22 ноября 2020, 10:00

Ташкентский метрополитен – надёжный, удобный и востребованный вид городского пассажирского транспорта. Он занимает второе место по объёмам перевозок в столице Узбекистана (после городского автобуса). Метрополитен Ташкента – это уникальный по многим инженерно-техническим решениям транспортный комплекс с оригинальным архитектурно-художественным оформлением станций.

В настоящее время в Ташкенте проживает более 2,5 млн жителей

Ташкентский метрополитен – старейший метрополитен в Центральной Азии. В начале 1960-х годов население Ташкента превысило миллион человек. И город продолжал расти и расширяться: в процессе ликвидации последствий землетрясения 1966 года стали появляться новые микрорайоны и города-спутники. В течение двух лет население города увеличилось почти в полтора раза, а площадь городской территории стала больше на треть. Одной из основных задач стало налаживание и развитие транспортной связи между центром города и новыми районами.

Руководство Узбекской ССР в 60-х годах прошлого века неоднократно направляло в Москву предложения по строительству метрополитена в Ташкенте. 26 сентября 1967 года на республиканском уровне было утверждено постановление «О проектировании и строительстве метрополитена в Ташкенте». Был запущен процесс проектирования и подготовки к сооружения метро. В августе 1971 года руководством страны наконец-то было принято распоряжение о начале строительства Ташкентского метрополитена. В ноябре 1972 года тоннельный отряд №2, восстанавливающий Ташкент после землетрясения, приступил к сооружению строительных площадок первых пяти станций и организации проходки перегонных тоннелей.

Строительство метро в Ташкенте

Строительство велось преимущественно открытым способом. Основная часть трассы пускового участка линии прошла под самым широким в городе проспектом Дружбы Народов, что, безусловно, облегчило задачу строителей. Однако были и сложные моменты, особенно при строительстве тоннеля под каналом Боз-Су, когда строители столкнулись с большим количеством подземных речек и грунтовых вод – пришлось прокладывать тоннели на несколько метров ниже первоначально запланированного уровня. К тому же это был первый опыт строительства метрополитена в условиях высокой сейсмичности. В проектировании и сооружении метрополитена помогали специалисты из Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси и Баку.

Строительство велось преимущественно открытым способом

Наряду со строительством была начата работа по подготовке кадров. В июне 1976 года было принято решение МПС об организации Ташкентского метрополитена и на данную организацию были возложены задачи по подготовке рабочих и служащих для метро, формировании коллектива метрополитена Ташкента. Были созданы 17 различных профессиональных групп, члены которых стажировались в метрополитенах Москвы, Ленинграда, Киева и Харькова.

Торжественный митинг, посвящённый открытию Ташкентского метрополитена состоялся 6 ноября 1977 года – накануне очередной годовщины Октябрьской Революции. А уже на следующий день ровно в 5 часов утра поезда с пассажирами начали курсировать между станциями «Сабир Рахимов» и «Сквер Амира Темура». Первый участок первой линии Ташкентского метрополитена протяжённостью 12,2 км с 9 станциями связал центр города с самым крупным жилым массивом Чиланзар и Центральным автовокзалом города. Вторая очередь первой линии (получившей название Чиланзарская), была запущена в 1980 году.

Первая очередь второй, Узбекистанской линии,  была введена в эксплуатацию в 1984 году, а достроена она была в 1992 году. За годы независимости Узбекистана была спроектирована и сдана в сентябре 2001 года первая часть Юнусабадской линии (6 станций), а 30 августа 2020 года к ней добавились ещё 2 станции. При строительстве этой линии впервые были применены новые технические и технологические решения, а для архитектурно-отделочных работ и художественного оформления станций были применены как традиционные материалы (гранит и мрамор), так и современные – стекло, металл и керамика.

30 августа 2020 года также была запущена первая очередь (7 станций) наземной Кольцевой линии. Таким образом, сегодня метро Ташкента насчитывает 4 линии общей протяженностью 51,4 км, состоящие из 38 станций. В настоящее время активно строится Сергелийская наземная линия длиной 9 км с четырьмя наземными и двумя подземными станциями, которая будет продолжением Чиланзарской линии. 16 октября 2020 года был осуществлен тестовый запуск Сергелийской линии от станции «Алмазар» до конечной станции «Кипчак». Планируется, что новая линия будет запущена до конца текущего года.

Сегодня метро Ташкента насчитывает 4 линии общей протяженностью 51,4 км

Ещё в марте 2019 года компания «Узбекистон темир йуллари» презентовала проект развития Ташкентского метрополитена, согласно которому к 2025 году в столице Узбекистана протяженность линий метро вырастет до 157 км, появится 74 станции, в том числе 17 пересадочных. Работы по строительству новых участков планируется разделить на 10 этапов, на каждом из которых будет сооружаться от 10 до 20 км. Позже специалисты предложили достроить три существующие линии, чтобы повысить эффективность работы общественного транспорта и увеличить загрузку метрополитена.

Станция «Мустакиллик майдони» (архитектор Лев Попов)

В 1977 году, к первому открытию метрополитена, в Ташкент было доставлено 20 четырёхвагонных составов, укомплектованных вагонами типов Еж3 и Ем-508Т, которые проработали до 1985 года. С 1980 года по 1993 год поступали составы модели 81-717/714, которые используются поныне. В 2001 году было закуплено пять новых составов 81-718/719, в 2019 – пять новых составов 81-765/766/767. В Ташкентском метрополитене и сейчас используются составы из 4 вагонов. Эксплуатационный парк состоит из 204 вагонов. Обслуживает подвижной состав два депо: ТЧ-1 «Чиланзар» и ТЧ-2 «Узбекистан».

Станция «Космонавтлар»

Чиланзарская, Узбекистанская и Кольцевая линии работают с 5 утра до полуночи. После 00:00 станции работают только на выход. Юнусабадская линия работает с 6 утра до 23:00. В праздничные дни работа метрополитена продлевается до 4 часов утра. 7 октября 2019 года на всех станциях Ташкентского метрополитена заработал бесплатный Wi-Fi.

Поезд на станции «Ахангаран» Кольцевой линии метро Ташкента

В октябре 2020 года начался постепенный отказ от оплаты проезда на основе жетонов, а с 1 ноября в метрополитене Ташкента возможна оплата только бесконтактным способом: через единые транспортные карты «ATTO», через банковские карты с чипом NFC (HUMO), а также с помощью одноразового билета с QR-кодом.

Наземная Кольцевая линия

Подробней о системе оплаты проезда в Ташкентском метрополитене можно узнать здесь.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о