17 октября 2020, 10:00

Глазго – крупнейший город Шотландии, четвёртый по численности населения в Великобритании. В XVIII веке Глазго превратился в крупный портовый и промышленный центр, развитие городских территорий и рост численности населения обусловили необходимость поиска быстрого, безопасного и недорогого транспорта.

Полностью проехать метрокольцо в Глазго можно всего за 24 минуты

Метрополитен Глазго – один из старейших в мире, пятый по времени открытия и третий подземный (после Лондонского и Будапештского). Его строительством занималась The Glasgow District Subway Company, которая 14 декабря 1896 года открыла в Глазго первую и до сих пор единственную линию метро. Инженером проекта выступил Уильям Тейт, отличившийся также при строительстве канализации, газо- и водопровода в Эдинбурге.

Первые пассажиры метрополитена Глазго (1896 год)

Сооружение метрополитена началось в марте 1881 года. Работы велись в сложных инженерно-геологических условиях – водонасыщенных песчаных грунтах. Скорость работ на первоначальном этапе строительства была рекордно низкой – до нескольких дюймов в неделю. В большинстве своем тоннели прокладывались под улицами города, что позволило вести строительные работы на небольшой глубине открытым способом. При пересечении реки Клайд и участков под главными железнодорожными путями проходка туннелей осуществлялась с использованием проходческого щита Грейтхеда, работающего на сжатом воздухе. Когда на пути проходчиков встречались скалы и глиняный песок, проводились подрывные работы с применением динамита. Для укрепления стенок тоннелей использовалась чугунная обделка.

Обслуживание поезда в депо

Первоначально метрополитен в Глазго функционировал по принципу канатной железной дороги. Выбор в пользу механической тяги был сделан из-за сомнений в бесперебойной работе электричества. Поезда с двумя вагонами тянулись тросами, расположенными между шпалами. Поезд приводился в движение посредством фиксации кабеля в специальных зажимах, установленных на поездах. Кабель тянулся большим кабельным барабаном с паровым двигателем мощностью 1500 лошадиных сил. Котельное помещение включало 8 котлов на угольном топливе. Двигатель и машинное оборудование, управляющее кабельными барабанами, располагались в тупиках длиной 41 метров и шириной 15 метров. В 1935 году линия, перешедшая в собственность города из-за нерентабельности, была электрифицирована, причём с марта по октябрь направление против часовой стрелки было электрифицировано, а по часовой – оставалось на канатной тяге.

Ширина островной платформы в метро Глазго – всего 3 метра

Все станции были построены с островной платформой, из-за чего первые составы проектировались с дверями только с одной стороны вагона. Более того, до модернизации в метрополитене Глазго не было эскалаторов и инфраструктуры для маломобильных пассажиров, а в последнем вагоне состава разрешалось курение. С 1974 года по 1980 год метрополитен Глазго был модернизирован, при этом в 1977–1980 годах система была полностью закрыта для проезда. В ходе реконструкции были перестроены тоннели и станции, одна станция («Мерклэнд-стрит») была закрыта, её заменили на новую станцию «Партик». После заявления городских властей, что с этого времени метро будет работать «как часы», оно получило забавное прозвище Clockwork Orange («Заводной апельсин») – по оранжевому цвету составов и цвету, которым метро обозначено на плане города. Кстати, это прозвище в основном используется среди туристов, сами жители Глазго обычно называют свою подземную железную дорогу The Subway.

Наземный вестибюль станции St. Enoch

Метрополитен Глазго ни разу не расширялся с момента открытия, но существуют планы расширения сети. Единственная линия имеет форму овала с длиной окружности 10,4 км и состоит из двух однопутных тоннелей диаметром 3,35 м. Средняя глубина заложения – около 10 метров. На линии находится 15 подземных станций, которые расположены на обоих берегах реки Клайд. На линии три пересадки на одноимённые железнодорожные станции: Partick, Buchanan Street и St. Enoch.

Оранжевые составы метрополитена Глазго

Ширина платформ станций составляет 3 метра, длина – около 40 метров. Чтобы проехать полный круг потребуется всего 24 минуты. Ежедневный пассажиропоток составляет около 40 тысяч человек. Метрополитен Глазго по будням и в субботу открыт с 6:30 до 23:40, а в воскресенье движение составов начинается в 10 утра и заканчивается в 18:12. Интервал движения между поездами составляет 4 минуты в час-пик и от 6 до 8 минут в остальное время.

Стоимость поездки зависит от вида проездного. О способах оплаты проезда в метрополитене Глазго можно прочитать здесь.

Внутри новых вагонов метро Глазго

В 2012 году управляющая компания SPT запустила приложение iShoogle для iOS и Android, в котором можно зарегистрироваться с помощью аккаунта на Facebook и получить доступ к справочной информации о работе метрополитена и ближайших торгово-развлекательных объектов – баров, магазинов и отделений банков. Приложение частично поддерживает местную забаву – subcrawl. Участники сабкроула весь вечер катаются по кольцевой линии, выходя на каждой станции, чтобы ненадолго зайти в ближайший бар или паб.

В метро Глазго тоже выступают музыканты

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о