

Успех парижского метро превзошел все ожидания. Страхи о том, что в метро будет холодно, сыро и опасно, быстро прошли. Парижское метро, в отличие от всех предшествующих, с самого начала работало на электрической тяге. Всего за несколько месяцев метрополитеном в Париже воспользовались почти 18 миллионов пассажиров! А Фюльжанс Бьенвеню получил ещё один орден Почётного легиона. А вот другая история, скорее всего, является легендой. Но какую-то почву под собой она должна иметь. К строительству метро в Париже были привлечены самые разные люди, в том числе и сомнительных моральных качеств. А основным видом хлеба в Париже были плотные круглые буханки – каждый рабочий брал с собой нож, чтобы резать их. Поэтому ссоры, которые вспыхивали на стройке, часто заканчивались поножовщиной. Тогда Фюльжанс Бьенвеню попросил парижских булочников придумать хлеб, который можно было бы ломать руками. Те выполнили его просьбу и создали… багет. После этого Фюльжанс Бьенвеню конфисковал все ножи, и опасные драки прекратились.

Парижский метрополитен в начале прошлого века

Фюльжанс Бьенвеню отдал метрополитену 30 лет своей жизни. Правда, в 1914 году, когда началась Первая мировая война, 62-летний однорукий изобретатель попытался пойти в армию. К счастью, ему отказали, поскольку он приносил больше пользы на своём посту. Фюльжанс Бьенвеню продолжал проектировать и строить новые линии парижского метро. В 1926 году он получил Большой крест Почётного легиона. Фюльжанс Бьенвеню вышел на пенсию только в конце 1932 года, когда ему уже было 80 лет. Умер Фюльжанс Мари Огюст Бьенвеню 3 августа 1936 года. По случайному совпадению за день до этого умер национальный герой Франции Луи Блерио – первый французский пилот и конструктор, совершивший в 1909 году на своем моноплане перелёт через Ла-Манш. Вся Франция была в скорби, поэтому смерти и похоронам Фюльжанс Бьенвеню французская пресса уделила мало места. Но его имя навсегда вошло в историю Парижа и Франции. Его именем названа одна из станций метро – «Монпарнас-Бьенвеню», а на бюсте, установленном у стены его дома в Юзеле, красуется надпись: «Фюльжанс Бьенвеню, отец метро».

Выдающийся французский инженер Фюльжанс Бьенвеню

Все изображения взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Natalya_Alekseeva_223 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Natalya_Alekseeva_223
Участник

Как интересно, ведь фамилия отца французского метро Бьенвеню (bienvenue) переводится с французского как «добро пожаловать»! Добро пожаловать во французский метрополитен 🙂